Методология и методы педагогических исследований

Методология включает в себя:

· Систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности

· Учение (наука) о методе познания

· Совокупность методов, применяемых в какой-либо науке

Уровни методологических знаний:

· Философский

· Общенаучный

· Конкретнонаучный

· Технологический

 
  Методология и методы педагогических исследований - student2.ru

Педагогический процесс характеризуется неповторимостью и неоднозначностью.

Эксперимент в «чистом» виде в педагогике невозможен. Выводы в обобщенном и усредненном виде. Количество экспериментов и участников.

Закономерность – регулярно повторяющиеся взаимосвязи между явлениями, но сама взаимосвязь до конца не изучена.

Закон – строго зафиксированная закономерность.

Законы и закономерности максимально уплотняют знания и сокращают объем информации.

Практические (эмпирические) методы исследования:

1.Наблюдение

2.Беседа

3.Анкетирование

4.Тестирование

5.Эксперимент

Педагогическое тестирование (от англ. – «задача, испытание») – целенаправленное, одинаковое для всех обследование, позволяющее измерить изучаемые характеристики.

Тесты (уровень обучаемости):

· Итоговые (после изучения крупного раздела программы; большое кол-во вопросов)

· Задания тестового характера (используются для текущего контроля; 5-10 вопросов)

Виды тестов:

· Конкретные ответы (Где? Когда? Кто?)

· Заполнить пропуски

· Выбрать варианты ответов

Анкетирование – средство массового сбора материала.

Анкета – опрос в письменной форме.

Анкетирование:

· Открытое (самостоятельные ответы)

· Зарытое (из предложенных ответов)

o Именное

o Анонимное

Теоретические методы:

1.Анализ и синтез

2.Индукция и дедукция

3.Сравнение

4.Обобщение

5.Абстрагирование

6.Конкретизация

7.Моделирование

Анализ – осмысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение определенных признаков и качеств явления.

Синтез – мысленное соединение признаков, свойств, явлений в смысловое целое.

Индукция, дедукция – логические методы исследования.

Индукция – движение мысли от частного к общему.

Дедукция – от общего к частному.

Сравнение – установление сходств и различий между рассматриваемыми явлениями.

Обобщение – выделение в процессах и явлениях общих черт.

Абстрагирование (абстракция) – мысленное отвлечение каких-либо признаков предмета от других признаков и свойств.

Конкретизация – мысленная реконструкция, воссоздание предмета на основе вычлененных ранее абстракций.

Моделирование (модель – копия исследуемого предмета, явления) – исследование процессов или явлений при помощи реальных или идеальных моделей.

Традиционно-педагогические метода исследование:

1.Наблюдение

2.Беседа

3.Изучение документации

4.Изучение продуктов ученического творчества

5.Изучение опыта

1. Наблюдение как метод исследования формируется при следующих условиях:

1. Выдвигается цель

2. Ставится задача

3. Определяется объект

4. Фиксируется информация

5. Делаются выводы

Достоинства:

· Достаточно прост в применении

· Может использовать начинающий педагог

Недостатки:

· Не вскрывает внутренние проблемы

· Может носить субъективный характер

· Не всегда является основанием для достоверной информации

2. Беседа становится методом при следующих характеристиках:

1. Цель

2. Задача

3. Объект

4. Тема и круг вопросов

5. Выводы

Достоинства:

· Вскрывает внутренние проблемы

· Достаточно прост в применении

· Может использовать начинающий педагог

Недостатки:

· Не всегда достоверная информация

· Не всегда может быть использована

· Может носить субъективный характер

Рекомендации:

· Необходимо изучить круг интересов собеседника

· Заранее подготовить вопросы

· Определить тему

3. Изучение документации: школьных журналов; протоколов советов, собраний, заседаний; личные дела; характеристики учеников и др.

4. Изучение продуктов ученического творчества: домашних работ; поделок; сочинений; рефератов; аудио- и видеозаписей.

5. Изучение опытарассматривается

· В широком смысле – весь педагогический опыт, который накопило человечество во всех исторических взаимосвязях, который можно применить на практике;

· В узком – передовой опыта современников.

Педагогический эксперимент – научно поставленный опыт.

Включает в себя: цели, задачи, решает выдвинутые проблемы.

Есть гипотеза – предположение, которая подвергается опытной проверке.

Этапы:

· Констатирующий эксперимент – изучаются существующие педагогические явления.

· Проверочный (уточняющий) – уточняется и проверяется гипотеза.

· Формирующий эксперимент – фиксируются новые педагогические явления.

Результат педагогического эксперимента – оформленные выводы и рекомендации.

Обязательное требование – не навредить.

Эксперименты

       
  Методология и методы педагогических исследований - student2.ru   Методология и методы педагогических исследований - student2.ru
 

Естественные Лабораторные

(без нарушения учебно-воспитательного процесса) (в специально оборудованном помещении)

37. Традиционно-педагогические методы исследования. Педагогический эксперимент.(36!)

