Подготовительная работа

I. Проведение опроса среди учащихся «О каких нравствен­ных категориях, наиболее важных для человека, вы хотели бы поговорить с целью определения темы классного часа?»

II. Объявление конкурса на лучшее название классного часа.

III. Создание творческих групп по подготовке классного часа (оформительская, поисковая, искусствоведческая, музыкальная, актерская, режиссерская).

IV. Организационные встречи с советом дела по разработке хода проведения классного часа.

V. Сбор материалов (произведений художественной литературы эпистолярного жанра, высказываний известных людей, репродукций картин, аудиокассет, видеоматериалов) по теме классного часа.

VI. Подготовка выступления танцевального дуэта или группы.

VII. Оформление плакатов с высказываниями известных людей, изображениями различных символов любви.

Оформление, оборудование, инвентарь:

а) телевизор; б) магнитофон; в) фортепьяно; г) набор цветной бумаги, ножницы, клей; д) на классной доске записана тема классного часа и помещена репродукция картины В. Серова «Девушка, освещенная солнцем».

Ход мероприятия

I. На фоне музыки один из учащихся читает стихотворение:

Когда вода Всемирного потопа

Вернулась вновь в границы берегов,

Из пены уходящего потока

На сушу тихо выбралась Любовь –

И растворилась в воздухе до срока,

А срока было – сорок сороков...

И чудаки – еще такие есть

Вдыхают полной грудью эту смесь,

И ни наград не ждут, ни наказанья, –

И, думая, что дышат просто так,

Они внезапно попадают в такт

Такого же – неровного – дыханья.

И много будет странствий и скитаний:

Страна Любви – великая страна!

И с рыцарей своих – для испытаний –

Все строже станет спрашивать она:

Потребует разлук и расстояний,

Лишит покоя, отдыха и сна.

Но вспять безумцев не поворотить –

Они уже согласны заплатить

Любой ценой – и жизнью бы рискнули, -

Чтобы не дать порвать, чтоб сохранить

Волшебную невидимую нить,

Которую меж ними протянули.

(В. Высоцкий «Баллада о Любви»)

Затем двое учеников разыгрывают диалог Поэта и Люб­ви.

Поэт. Коль не любовь сей дар, какой недуг? За последнее время я не написал ни строчки. Может, я болен? Врача! О Боже! Врача!

Любовь. Здравствуй, Поэт!

Поэт. Кто ты? Я звал врача!

Любовь. Я твой врач и твоя болезнь. Я твоя любовь!

Поэт. Любовь? Не знаю я никакой любви. Лучше дай мне воды.

Любовь. Я пришла, чтобы ты в меня поверил, поверил в это прекрасное чувство.

Поэт. Прекрасное? Ерунда! Голова кругом, сердце сту­чит, знобит. Ладно. Может, в твоих рассказах найду лекар­ство для себя.

Учитель: Мы попытаемся помочь Поэту и самим себе понять, что такое любовь, что значит любить? «Моя Любовь – моя Звезда» – тема нашего разговора. Как вы думаете, почему в названии темы – местоимение «моя»?

Учащиеся предлагают свои варианты ответов.

II. Классный руководитель:

Любовь – это для двоих, это интимное. Как нет на свете двух совершенно одинаковых людей, так нет и двух одина­ковых любовей. Любовь каждого из нас – единственная в мире, особенная, необыкновенная, неповторимая. А как же родилась любовь?

Древние греки, которые были язычниками, связывали появление любви с рождением из белой пены морских волн вечно юной, прекраснейшей из богинь – Афродиты. С тех пор Афродита, а вместе с нею и любовь царят над миром. Свою волю выполняет Афродита через сына Эрота, веселого, шаловливого, коварного, а под­час и жестокого. Носится Эрот на своих блестящих золотых крыльях над землями иморями, в руках его – маленький золотой лук, за плечами – колчан со стрелами. Никто не защищен от этих стрел. Без промаха попадают в цель его стрелы, неся с собой радость и счастье, но часто несут они страдания, муки любви и даже гибель. Эрот поражает людей своими стрелами – стрелами то счастья и добра, то горя и зла.

