Современные подходы в специальном образовании 11 страница

23. Коррекциямоторики

Хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости физических сил - важне' источник жизнерадостного восприятия, о 'Готовности преодолеть любые трудности.

В. А. Сухо.

Основная цель коррекции моторики состоит в' цреод" недостатков физического статуса. К таким недостаткам ей общая ослабленность организма, сниженный йм'мун деке здоровья у «проблемных» детей, как правило, ниже з нению со здоровыми сверстниками). Многим детям-] свойственна гипокинезия, ими гиподинамия (малоподв" образ жизни), что зачастую вызвано «охранительным р страхом родителей и воспитателей'перед возможными

Развитие моторики тесно связано с нервно-психичоско
тельностью, мышечной, сердечно-сосудистой й-дыХательн
стемами. Особый акцент следует делать на формирование и
витие произвольных движений, которые стимулирует р~
высшей нервной деятельности. Физическое состояйиеЭД
тельная способность во многом определяют общую дег- i
ность в обучении и труде, а также компенсаторные возмбжн
организма в преодолении нарушений развития. ' ;\;

Физкультурно-оздоровительная работа в специальных.; дениях направлена на з^лучшение общего состояния здоров, закаливание организма, повышение жизненного тонуса, ние физической и умственной работоспособности, освоение; ных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки) и осно физических качеств (сила, быстрота, выносливость, лов! гибкость), обучение рациональному дыханию, воспитан -вильной осанки и походки.

Основные, принципы физического воспитания ел ожили,: но, но до сих пор не теряют своей актуальности. Это

• • неразрывное .единство физического и умственного %
тия (П. Ф. Лесгафт); . • ':

• последовательность развития изолированных двий
(Л. А. Орбели). :•■■■■

'".. ' Направления коррекции моторики: 1. Общая моторика.

2. Мелкая моторика. :.- . •,... ■

3. Артикуляционная моторика. . ■■• . В каждом направлении существуют разные требования: от

общего-уровня развития до профессионального (почти все умеют ходить на цыпочках, но.'мало кто может двигаться так, как ба­лерина).

Состояние общей моторики характеризуется правильным те­лосложении,- пропорциями, осанкой, положением стопы, коор­динацией движений, умением держать равновесие. jCgedcmea коррекции общей моторик11,Ж.сьт& разнообразны. Перечислим

• .Лечебная физкультура направлена на предотвращение
осложнений" после соматических- заболеваний, нормализа­
цию мышечного тонуса, исправление контрактур (фиброз­
ная неподвижность суставов), неправильных поз, вызван­
ных параличами и парезами. Фиброзная неподвижность
суставов при ДЦП существенно затрудняет процесс, реаби­
литации. Основная причина этой патологии — мышечный
дисбаланс: если мышцы, служащие для разгибания колена
и подъема стопы, очень слабые, а мышцы, отвечающие за
сгибание колена и опускание стопы, сильные, вполне веро­
ятно появление контрактур. Возникновение их можно пре­
дупредить благодаря подбору правильных поз в положении
«сидя», «лежа», а также физическими упражнениями на
амплитуду движения (например, потягивание подобно кош­
ке или собаке). В качестве контроля за изменением величи­
ны угла контрактуры можно использовать сгибание листа
бумаги иди транспортир.. В большинстве случаев контрак­
туры необходимо скорректировать так, чтобы ребенок с на­
рушением опорно-двигательного аппарата мог ходить и об­
служивать себя, самостоятельно. ,- •-.
• Утр_евняя-р.имя,асхака для разминки суставов, мышц,
усиления кровообращения. Помимо комплексов утренней
зарядки, это могут быть несложные упражнения в постели,
а также виброгимнастика, занимающие от 1 до 2 минут.
, • -Урш£и»ф.ищу^1ьтур_,ы, для овладения основными двига­
тельными умениями и качествами.

• Физкультм^ш1^тки. для снятия усталости и психофизиче­
ского напряжения на уроках включают упражнения, способ­
ствующие выработке правильной осанки, восстановлению
отделов позвоночника. . . ,-■ ■,

��6.1+.��





Современные подходы в специальном образовании 11 страница - student2.ru Современные подходы в специальном образовании 11 страница - student2.ru Упражнения для шейного отдела позвоночника:

1. Плавные повороты головы влево и вправо (выполняются сидя, 10—12 раз по 2—3 подхода).,

2. Наклон головы влево и вправо (5—20 с по 3—4 подхода). •

3. Движения с опущенной головой на грудь к правому и лево­му плечу (10—12 с по 2—3 подхода).

