Организационно-методические особенности

Каждый ученик в процессе обучения систематически является обучаемым и обучающим.

• Вместо старого педагогического процесса, строящегося на использовании трёх традиционных форм (групповой, парной и индивидуальной), устанавливается исторически- новый педагогический процесс, строящийся на использовании всех старых, традиционных форм и новой - коллективной, которая к тому же является в новом процессе системообразующим фактором.

• Введение коллективной формы организации учебных занятий как системообразующего фактора всего учебно-воспитательного процесса открывает объективные возможности каждому ученику (школьнику, студенту) обучаться по способностям, то есть продвигаться вперёд при изучении программного материала своим темпом. Новая система такова, что в ней более всего нуждается современное демократическое общество, - Демократическая система обучения по способностям (ДЕМСОС).

• Различные темпы изучения учебных предметов учащимися в условиях ДЕМСОС приводят к отсутствию необходимости одновозрастных и одноуровневых классов. Организационной основой, основным структурным звеном такой школы становятся разновозрастные образовательные и самообразовательные коллективы.

• Происходят кардинальные изменения в сроках, организации и проведении экзаменов: экзамены и перевод учащихся нижестоящих образовательных коллективов в старшие производятся в любое время года по мере подготовленности учащихся.

• Упраздняется традиционное поурочное расписание как фактор, сдерживающий переход от ГСО (КУС) к КСО (ДЕМСОС). Вместо поурочного расписания в практику школ и других учебных заведений вводятся графики учебного процесса, строящиеся на методе погружения.

• При этом в основе такого планирования учебных занятий дома и в школе не объём домашних заданий и не количество обязательных уроков, а здоровый режим дня.

Для практического воплощения этих установок были разработаны и апробированы различные частнопредметные и модульно-локальные технологии сотрудничества «по горизонтали», при котором учащиеся взаимообразно обучают друг друга и находятся как бы на одном и том же уровне, и «по вертикали», когда обучение происходит только «сверху вниз»: тот, кто быстрее и лучше осваивает материал, выполняет роль обучающего того, кто несколько отстает. Примеры: технология разучивания стихотворений в парах сменного состава, технология изучения статей по А.Г. Ривину, технология взаимообмена заданиями по М.А. Мкртчяну, технология обучения чтению по М.Г. Булановской, мурманская технология, красноярская технология В.К. Дьяченко, лангепасская технология В.К. Дьяченко, модель «обратная методика Ривина», технология Ривина - Баженова, технология работы учащихся по вопросникам, технология начинающего учителя в условиях перехода от ГСО к КСО, технология выполнения упражнений в парах сменного состава, технология взаимных диктантов и т.д. (названия моделей КСО приведены в общепринятом варианте).

Вертикальный вариант (Красноярский)

Сотрудничество школьников (и студентов) может происходить и «по вертикали», то есть один из школьников, назовём его А, может на одну или несколько тем опережать школьника В и тогда их взаимодей­ствие изменяется: А по отношению к В становится обучающим и прове­ряющим, а В только обучаемым и проверяемым. Но ученик В в свою очередь опережает на одну или несколько тем ученика С, следователь­но, он по отношению к ученику С является обучающим и проверяю­щим. Разумеется, ученик С при этом не обучает и не проверяет В. Та­ким образом, коллектив класса по программе изучаемого предмета выстраивается в виде лестницы: впереди оказывается ученик, который всех обогнал, а за ним тот, кто подошел к нему ближе других и т.д. По­лучается вертикаль: все учащиеся располагаются по своеобразной ле­стнице в зависимости от того, сколько тем каждый проработал и какую именно тему он прорабатывает в данный момент

Технологическая цепочка вертикального варианта состоит из трех этапов и 12 звеньев.

I этап - первоначальное знакомство с содержанием программного материала: 1) чтение текста по учебнику под контролем впереди идущего ученика, вопросы друг к другу (обучаемого и обучающего по ходу чтения); 2) индивидуальное чтение текста (про себя), ответы на вопросы, которые сформулированы в учебнике; 3) списывание в тетрадь примеров, образцов решения задач, отдельных названий, дат, формулировок, выполнение упражнений и т.д.; 4) проверка знания теоретических положений и записей в тетради впереди идущим учеником (учителем); 5) выполнение простейших упражнений для закрепления теоретических знаний по данной теме; 6) проверка впереди идущим учеником (или учителем) выполненных упражнений, работа над ошибками.

II этап - повторение, закрепление, контроль: 7) повторение всего теоретического материала в соответствии с программой-вопросником, решение задач более сложного (комплексного) содержания, взаимопроверка «сверху вниз», система контрольных работ; 8) внепрограммные задания (олимпиадные, факультативные, конкурсные) для ребят, значительно опережающих своих сверстников; сверхпрограммный материал не является обязательным, по содержанию он может быть разнообразным; 9) зачеты, годовые контрольные работы, решение вопроса о допуске ученика для непосредственной готовки к экзамену.

III этап - экзамен, до и после него: непосредственная подготовка к экзамену (желательно использование опорных конспектов).

Особое значение в этой связи приобретают организация и осуществление самоуправления школьников непосредственно в учебном процессе. Такого рода отношения постепенно, в зависимости от темпов продвижения вперед каждого, выстраиваются в некую длинную череду, что дает учителю возможность собирать учащихся в группы-лесенки по 6-8 человек в каждой. Схематически сказанное может быть изображено следующим образом:

  A1(§ 44) A2(§ 43) А3(§ 44)
  В1(§ 43) В2(§ 42) В3(§ 43)
  С1(§ 42) С2(§ 40) С3(§ 41)
  D2(§ 40) D2(§ 38) D3(§ 40)
  Е1(§ 38) Е2(§ 30) Е3(§ 39)
  F1(§ 32) F2(§ 29) F3(§ 36)
G1(§ 30) G2(§ 26) G3(§ 33)  
                                         

Ученики, продвинувшиеся дальше других в освоении программного материала (А1, А2, А3), становятся ведущими в своих группах-лесенках, выполняя функции организатора, руководителя или главного учителя-консультанта для всех членов своей группы. Их ближайшими помощниками становятся те, кто обозначен символами В1, В2, В3. При этом устанавливаются взаимоотношения, которые мы проиллюстрируем на работе ученика D3, изучающего в данный момент § 40 программного материала. Его непосредственным учителем и консультантом является ученик С3, изучающий § 41. В случае необходимости он может получить помощь от идущих впереди В3 и А3. Соответственно D3 является непосредственным учителем и консультантом ученика Е3, овладевающего содержанием § 39, хотя в случае необходимости он оказывает помощь ученикам с обозначением F3, G3. Каждый может догонять и обгонять впереди идущих и становиться ведущим. В результате между всеми устанавливается постоянное сотрудничество с элементами соревнования.

Горизонтальные варианты

Наши рекомендации