А в исторической памяти русского народа одним из ярких и возвышенных примеров любви и преданности земных людей (а не мифологических персонажей) стала судьба русского генерала, героя Отечественной войны 1812 года Александра Тучкова и его жены Маргариты Михайловны Тучковой. Они были связаны не только счастливыми супружескими узами, но и любовью, глубокой преданностью, искренней дружбой и самоотверженным служением людям. Еще до войны с Наполеоном Маргарита Михайловна, горячо любившая своего мужа и не желавшая разлук, разделяла с супругом все тяготы его воинской службы в Ревельском полку: ухаживала за больными, лечила раненых солдат, утешала и молилась о них.

В 1811 году в семье родился сын Николай. Тогда же Маргарита Михайловна получила таинственное пророчество о своем особом призвании. Ей приснился сон, будто ее отец принес в спальню ее сына-младенца и сказал: «Вот все, что тебе осталось!» Затем послышался тайный голос: «Участь твоя решится в Бородине!» Сон этот сбылся со всеми подробностями в сентябре 1812 года, когда брат привез известие о гибели генерала Тучкова. Отец вошел к ней с годовалым внуком на руках и произнес уже знакомые слова: «Маргарита, сбереги себя для сына! Вот все, что осталось тебе от твоего Александра! Муж твой пал в полях Боро­дина!».

Во второй половине октября 1812 года, когда Наполеон уже покинул московские пределы, на поле брани, где страшными холмами громоздились десятки тысяч трупов, разбросанных без погребения, появилась вдова убитого в сражении генерала Тучкова. Сопровождаемая старцем-монахом, она искала тело супруга. Нельзя было без ужаса смотреть на курган Раевского и Семеновские бата­реи: это были поистине горы человеческих тел, потому что здесь шли жестокие бои. Поиски Маргариты Михайловны оказались тщетными: она не нашла тела доблестного супруга. И только позднее командир дивизии сообщил ей подробности гибели генерала Тучкова и указал на плане сражения, где он был убит. Так заветное место было найдено.

Свою деятельность в Бородине Маргарита Михайловна начала с восстановления церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери. В то же время она получила Высочайшее разрешение на сооружение поминального храма-часовни на среднем редуте Семеновской батареи, намереваясь посвятить его Нерукотворному Образу Спасителя – оставшейся от мужа полковой иконе Ревельского пехотного полка. Впоследствии икона эта прославилась в окрестностях как чудотворная.

Император Александр Павлович пожертвовал 10 тысяч рублей на первый камень. Церковь была заложена в 1818 году и освящена в 1820 году. Этот небольшой храм, построенный в форме античной усыпальницы-мавзолея, отличается классической простотой и изяществом форм. Он стал первым и главным памятником воинам, сложившим головы на поле Бородинском. В лепных украшениях фасада и внутренних росписях используются изображения доспехов, оружия, знамен, похоронных факелов. На двух символических погребальных урнах начертаны слова молитвы, которые напоминают о десятках тысяч челове­ческих жизней, принесенных здесь на священный алтарь Отечества.

По смерти супруга М.М.Тучкова всецело посвятила себя воспитанию ребенка. Они удалились от шумного света, совершали паломнические поездки к святым местам, а по памятным дням посещали Бородино. В 1826 году скоропостижно скончался ее 15-летний сын Николай. Но это испытание не сломило Мар­гариту Михайловну. Она почувствовала, что Господь призвал ее от любви зем­ной к любви небесной.

В 1840 году М.М.Тучкова стала мантийной монахиней с наречением имени Мария и была возведена в сан игумении (настоятельницы Спасо-Бородинской обители). Благодаря высоким душевным качествам настоятельницы и особой святости этого места в Спасо-Бородинском монастыре всегда царила атмосфера любви, взаимопомощи и всепрощения. Некоторые обвиняли игумению Марию в излишнем снисхождении к сестрам, на что она отвечала: «Насколько любим начальник обители, настолько он и полезен. Его строгость не исправляет никого, но ожесточает и учит лукавству и лжи. Грех находит прощение у Бога, но злоба и ненависть отдаляют от Него человека, и горе тому, кто внушит их другому… Воистину, кто из вас изнемогает, и я изнемогаю с тою».

Своим богоугодным житием игумения Мария повторила подвиг многих известных и безвестных жен Святой Руси, которые, потеряв своих супругов, стали выше семейной драмы и посвятили свою жизнь делу поминовения воинов, на поле брани убиенных, и увековечения памяти их бессмертного подвига в назидание будущим поколениям.