4. Движения с высоко поднятой головой, положенной на спи­ну, к правому и левому плечу (10—12 с по 2—3 подхода).

5. Движения головой вперед — назад (10—12 с).

6. Вытягивание шеи вперед (5—10 с в быстром темпе, 2—3

подхода).

7. Втягивание шеи в плечи и выпрямление вверх («Боюсь —

не боюсь», 8—10 раз, 1—2 подхода).

Упражнения для снятия нервно-психического напряжения:

1. «Морозко» — растирание ладоней, вначале внутренней, а затем наружной их части (30-^45 с).

2. «Глазок» —- движение поочередно каждым пальцем по кру­гу (25—30 с).

3. «Кошечка» — поочередное сгибание фалангов пальцев, за­тем всех вместе со сжатием кистей в кулак (30—45 с).

4. «Ушки» -— движение поочередно каждым пальцем вверх

— вниз (20—25 с).

5. Вращение кистями рук в лучезапястном суставе, отдельно
каждой и взятыми в замок (25—30 с).

• Спортивные игры, эстафеты для развития духа состяза­тельности, повышения эмоционального тонуса. В прежние годы, несмотря на стихийный характер и дворовый вариант: игра в квача, догонялки, классики, скакалки, резинки — они были неотъемлемой частью детства.

• Ритмика как учебный предмет и как внеклассное заня­тие, помогающее выполнять разнообразные произвольные движения, научиться красиво двигаться под музыку. Сюда входит работа над выразительностью движений при музы­кальной поддержке, элементы хореографии,

• Кинезотерапия и позиционная гимнастика направлены
на развитие основных движений с помощью специальных
приспособлений, в частности,' укладок, которые использу­
ются как фиксирующие. При этом порядок формирования
движений сохраняется таким же, как и при нормальном ес­
тественном развитии: подъем головы, повороты, присажи-
вание, вставание, перешагивание, ходьба. >

* Мануальная терапия, массаж.

• Гидротерапия — система коррекционных упражнений в
воде, что далеко не однозначно обычному плаванию в бас­
сейне. Этот средство коррекции моторики особенно показа­
но при ДЦП: в воде улучшается кровообращение, уменьша­
ется вес конечностей, снижается мышечный тонус, увели­
чивается объем движений.

• Иппотерапия — реабилитация посредством верховой езды. Тепло лошади способствует расслаблению спастичес­ких движений, мышц, наполняет ребенкажизненной энер­гией по принципу «сообщающихся сосудов». Все упражне­ния, традиционные для зала, в том числе с мячом, с гимна­стической палкой, с флажками становятся более интересны­ми, привлекательными для ребенка, сидящего на лошади. Например, протянуть, вытянуть руки вперед — «возьми лошадку за ухо». Ребенок учится держать равновесие, у него вырабатывается условный рефлекс ходьбы, так как шаг ло­шади совпадает с шагом человека. Общество иппотерапии создано в Беларуси всего несколько лет назад, в Польше действует уже три десятилетия, а наиболее давние традиции в реабилитации посредством верховой езды имеют Англия

и Франция. К «экзотическим» средствам коррекции моторики и эмоцио­нально-волевой сферы можно отнести делъфинотерапию. Дель­фины •— своеобразное живое УЗИ. На здорового человека он не реагирует (эхолакация требует значительных затрат энергии, и дельфин не всегда ее «включает»), но каким-то образом чувству­ет тех, у.кого не лады со здоровьем. Большой опыт дельфиноте-рапии накоплен в Севастопольском океанариуме. Особенно она показана при аутизме. Сначала ребенок преодолевает чувство страха перед большой рыбой. Потом, поплавав с дельфином, учится концентрировать внимание и в конце концов раскрыва­ется, у него появляется потребность выразить словом свои чув­ства.

В Одессе на базе специальных учреждений, существует реаби­литационный театр физического воспитания под девизом: «Че­рез движения рук — к лучшей жизни».

