Основы психологии и педагогики
1 Психология: предмет, категории, задачи и методы общей и
авиационной психологии.
2 Проблемы биологического и социального в природе человека. Понятие о психике человека, классификация психических явлений.
3 Личность, индивид, индивидуальность. Движущие силы развития личности.
4 Характеристика психических процессов, их роль в деятельности авиаспециалистов.
5 Виды и функции ощущений.
6 Восприятие, его сущность и значение в деятельности авиаспециалистов.
7 Память: общая характеристика, свойства и функции.
8 Внимание, его функции и свойства.
9 Проблема личности в психологии. Классификация теорий личности.
10 Социализация личности: этапы, механизмы.
11 Самосознание личности и ее жизненный цикл развития.
12 Характеристика возрастных кризисов.
13 Просоциальное и асоциальное поведение личности. Самооценка личности.
14 Направленность личности: классификация потребностей. Ценностные ориентации мировоззрения личности.
15 Мотив и поведение. Механизмы формирования мотивации.
16 Эмоции: классификация и значение в жизни человека.
17 Виды психологической защиты. Методы и способы предупреждения и устранения отрицательного влияния нервно-эмоционального напряжения, утомления, монотонности в деятельности авиаспециалистов.
18 Темперамент и свойства нервной системы. Типы темперамента.
19 Характер. Черты и типы характера.
20 Способности и задатки, одаренность, талант, гениальность. Дать определение.
21 Виды межличностных отношений. Статус и ролевые отношения.
22 Общение: его функции и структура.
23 Средства и виды общения. Роль межличностных отношений в деятельности авиаспециалистов.
24 Конфликты в межличностных отношениях. Классификация конфликтов.
25 Причины возникновения конфликтов. Управление конфликтами. Способы разрешения конфликтов. Особенности поведения руководителя в конфликтных ситуациях.
26 Понятие «малая группа»: условия и стадии ее развития.
Классификация малых групп. Социально-психологический климат группы.
27 Психология управления как наука. Предмет, задачи и методы психологии управления.
28 Руководство и лидерство, их отличия и сходство. Стили руководства.
29 Для чего необходимы психолого-педагогические знания авиационным специалистам? Авиационно-педагогическая система в гражданской авиации Республики Беларусь.
30 Педагогика: происхождение термина, объект, предмет и основные категории. Авиационная педагогика: предмет и задачи.
31 Отрасли педагогических знаний («ветви древа» педагогики).
32 Образование как общечеловеческая ценность. Основные функции образования.
33 Дидактика: происхождение термина. Вопросы дидактики.
34 Дидактические затруднения в процессе обучения. Причины возникновения и пути преодоления.
35 Своеобразие педагогической деятельности. Роль педагога.
36 Основные направления развития образования в мире: Болонский процесс. Принципы образовательной политики в Республике Беларусь. Кодекс Республики Беларусь об образовании.
37 Социальная среда и развитие человека.
38 Роль обучения в развитии личности. Игра как механизм развития личности.
39 Принципы обучения: назвать систему принципов обучения и дать им характеристику.
40 Методы обучения и профессиональной подготовки: классификация, характеристика.
41 Знания, умения, навыки. Цель профессионального обучения, переподготовки и повышения квалификации авиационных специалистов.
42 Человеческий и личностный факторы, их роль и влияние на безопасность полетов.
43 Понятие о формах обучения и их характеристика. Дистанционное обучение.
44 Особенности воспитательного процесса. Личность воспитателя.
45 Принципы и методы воспитания. Системы и структуры воспитательного процесса.
46 Содержание воспитательного процесса. Подготовка человека к трем главным ролям в жизни.
47 Методы самовоспитания: самопознание, самообладание, самостимулирование.
48 Карьера человека как условие и уровень его самореализации.
49 Группа (коллектив) в социальном пространстве воспитательного процесса.
50 Основные функции семьи: дать определение и характеристику функций.
51 Типы семей. Основные принципы семейного воспитания.
52 Основные компоненты семейного воспитания. Правовые основы семейного воспитания.
53 Творческая зрелость личности и достижение aкме.