Учитель:

В «Новом Завете» мы читаем проникновенные, святые строки Апостола Павла о любви: «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…» (1 Кор. 13, 3-8).

Как вы понимаете слово «любовь»? Ка­кой может быть любовь? Каковы грани любви?

Учащиеся размышляют о любви.

III. Учитель обращает внимание учащихся на то, что каж­дый из нас по-своему понимает любовь, и предлагает выб­рать из нескольких вариантов высказываний тот, который кажется им наиболее правильным.

Учащиеся получают карточки с высказываниями:

а) любить для меня – значит быть любимым;

б) любить – значит, прежде всего, отдавать, а не брать;

в) любить – это значит быть заинтересованным в жизни того, кого любишь;

г) «…разговор юных о любви – это молчание» (В.А. Сухо­млин­ский).

Обсудив в группах, дети предлагают свои варианты от­ветов.

Учитель:

Некоторые из вас считают, что главное в любви – умение отдавать, забота не о себе, а о любимом, способность к самопожертвованию. Что же можно отдать любимому чело­веку, чем пожертвовать?

Учащиеся размышляют над поставленным вопросом.

Классный руководитель:

А в ответ вы получаете то же самое. Настоящая любовь – это чудо, так как жизнь другого человека становится для нас важнее собственной. Если мы любим, то мы удваиваем свою жизнь, потому что проживаем как бы две жизни: свою собственную и любимого человека.

Вольтер, французский просветитель XVIII века, гово­рил, что «любовь – самая сильная из всех страстей, потому что она одновременно завладевает головою, сердцем и те­лом». Нужна ли в любви сдержанность, нужно ли учиться управлять своими чувствами? К чему может привести не­умение управлять своими чувствами?

Учащиеся предлагают свои варианты ответов. Затем один из учеников читает отрывок из «Неоконченного дневника».

«...5 октября. Сегодня началась моя жизнь. Мои родители еще об этом не знают. Я меньше, чем яблочное зернышко, но уже я. И хотя я еще не сформировалась, я знаю, что буду девоч­кой.

19 октября. Я немного подросла, но я все еще слишком кро­шечная, чтобы делать что-либо сама. Мама делает для меня бук­вально все. И самое смешное заключается в том, что мама все еще не знает, что она носит меня здесь, прямо под сердцем. И что она питает меня собственной кровью.

23 октября. Мой рот скоро начнет формироваться. Подумать только, примерно через год я буду смеяться. Позже я смогу гово­рить. Я знаю, какое я произнесу первое слово: «Мама».

27 октября. Мое сердце начало стучать совершенно самосто­ятельно. С этого момента оно будет нежно стучать на протяжении всей моей жизни...

12 ноября. Сегодня доктор впервые сказал маме, что я живу здесь, у нее под сердцем. Ты счастлива, мама?

25 ноября. Мама и папа даже не знают, что я просто малень­кая девочка. Быть может, они ожидают мальчика. Или близнецов, Но я их удивлю.

10 декабря. Мое лицо полностью сформировалось. Я надеюсь, что буду похожа на маму.

13 декабря. Теперь я почти могу видеть, но все еще совсем темно вокруг. А скоро мои глаза увидят залитый солнцем мир. А как ты выглядишь, мама?

24 декабря. Мама, я слышу, как стучит твое сердце. Интересно, слышишь ли ты, как мое сердечко стучит? Я еле могу дождаться того момента, когда буду лежать на твоих руках и смогу трогать твое лицо, заглядывать в твои глаза. Ты ждешь меня так же, как я жду тебя, мама, не правда ли?

28 декабря. Мама, почему ты разрешила им убить меня? Нам было бы так чудесно вместе...»

Классный руководитель:

Любовь – прекрасный источник, из которого рождается человеческая жизнь, дитя. Детоубийство – страшный грех.

В исполнении второго учащегося звучит стихотворение:

Остановись! Пусть он увидит солнце,

Услышит шум весеннего дождя,

И будет в час счастливейшей бессонницы

Смотреть на звезды, глаз не отводя.

Тебе легко не дать ему родиться,

Тебя не станут за руки держать –

Ведь он не сможет даже защититься,

Не сможет вскрикнуть, встать и убежать.