В коррекции общей моторики большое значение имеет специ­альное оборудование. Это разнообразные тренажеры, мягкие спортивные модули, лечебные мячи, средства для тренировки вестибулярного аппарата и для умения держать равновесие (га-



Современные подходы в специальном образовании 11 страница - student2.ru Современные подходы в специальном образовании 11 страница - student2.ru мак, карусель, качели, вращающийся стул, горка, трамплин, батут, скейтборд) и др.;" .-.....-•

Подвижные игры, особенно'в младшем школьном-возрасте, направлены на развитие творческих способностей, воображения, внимания,, на воспитание инициативы, самостоятельности дей­ствий, выработку умения соблюдать установленные правила. Многообразие движений, совершаемых во время подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на улучшение координации и ускорение реакции, ориентировки в пространстве и времени, скоростных и скоростно-силовых способностей, выносливости и других так называемых кондиционных параметров.

Во время игры закладываются основы естественных движе­ний' (ходьба, бег, прыжки, метания), -элементарных игровых умений (ловля, передачи, броски мяча) и технико-тактических действий (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником), необходимых при овладении спортивными игра­ми в более старшем возрасте. Большинство подвижных игр и эс­тафет (прежде всего с мячами) проводится лишь после того, как необходимые двигательные действий уже освоены.'

Участие в международном физкультурно-спортивном движе­нии Special Olympics перевернуло наши представления о физи­ческих возможностях детей-инвалидов и подтолкнуло к корен­ному пересмотру содержания программ по физическому воспи­танию в специальных школах. Движение было основано в 1968 году Юнис Кеннеди Шрайвер, и в настоящее время является са­мой крупной в мире программой спортивных тренировок и со­ревнований по 23 зимним, летним и демонстрационным олим­пийским видам спорта для детей и взрослых с интеллектуальной недостаточностью. В программах Спешиал Олимпикс ежегодно принимают участие более Iе млн спортсменов из 120 стран мира от 8 лет и старше -с любым диапазоном возможностей и уровнем интеллекта ниже 80 IQ. Девиз игр: «Дай мне победить, а если я не смогу, то пусть я буду смелым в этой попытке!»

Официальные летние виды спорта: плавание (водные упраж­нения), легкая атлетика, баскетбол,--кегли,' велоспорт, конный спорт, футбол, гимнастика, роликовые коньки, софтбол, теннис," волейбол,

Официальные зимние виды спорта: равнинные й горные лыжи, бег на коньках, фигурное катание, хоккей на полу, хок­кей с мячом. ■ ' '

Демонстрационные виды спорта: бадминтон, гольф, тяжелая

атлетика, настольный теннис, гандбол.

Белорусский комитет Спешиал Олимпикс как. общественная
организация существует с 21 августа 1992: года. Круглогодично
проводит тренировки и спортивные соревнования по 16 олимпий­
ским .видам спорта. ■■■ : ,-■'■.

Современным направлением в развитии психофизических возможностей человека является образовательная кинесиология — учение о возможностях использования естественных физиче­ских движений для организации деятельности мозга, и тела, об­ретения самоструктурированного опыта и творческой самореа­лизации личности. Это направление основано на исследованиях психологов и педагогов гуманистического направления (А. Ге-зелл, К. Роджерс, Ж. Пиаже, М. Монтессори, Л. Кларк, Дж. Канфильд и др.).

Методика «оживления* и активизации природных механиз­
мов работы мозга Пола и Гейл Деннисон строится на двух прин­
ципиальных типах движения; • -

• движения, пересекающие некую центральную зону тела,
которые интегрируют движение и мысль;
.• односторонние движения тела, ведущие к разъединению
мысли и движения. - -.'..., -

Упражнения собраны в 4 группы. ■" *

1. Движения, пересекающие среднюю линию тела, стимули­руют работу как общей, так и мелкой моторики, способствуют интеграции деятельности левого и правого полушарий головно­го мозга, полноценному восприятию материала как на аналити­ческом уровне, так и на уровне обобщения. • -■ '

2. Упражнения, растягивающие мышцы тела, главным обра­зом снимают негативное влияние различных рефлексов, в пер­вую очередь, охранительного. Когда мышцы растягиваются и принимают нормальное, естественное состояние и длину, они посылают сигнал в мозг, что система находится в расслабленном, спокойном состоянии и, следовательно, готова к познавательной деятельности. На уровне работы мозга это означает, что инфор­мация из задних отделов мозга (зон выживания) может свобод­но переходить в передние, причинно-обуславливающие отделы, через лимбйческую систему, которая является своеобразными воротами, пропускающими учебную информацию в высшие от­делы мозга.

