Этапы подготовки контрольной работы

Методические рекомендации

По написанию контрольных работ по дисциплинам специальности 050706.65 «Педагогика и психология»

Роль контрольной работы

В самостоятельном изучении педагогики

Контрольная работа является важным средством изучения дисциплины. Выполнение контрольной работы является одной из важных форм самостоятельной работы. В процессе ее подготовки и написания студентами осуществляется большой объем самостоятельной интеллектуальной работы, глубоко изучаются наиболее важные проблемы, на основе которых делаются научно обоснованные теоретические и практические выводы.

В процессе написания работы студенты обстоятельно изучают основную и дополнительную литературу, рекомендуемую к темам курса. Также приобретают опыт работы с текстом, литературой, учатся находить главные положения, относящиеся к избранной им теме, учатся логично и четко излагать свои мысли при анализе сложных теоретических вопросов, творчески применять их в современной профессиональной деятельности, развивать навыки самостоятельного подбора необходимого конкретного фактического материала, умения анализировать его, работать с психолого-педагогическими справочниками, проводить психолого-педагогические исследования, составлять таблицы и т. д.

Все это позволяет студенту не только расширить и углубить знания по дисциплине, но и прививает им навыки научного исследования и самостоятельного письменного изложения наиболее актуальных проблем. Выполняя контрольные работы, студенты приобретают необходимые навыки в подготовке выступлений, докладов, рефератов и других материалов по различным психолого-педагогическим проблемам.

В результате всего этого формируется психолого-педагогические знания, складывается мировоззрение, адекватное современному заказу человеческого общества.

Основные требования,

Предъявляемые к контрольной письменной работе

К основным требованиям относятся: содержание работы, ее структура, объем, форма изложения материала и ее оформление.

При написании контрольной работы недопустимо дословное переписывание рекомендованной литературы, за исключением цитат, которые должны оформляться соответствующим образом. Студентам необходимо творчески осмыслить изученную литературу и изложить содержание самостоятельно, преломляя приобретенные теоретические знания через призму своего практического опыта и дополняя их конкретными примерами и фактами.

Контрольной работе должны быть присущи: самостоятельность в обобщении изученного материала, оценка различных точек зрения на проблему, собственное осмысление проблемы на основе теоретических знаний, связь с профессиональной деятельностью специалиста, стройность изложения и логическая завершенность работы.

В структуру работы входят следующие составные части: титульный лист, план работы, введение, основное содержание, заключение, список использованной литературы.

Необходимо соблюдать правила оформления научного аппарата письменной работы.

Ниже приводится описание примерной структуры контрольной работы.

Введение

Во введении рассматривается актуальность, значение и обоснование необходимости проблемы, формулируется основная задача работы, которая ставится в контрольной работе. Введение по объему составляет обычно 1-2 страницы.

Основное содержание

Автор должен раскрыть содержание вопросов темы, при этом, показывая умение самостоятельно излагать изученные вопросы и практически применять полученные знания. При раскрытии темы необходимо показать теоретические знания, умение работать с литературой, сравнивать, анализировать и обобщать данные. Раскрывая теоретический вопрос, следует привести современный конкретный материал по проблеме, связанный с реальной жизнью. Необходимо обосновать фактический материал, обобщив его, рассмотрев различные точки зрения по данной проблеме, имеющиеся в опубликованной литературе, высказать свою точку зрения.

Заключение

В заключении четко формулируются выводы и предложения, вытекающие из содержания рассматриваемой проблемы, дается характеристика практической значимости сделанных выводов и рекомендаций.

Оформление работы

Объем контрольной работы должен составлять 24 рукописных станицы в 12-листовой тетради или 10-20 листов (в зависимости от дисциплины) машинописного текста. Страницы следует пронумеровать, причем титульный лист считается первой страницей, хотя на нем порядковый номер не ставится, и оставить поля для возможных замечаний рецензента.

Необходимым элементом каждой работы является справочно-библиографический аппарат, постраничные сноски, ссылки на источники.

Сноски на используемую литературу, документы (законы, нормативно-правовые акты и пр.) делаются на каждой странице и нумеруются арабскими цифрами.

Если источник имеет автора, то указывается: его фамилия, инициалы, название работы, место издания, страница. Например: Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-н/Д., 1997. – С. 72. Если авторов два или три, то указываются все фамилии в той последовательности, как в нем указаны. А если авторов более трех, то указывается фамилия и инициалы первого автора с добавлением слов «и др.».

Если источник вышел под общей редакцией, то указывается его название и фамилия редактора: Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. К.А. Альбухановой. – М, 1998.

Ссылаясь на статьи, опубликованные в газетах и журналах, указывают: фамилию и инициалы автора, название статьи, через две наклонные черты – название журнала или газеты, год, номер, страницу (для журнала), число и месяц выпуска (для газеты).

Если один и тот же источник цитируется в работе несколько раз, то после первого полного библиографического описания допускается сокращение: указывается только автор, название и страницы.

Если на одной странице две и более сносок на один и тот же источник, то принято указывать: Там же, С. 35.

Если смысл текста, мысли автора пересказываются своими словами, в сноске перед библиографическими данными ставится сокращенное «См.:»: См.: Реан А., Бордовская С., Розум Н. Психология и педагогика. – СПб., 2004. – С. 358.

Список использованной литературы составляется в алфавитном порядке по заглавной букве автора или названия источника.

Контрольная работа студента-заочника должна быть выполнена в строгом соответствии с учебным планом. Это требует от студента умелой и четкой организации своего труда, так как не рекомендуется написать работу «штурмом», за несколько дней до экзаменационной сессии. Зачет по контрольной работе является обязательным для допуска к итоговому зачету по данной дисциплине.

Этапы подготовки контрольной работы

Выбор темы и составление плана работы

При выборе темы следует ознакомиться с рекомендациями кафедры по тематике контрольных работ. Студенты могут сами проявить инициативу при определении темы, проконсультировавшись с преподавателем для правильного ее формулирования. При выборе темы студенту следует ориентироваться в первую очередь на проблемы, волнующие его. Тема контрольной работы студента, которую он избрал, должна быть связанной в той или иной степени с его профессиональной деятельностью.

Написание контрольной работы требует длительной и планомерной подготовки, поэтому тему нужно выбирать заранее, чтобы иметь время для систематической работы и подготовки ее к установленному сроку.

После выбора темы составляется план, который дает направление работы. При этом студенты могут руководствоваться примерным планом, который предлагается кафедрой. План – это логическая основа письменной работы, от правильного его составления во многом зависит структура, содержание, логическая связь частей. Также план является важнейшим показателем того, насколько глубоко студент изучил литературу, выделил главное, существенное. План в определенной степени свидетельствует о понимании студентом содержания проблемы в целом и ее частей.

При подготовке плана необходимо познакомиться с основной литературой и проконсультироваться с преподавателем, который поможет определить структуру изложения материала.

В план не следует включать много вопросов. Рекомендуется включить: небольшое введение, затем 3-5 наиболее важных вопросов темы, раскрывающих ее содержание, заключение.

Наши рекомендации