И разве б не могла ты поделиться

С ним миром, домом, лаской и теплом,

И, если нужно, даже потесниться

И дать ему местечко за столом?

И, может быть, никто другой, а этот,

Чья жизнь уже на ниточке висит,

Окажется Ученым иль Поэтом,

И целый мир о нем заговорит.

(И. Быченкова)

Учитель:

«Ты всегда в ответе за тех, кого приручил», – говорил Лис Маленькому принцу в сказке Антуана де Сент-Экзюпери. «Любить – это значит смотреть не друг на друга, а смотреть вместе в одном направлении», – считал этот замечательный человек.

Очень часто, читая молодежные журналы, мы сталкиваемся с письмами ваших ровесников, которые просят совета. Сейчас вы получите такие письма. Прочитайте их и попытайтесь подсказать юношам и девушкам выход из создавшейся ситуации.

Ученики в группах обсуждают предложенные письма, а затем знакомят всех со своими советами.

IV. Классный руководитель:

Любовь торжествует над миром. Она вне возраста и вне времени. А часто и вне понимания. Можно ли влюбиться в человека, увидев его портрет?

Послушайте воспоминания героини портрета кисти В. Серова «Девушка, освещенная солнцем». Одна из учениц читает отрывок из мемуаров М.Я. Симо­нович:

«Хочу рассказать вам одну историю, которая имеет отношение к. моему «третьяковскому» портрету. Она очень оригинальна, но не знаю, смогу ли я описать ее в такой мере чувств, как она случилась. В августе 1936 года, когда я жила во Франции, к нашим знакомым в гости приехал один господин. Фамилию его я не помню, а звали его Терентий. Так как он играет в шахматы, то пришел поиграть к моему мужу. Играя, он все поглядывал на русский календарь, висевший на стене, с девушкой, освещенной солнцем, но ничего не спрашивал, так как был очень застенчив. Во время второго визита он сказал мужу, что этот портрет напоминает ему портрет Серова «Девушка, освещенная солнцем», который он видел в Третьяковской галерее 30 лет назад. Узнав, что девушка на портрете – это я, жена Соломона Константиныча, он удивился. Оказывается, этот портрет – его первая любовь. Он так и не женился и был озадачен тем, что в далекой французской деревне нечаянно встретил ту самую девушку, которую любил на портре­те и перед которой проводил часы.

Я случайно услышала его рассказ и испытала чувство виновно­сти, что так неузнаваемо изменилась за эти годы.

Он попытался успокоить меня фразой: «Глаза те же».

Учитель:

Перед вами Мария Яковлевна Симонович, героиня портрета В. Серова. Что бы вы хотели сказать ей? Попробуйте поговорить с нею.

Учащиеся подходят к портрету и «беседуют» с ним.

Классный руководитель:

Представьте, что человек, влюбленный в девушку на портрете, тоже здесь. Что бы вы сказали ему?

Учащиеся вступают в диалог с воображаемым собеседни­ком.

V. Учитель:

О любви написано много. О ней слагают трактаты и по­эмы, романы и стихи. А.С.Пушкин, А. Ахматова, М. Цветаева, А. Блок, С. Есенин, В. Шекспир, Данте... Перечислить всех невоз­можно, но все они помогают нам осознать, что любовь – это великое чувство и ради него люди совершают подвиги и чудеса, но не подлость.

«Все, что не окрашено любовью, остается бесцветным», – утверждал немецкий писатель Г. Гауптман. В какие цвета, по-вашему, любовь окрашивает мир?

Перед вами – цветная бумага, клей, ножницы. Исполь­зуя их, создайте на белом листе бумаги с помощью фигур, знаков, символов любовь. С чем она у вас ассоциируется? Попытайтесь объяснить свое видение любви.

Учащиеся работают под звуки музыки. После окончания работы показывают свои творения всем, поясняют их со­держание.

Классный руководитель предлагает ученикам посмотреть «Танец Любви» в исполнении танцевального дуэта.

Классный руководитель:

В заключение нашего разговора я хочу предложить вам составить своеобразный «Нравственный кодекс влюбленных». Согласны? Давайте впишем туда те законы, правила, кото­рые должны соблюдать все влюбленные без исключения. В ходе групповой работы учащиеся вырабатывают свои правила для влюбленных.

Наши рекомендации