3. Упражнения, энергетизирующие тело, обеспечивают необ­ходимую скорость и интенсивность протекания нервных процес-

Современные подходы в специальном образовании 11 страница - student2.ru сов между клетками и группами клеток мозга. Эти упражнения основаны на точном знании зон рефлекторного и «психологиче­ского.»- функционирования тела.

4. Позовые-упражнения, способствуют углублению позитив­ного отношения, так как влияют на эмоциональную -*- лимбиче-скую систему, взаимодействующую с центрами восприятия соб­ственного «я» личности. Они стабилизируют и отлаживают ритм нервных процессов системы, способствуя успешному учению.

Мелкая моторика — это тонкие, дифференцированные дви­жения пальцев. Уровень развития мелкой моторики — один из показателей готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий достаточно развитые дифференцированные движения пальцев рук, умеет логически рассуждать, у него отмечается ус­тойчивое внимание, хорошая память и связная речь. В связи с этим уместно напомнить слова В. А. Сухомлинского: «Ум нахо­дится на кончиках пальцев». По возможности,следует макси­мально развивать обе руки: и правую, и левую, что будет способ­ствовать полноценному развитию обоих полушарий головного мозга. Существует специальный термин амбидекстрия — оди­наковое развитие функций обеих рук, которое может быть врож­денным или сформироваться в процессе тренировки.

Мелкая моторика развивается в процессе таких видов деятель­ности, как сжатие, откручивание, закручивание, комкание бу­маги, протягивание, нанизывание, лепка из пластилина и гли­ны, конструирование и занятия с мозаикой, выкладывание фи­гур из спичек, освоение ремесел (вышивание, плетение, вязание, . выжигание, работа с бисером), прокалывание, склеивание, вы­резание по контуру, раскрашивание и штриховка, изобразитель­ная деятельность и др. Широко применяются игры и действия с игрушками и предметами: сборка пирамидки, раскладывание палочек, пуговиц, зерен, фасолек и т. п., изготовление буе из различных предметов (готовые бусинки, ракушки, рябина и т. п.), волчки, эспандеры, весовые дощечки и цилиндры, рамки .Монтессори (разнообразные виды застежек, которые использу­ются в одежде ж обуви). Эффективным приемом для развития функций кисти руки является смятие, комкание бумаги, салфе­ток, газет и заталкивание их в банку, бутылку. Ребенку можно также предложить порвать их на мелкие кусочки, чтобы «при­готовить подстилку для попугая или морской свинки».

- Большое значение в развитии мелкой моторики имеют игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками; спе-

циальные упражнения без речевого сопровождения, объединен­
ные в комплекс гимнастики для рук, так называемая пальчико­
вая гимнастика. -■■

Йогу пальцев, или мудры, можно использовать не только для улучшения мелкой моторики, но и как лечебно-оздоровительное средство. На санскрите «мудрой» называется ритуальное поло­жение рук в индобуддийской религии. Большинство мудр не имеют противопоказаний и обеспечивают лечебный эффект. Так, мудра «Знание» снимает эмоциональное напряжение, улучшает мыслительные процессы, активизирует память, способствует концентрации внимания. Методика исполнения: указательный палец легко соединяется с подушечкой большого пальца. Остав­шиеся три пальца выпрямлены, не напряжены.

Мудра «Небо» оказывает значительное влияние на улучшение слуховой функции. Методика исполнения: средний палец сгиба­ем так, чтобы подушечкой он прикасался к основанию большо­го пальца, а большим прижимаем согнутый средний. Мудра «Жизнь» выравнивает энергетический потенциал всего организ­ма, благотворно влияет на зрительную функцию. Методика ис­полнения: подушечки среднего, мизинца и большого пальцев соединяются вместе, а оставшиеся свободно выпрямлены. «Окно мудрости» используется при нарушениях мозгового кровообра­щения, склерозе сосудов головного мозга, открывает жизненно важные центры, активизирует умственную деятельность — бе­зымянный палец прижимается первой фалангой большого паль­ца. Существуют позы пальцев для снятия почти всех распрост­раненных болезненных состояний («Спасающая жизнь», «Мор­ской гребешок», «Голова Дракона» и др.). Важно помнить, что все мудры выполняются одновременно на двух руках до 30 мин.

