Курс «Математика для каждого»
Одной из основных целей учебного предмета «Математика» как компоненты общего среднего образования является формирование и развитие мышления человека, прежде всего абстрактного мышления, способности к абстрагированию и умения «работать» с абстрактными, «неосязаемыми» объектами.
Курс обеспечивает разноуровневое обучение на основе принципа минимакса: содержание образования предлагается на творческом уровне (уровне «максимума»), а административный контроль его усвоения – на уровне стандарта («минимума»).
Овладение комплексом математических знаний, умений и навыков, необходимых: а) для повседневной жизни на высоком качественном уровне и профессиональной деятельности, содержание которой не требует использования математических знаний, выходящих за пределы потребностей повседневной жизни; б) для изучения на современном уровне школьных предметов естественно-научного и гуманитарного циклов; в) для продолжения изучения математики в любой из форм непрерывного образования (в том числе при переходе к обучению в любом профиле на старшей ступени школы).
Гуманитаризация школьного математического образования реализуется как гуманитарная ориентация обучения математике.
Переход к конструированию курса «математики для всех», или, более точно, «математики для каждого».
Принцип приоритета развивающей функции в обучении математике: обучение математике ориентировано не столько на собственно математическое образование, в узком смысле слова, сколько на формирование личности с помощью математики.
Обучение грамоте и русский язык.
Обучение грамоте в 1 классе и русский язык в 1-4 классах составляют непрерывный курс, созданный одним авторским коллективом (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина) и реализованный в учебниках «Моя любимая азбука». «Русский язык – первые уроки», «Русский язык» (2-4 классы).
«Моя любимая азбука» - это учебник для первоклассников, которые приходят в школу с разным уровнем развития, умения читать и писать.
Первая цель - это формирование навыка чтения у детей, которые до школы не читали.
Вторая и не менее важная - развитие интереса к чтению и желания читать.
Третья цель - пропедевтическое ознакомление детей с рядом языковых явлений.
В азбуке предложена особая последовательность введения букв, которая точно выдержана и в прописях О.В. Прониной «Мои волшебные пальчики».
Эта последовательность определяется:
– частотностью употребления этих букв в речи;
– особенностями начертания букв.
Обучение чтению ведется звуковым аналитико-синтетическим методом. Принцип чтения позиционный. Поэтому значительное место на страницах прописей и азбуки отводится слого-звуковому и звуко-буквенному анализу слов.
Главной особенностью программы курса обучения грамоте и русского языка является то, что авторами определены основные линии развития детей средствами данных предметов: это содержательно-методические линии, на которых строится непрерывный курс:
– овладение грамотой и на её базе – основами функциональной грамотности;
– овладение навыками и умениями различных видов устной и письменной речи (устная разговорная и учебно-научная речь, письменная разговорная речь);
– овладение орфографией и пунктуацией;
– овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов;
– приобретение и систематизация знаний о языке;
– раскрытие воспитательного потенциала родного языка;
– развитие у детей чувства языка.
Работа по орфографии строится на базе понятий «орфограмма», «орфографическое правило» с опорой на опознавательные признаки орфограмм и условия их выбора и на сформированное умение видеть состав слова.
В программе усилено внимание к синтаксису и пунктуации как основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих.
Непрерывный курс «Чтение – литература» (I – XI класс)
Целевые ориентации
¶ Цельуроков чтения в начальной школе - научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя.
¶ Формирование техники чтения и приемов понимания текста и одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать.
¶ Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением.
¶ Приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
¶ Развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.
¶ Учащиеся, закончившие начальную школу, должны при чтении доступных им художественных текстов овладеть типом правильной читательской деятельности, а именно уметь:
– прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов;
– самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;
– проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;
– формулировать главную мысль, соотносить ее с заглавием текста;
– составлять простой и сложный план;
– пересказывать текст по плану.
¶ На этапе 5-8 в курсе литературного чтения, т.е. чтения осмысленного по отношению к художественному тексту,необходимо:
– заложить определенный уровень языковой и психологической культуры(что, впрочем, неразрывно);
– воспитать потребности в личной рефлексии над языком чувств, который человек «присваивает» в процессе чтения художественной литературы
¶ Ученик, получающий аттестат зрелости, в котором литература и русский языкстоят на первом месте, должен войти в свою взрослую жизнь человеком:
– высокой языковой культуры, т.е. осознанно и грамотно пользующимся языком как средством мышления, общения с миром, самовыражения;
– высокой психологической культуры, неразрывно связанной со степенью владения языком, в том числе художественным языкомкак средством формирования языка чувств;
– высокой общей культуры, т.е. человеком, пережившим, отрефлексировавшим и отдающим себе отчет в круге проблем, с которыми всегдаимеет дело художественная мысль.Он должен знать путь, который прошла в своем становлении русская литература - одна из величайших литератур мира, т.е. иметь свою личную культурную память.