38. Современное содержание образовательного стандарта. ФГОС общего образования.

39. Факторы и общие закономерности развития личности.(40!)

40. Акселерация. Возрастные особенности развития личности.(см. в. 41-41)

Акселерация (от лат. – «ускорение») – ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте.

Биологи – физиологическое созревание, психологи – развитие психических функций, педагоги – духовное развитие.

Результат – физиологическое созревание опережает темпы умственного, психического и социального развития.

Физиологическое развитие завершается у д. к 13-15, у м. – 14-16.

Причины акселерации:

+ Улучшение материальных условий

+ Повышение качества питания

+ Улучшение качества медицинского обслуживания

+ Улучшение ухода за детьми

- Увеличение радиоактивного загрязнения среды

- Уменьшение количества кислорода

-

Закономерности развития человека:

· Физическое

1) В более молодом возрасте физическое развитие человека идет быстрее и интенсивнее; по мере того, как человек становится старше, развитие замедляется

2) Физически ребенок развивается неравномерно (в 1 период быстрее, в др. медленнее)

3) Каждый орган человеческого тела развивается в своем темпе (человеческое тело развивается неравномерно, непропорционально)

· Духовное

1) Между возрастом человека и темпом духовного развития существует обратно пропорциональная зависимость (возраст < темп)

2) Духовное развитие протекает неравномерно

3) Существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов психической Д и духовных качеств (такие периоды – сензитивные)

4) По мере развития психики и духового качества приобретается устойчивость и постоянство, сохраняя при это критичность

На пластичности НС основано воспитание.

41. Особенности развития младшего школьника:

1) Смена основного вида деятельности (игровая => учебная)

2) В биологии – замедление роста, заметное увеличение веса, скелет подвергается окостенению, интенсивное развитие мышечной системы, интенсивное развитие функций больших полушарий головного мозга (вес~1400 = взрослого человека)

3) Быстро развивается психика, повышается точность работы органов чувств (чувствительность к цвету увеличивается на 45%), суставно-мускульные ощущения увеличиваются на 50%, зрительные – на 80%

4) Восприятие характеризуется неустойчивостью и неорагизованностью, но в то же время отличается любознательностью (6 и 9, Ъ и Ь)

5) Внимание непроизвольно, неустойчиво, ограничено по объему

6) Мышление эмоционально-образное; развивается во взаимосвязи с речью

7) Хорошая память (наглядно-образный характер)

8) Качества: внушаемость, доверчивость, податливость

42. Особенности развития подростка (5-9 класс):

1. В биологическом развитии:

· Усиленный рост тела в длину (м.: 15 лет+~25см)

· Продолжается процесс окостенения скелета; кости приобретают упругость; возрастает сила мышц

· Развитие внутренних органов неравномерно

· Легочный аппарат развивается достаточно быстро, дыхание учащенное

· Неравномерное физическое развитие ребенка оказывает влияние на его поведение (часто изменяется жестикуляция, движения порывисты, плохо скоординированы)

· Половое созревание (д. – с 11лет; м. – с 12-13)

· Продолжается развитие НС

2. Восприятие целенаправленное, планомерное, организованное

3. Внимание избирательное (только интересное), проявляет интерес к необычному, яркому => непроизвольное переключение внимания

4. Мышление становится более систематизированным, последовательным; способность к абстрактному мышлению; критичность мышления

5. Не опирается слепо на авторитет учителя/учебника, стремится иметь свое мнение, склонен к спорам и раздражениям

6. В речи – логическое обоснование, доказывает рассуждения точными определениями; речь образна и выразительна

7. Интенсивное нравственное формирование личности

8. Чувства проявляются бурно, особенно гнев

9. Упрямство, эгоизм, замкнутость уход в себя

10. М. выбирают кумирами сильных, смелых и мужественных людей

11. Благоприятными условиями для формирования подростка являются свободный выбор коллектива, занятий по интересам и учебного заведения

43. Особенности развития старшего школьного возраста:

1. Завершается физическое развитие человека, заканчивается рост, увеличивается мышечная сила

2. Ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам

3. Период формирования мировоззрения

4. Восприятие целенаправленное

5. Внимание произвольное, устойчивое

6. Память логическая

7. Мышление абстрактное, приобретает теоретическую и критическую направленность

8. Расцвет умственной деятельности

9. Стремление проникнуть в сущность явлений

10. Уважают и ценят интеллектуальные качества

11. Находчивость и умение быстро ориентироваться

12. Стремление выразить свою индивидуальность

13. Важен коллектив

14. Авторитет – образованные и успешные люди

15. Значим личный опыт, свой взгляд на окружающую действительность, поступки и дела

Наши рекомендации