вдень.

Во всех случаях совершенствование мелкой моторики не должно превращаться в самоцель. Зачастую это неотъемлемая часть работы по формированию навыков самообслуживания и обучения ремеслам.

Коррекция моторики лица и артикуляторного аппарата направлена на снятие паретичности, вялости, установление фик­сированных положений органов артикуляции, выработку устой­чивой воздушной струи. Средства развития: артикуляционная гимнастика, комплекс упражнений на дутье, логопедический массаж, логоритмика.

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специаль-





Современные подходы в специальном образовании 11 страница - student2.ru Современные подходы в специальном образовании 11 страница - student2.ru Современные подходы в специальном образовании 11 страница - student2.ru ных упражнений, направленных на укрепление щшд артищ:
ляц-ионног-о-аппарата, развитие силы, подвижности* и диффере
цированности движений органов, участвующих в речевом п ~
цееее. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц:
жевательных, глотательных, мимических-;, процесс голосообра?
зования происходит при участии органов дыхания (гортань* тра
хея, бронхи, легкие, Диафрагма, межреберные мышцы). В связ
с этим следует проводить упражнения различных органов
мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, трудно
клетки. Метод воспитания звукопроизношения путем специфи
ческой гимнастики признан целым рядом известных теоретиков
и практиков, специализирующихся -на расстройствах речг
(М. Е. Хватцев, О, В. Правдина, М> В. Фомичева и др.). Звуки
речи образуются в результате сложного комплекса движений ар-з
тикуляционных органов — кинем. Закрепление той или иной кй>
немы открывает возможность освоения тех речевых звуков, ко*
торые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Цель ар*"
тикуляционной гимнастики — выработка полноценных движке-:
ний и определенных положений органов артикуляционного аиг
парата, умение объединять простые движения в сложные,, необ­
ходимые для правильного произнесения .звуков. , «*

При выборе методики логопедической гимнастики важен учет1:
особенностей возрастной моторики. Для еще не,говорящего ре"'
бенка применим принцип развития и упорядочения ритмических
движений на базе автоматических,кинем,-с которыми физиолог.
гически связана речевая функция*Эти неречевьта-движения,:;.
сформированные из безусловных реакций, превращаются в ре-;
чевые, условные,. - • .. .. .,:,,':

.-Занятия ведутся по схеме!--вначале воспитываются, грубые,"1
диффузные движения упражняемых органов. По мере их усвое-:
ния переходят к -выработке более дифференцированных движе-■';'
ний. Торможения неправильных движений.иснодьзуют зритель­
ный контроль, а также вводят ритм:, отдельные: движения губ,
языка, мягкого неба, глотки, голосовых связок,,дыхательных
мышц ограничиваются определенной длительностью и прерыва­
ются паузами такой же длительности согласно отбиваемому ру­
кой такту............ ',...'■,, - • - ■';;

Артикуляционные упражнения подбираются -в соответствии. с характером дефекта произношения и целесообразности реко-" мендуемых движений для правильного произнесения звука. Упражнять надо лишь те движения, которые нуждаются в ис- '■■

правлении, и необходимы для конкретного звука; Упражнения должны быть целенаправленными: важно не" их количество, а правильный подбор и качество выполнения. Недостаточно Толь-ко отобрать требующие коррекций Движения, нужно научить ребенка правильно- применять их, выработать точность, чисто­ту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного дви­жения к.другому.

В сочетании с массажем органов артикуляции и традицион­
ной артикуляционной гимнастикой можно использовать следу­
ющие комплексы упражнений. ■

• Упражнения для развития жевательных и мимических
мышц лица, используемые при коррекции дизартрии.