54 Личность и творчество. Руководитель в авиации: педагог-психолог, воспитатель, профессионал. Особенности применения методов стимулирования в гражданской авиации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основы психологии
Основная
Алякринский, Б. С. Основы авиационной психологии /
Б. С. Алякринский. – Москва: Воздушный транспорт, 1985.
Вайнштейн, Л. А. Психология управления: курс лекций /
Л. А. Вайнштейн. – Минск: БГУ, 2007.
Еникеев, М. И. Общая психология: учебник для вузов /
М. И. Еникеев – Москва: ПРИОР, 2000.
Журавлев, Л. А. Социальная психология: учебное пособие /
А. А. Журавлев, В. Л. Соснин, М. А. Красников. – Москва: Форум: Инфра-М, 2006.
Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я. Л. Коломинский. – Минск: АСТ, 2001.
Мещерякова, Е. В. Психология управления: курс лекций /
Е. В. Мещерякова. – Минск: Высшая школа, 2005.
Общая психология: учебное пособие / Л. А. Вайнштейн [и др]. –
Минск: Тесей, 2005.
Психология: курс лекций: в 2-х ч. / под общей редакцией
И. А. Фурманова, Л. Н. Дичковской, Л. А. Вайнштейна. – Минск: БГУ, 2002.
Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. –
5-е изд., перераб. и доп. (серия «Учебники, учебные пособия»). –Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
Дополнительная
Андреева, Г. А. Социальная психология / Г. А. Андреева. – Москва: Высшее образование, 1986.
Козубовский, В. М. Общая психология: конспект лекций /
В. М. Козубовский. – Минск: БГПУ им. М. Танка, 2001.
Психология: учебник для техн. вузов / под общ. редакцией
В. И. Дружинина. – Санкт-Петербург: Питер, 2000.
Основы педагогики
Основная
Бордовская, Н. В. Педагогика: учебник для вузов / Н. В. Бордовская,
А. А. Реан. – Санкт-Петербург: Питер, 2006.
Ерофеева, М. А. Общие основы педагогики: конспект лекций / М. А. Ерофеева. – Москва: Высшее образование, 2006.
Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января
2011 года №243-З.
Основы педагогики: учебное пособие / под редакцией
И. И. Казимирской, А. И. Жука. – Минск: Аверсэв, 2003.
Харламов, И. Ф. Педагогика. Краткий курс: учебное пособие /
И. Ф. Харламов. – 5-е изд. – Минск: Вышэйшая школа, 2005.
Дополнительная
Карпович, Т. Е. Основы педагогики. Практикум: учебное пособие / Т. Е. Карпович. – Минск: Тесей, 2007. – 176 с.
Орехова, В. А. Педагогика в вопросах и ответах: учебное пособие / В. А. Орехова. – Москва: КноРус, 2006.
Подласый, И. П. Педагогика: учебник / И. П. Подласый. – Москва: Высшее образование, 2006.
Рекомендации ИКАО по методике обучения и преподавания: DOC 9401-AN/921, часть А-1.
Сидорович Н. А. Основы педагогики для специалистов авиации: учебное пособие. – Минск: «Экспресс Принт ОДО, 2006.
Столяренко, А. М. Психология и педагогика: учебное пособие для студентов вузов / А. М. Столяренко, – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: ЮНИТИ ДАНА, 2006.
Более расширенный перечень литературы указан в учебной программе (рабочий вариант) по дисциплине «Основы психологии и педагогики» для студентов дневного отделения, имеющейся в методическом отделе колледжа.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Методические рекомендации …………………………………. 3
Варианты письменной контрольной работы ………………… 9
Тематика семинарских занятий ……………………………... 16
Примерные вопросы к экзамену …………………………….. 18
Список литературы …………………………………………... 23
ДЛЯ ЗАМЕТОК
Учебное издание
С о с т а в и т е л ь
Николай Андреевич Сидорович
ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
Методические рекомендации
по изучению дисциплины
для студентов заочной формы обучения
Редактор
Т. А. Шабанова
Ответственный за выпуск
Н. Л. Рипинская
Подписано в печать 20.09.2011. Формат бумаги А4. Бумага офсетная. Гарнитура «Таймс». Усл. печ. л. 1,6. Тираж 20 экз. Заказ № 297
Отпечатано в редакционно-издательском отделе
МГВАК
220096, г. Минск, ул. Уборевича, 77