• ■ Элементы миогимнастики, разработанной в ортодонтам
в целях формирования и нормализации функции лицевых
мышц при коррекции прикуса. Миогимнастикас использо­
ванием специальных приспособлений рекомендуется в ло­
гопедии для развития лабиализации губ при произнесении
гласных и согласных звуков.

• Упражнения с активаторами для тренировки круговой
мышцы рта. Активаторы изготовлены из специальной же­
сткой проволоки, на концах которой прикреплены пластмас­
совые площадки для губ. Ребенок смыкает зубы и удержи^
вает активатор губами, сопротивление проволоки усилива­
ет сжатие губ. В ряде стран, в частности, в Польше, Малень­
ким детям еще до появления зубов по медицинским показа­
ниям изготавливают ортодонтические пластинки (основные
причины связаны с неумением закрывать рот, убирать язык,
что может вызывать саливацию (обильное слюнотечение), а
также со временем усугубить дисладик» и затруднить ее ус­
транение).

• Использование пластинки из пластмассы и резины. Уп­ражнения с вестибулярной пластинкой;, с межгубным коль­цом из жесткой резины, с металлическим диском. При построении логопедической работы с детьми, имеющи­ми нарушения звукопроизношения, осложненные дефектами артикуляционных органов, необходимо учитывать следующие

факторы: ., ,, - . •-:,,' л

1. Среди аномалий органов артикуляции, предрасполагающих к нарушению произношения звуков, намного чаще встречаются дефекты зуббчелюстной системы. "'',.'''

2. Чем раньше проявилась такая аномалия, тем больше риск

1

25�8578148�93�86�72937731208140�0790

Современные подходы в специальном образовании 11 страница - student2.ru Современные подходы в специальном образовании 11 страница - student2.ru Современные подходы в специальном образовании 11 страница - student2.ru Современные подходы в специальном образовании 11 страница - student2.ru Современные подходы в специальном образовании 11 страница - student2.ru Современные подходы в специальном образовании 11 страница - student2.ru появления устойчивых.дефектов звукопроизношения.

3. Патологии молочного прикуса провоцируют более грубые и стойкие нарушения звуковой стороны речи, нежели зубочелю-стные аномалии, проявившиеся только в постоянном прикусе.

4. У детей школьного возраста, имеющих патологии постоян­ного прикуса, дефекты звукопроизношения встречаются в два-три раза реже, чем у дошкольников с выраженными аномалия­ми молочного прикуса. ■ ■

, 5. Чем раньше была выявлена патология языка, губ или зу-бочелюстной системы и начато устранение дефектов артикуля­ционных органов, исправление нарушений звукопроизношения и развитие фонематического восприятия, тем быстрее и эффек­тивнее можно добиться положительных результатов в коррекции органической дислалии.

6. В коррекционцой работе с детьми, страдающими этим не­дугом, рекомендуется использовать комплексную артикуляци­онную гимнастику, основанную на логопедических приемах и элементах миотерапии, применяемой в ортодонтическом лече­нии.

Конкретный методический материал для развитии мелкой и артикуляционной моторики можно найти в справочниках и по­собиях.

Вопросы и задания

1. Покажите влияние состояния двигательной сферы на различные си­стемы организма, работу ВИД, развитие перцептивных и познава­тельных функций, уровень умственной и физической работоспособ­ности.

2. Какие параметры характеризуют общую моторику, мелкую и арти­куляционную?

3. Подберите задания, игры и упражнения для развития общей, мел­кой и артикуляционной моторики усложненного уровня.

4., Подберите все возможные приемы обучения шнуровке ботинок. Ка­кой способ шнуровки ботинок, с открытыми глазами или завязан­ными, быстрее приведет к автоматизации действий у слабовидяще­го ребенка?

Литература для самообразования

Белая А. С, Мирясова В. Ж. Пальчиковые игры для развития речи до­школьников: Пособие для родителей и педагогов. М.: ООО Изд-во ACT, 2000.

Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. СПб: Детство-Пресс, 1999.

Гуровец Г. В., Гуровец Д. С, Методика реабилитации психомоторных нарушений у умственно отсталых школьников на занятиях ЛФК // Дефектология. 1999. № 1.

Дедюхина Г. В. и др. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3—5 лет, страдающими детским церебральным параличом. М.: Гном-Пресс, 199Q.

Золотарев Ю. Г. Целительные мудры. СПб.: Диля, 2000.

Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М.: Педагогика, 1973.

Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. ML, 1998.

Мастюкова Е. Щ. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития // Дефектология. 1987. № 3.

Самыличев А. С, Олейник В. М. Физическое воспитание и умственная работоспособность учащихся вспомогательной школы // Дефекто­логия. 1992. № 1.

Ульянова Р. К. Коррекция двигательйых нарушений у детей дошколь­ного возраста с ранним детским аутизмом // Дефектология. 1988.

№4.

Уэстрайх Натали Г. Основные методы физической реабилитации боль­ных с двигательными нарушениями. Мн., 1998.

Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1998.

■2.4. Коррекция познавательных функций

Никакой человек в мире не родится готовым, то есть вполне сформировавшимся, но всякая жизнь его есть не что иное, как беспрерывно движущееся развитие, беспрестанное формирование.

. В,Г. Белинский

. В различных аспектах воспитания успех в значительной мере обусловлен проведением целенаправленной работы по коррекции

интеллектуального развития. Под интеллектом подразумевают совокупность всех сторон познавательной деятельности. В ши­роком значении интеллект охватывает все психические функ­ции, в узком — только высшие (произвольное внимание, актив­ное запоминание, расчлененное восприятие, мышление, речь).





шпцннннш

llllllllllllllllllllllllllllllllll...................... 11ШШШ1Ш1Ш1Ш.

.......................... 1ШШШШШиШШ!ШШШШ!Ш1||

Современные подходы в специальном образовании 11 страница - student2.ru Современные подходы в специальном образовании 11 страница - student2.ru Современные подходы в специальном образовании 11 страница - student2.ru iK те чисто обозначают способность пользоваться
формами мышления: понятиями, суждениями, умозаключение
ими. , • •'•• ,- ' ' . " , .'•• л"-

Н настоящее время..все больше йбольше детей.не только сне-
диальиьгх, но и массовых школ нуждаются" в 'дополнительных,
стимулирующих занятиях по коррекции познавательных функ-'-
ций. Ребенок не рождается с готовой способностью к мышлению,
Возникновение интеллектуальной деятельности ребенка обуслав­
ливается обогащением .его опыта,., развитием познавательных
функций. До тех нор пока умственные операции не сформируй
ютея, человек не сможет понять окружающей его среды. При
этом следует иметь в виду, что область того, что мыслится, го­
раздо шире того,- что воспринимается. Уже в старшем дошколь-;
ном возрасте ребенок оказывается способным преодолеть влия-;;
ние восприятия "я овладеть умением применять разные виды
(уровни) мышления — от наглядно-действенного до логическо­
го —.к конкретным ситуациям., ... ,.■--;.
Познание -—функция,не только интеллекта, но и личности. '■'■••
Ряд авторов определяют познавательную активность как каче- i
ство-деятельности ученика, которое проявляется в его отноше­
нии к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффектив­
ному овладению знаниями и умениями за оптимальное'время, им­
мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учеб- --
но-познавательной цели. Поэтому под развитием познавательной -,-
деятельности следует понимать качественные изменения в лич- ':
ности. Развитие мышления не-являетоя самоцелью. Учить мыс- }}.
лить необходимо не для того, чтобы ребенок умел это делать, а 1
для того, чтобы он мог лучше ориентироваться в окружающем 1
его мире, организовывать свою жизнь, становиться все более са- }
мостоятельным. ■■ ,с|
Детское мышление в-целом, и в частности ребенка с отклоне- :-|
ниями, имеет определенные границы. Они обусловлены тем, что ■]
ребенок может давать правильные ответы, которые ему до сути |
дела, непонятны; его слова могут быть просто повторением услы- Н
шанвого я лишены какого бы то ни было личного смысла; ребе- |
нок, как правило, сосредотачивает внимание 'на несущественных ;|
признаках, внешних, порой случайных, ситуативных,-Древне- -,;
римский педагог Марк Квинтилиан сравнивал ум детей с; неболь- '.-'
шими сосудами с узким горлышком., которые не-могут-принять -;
на себя сразу Жидкость, а. наполняются ниспадающими капля- i
МИ. • " '-'•-,.- " -..-?-■""- ..;.

Наши рекомендации