Занятие 9. Классное руководство в школе

Вопросы для обсуждения:

1. Основы деятельности классного руководителя: вариативность, функции, направления работы.

2. Оказание педагогической поддержки учащимся.

3. Работа классного руководителя с детским коллективом.

4. Анализ, целеполагание и планирование деятельности педагога и учащихся.

5. Технология коллективной творческой деятельности.

Основные понятия темы: творчество, педагогическое творчество, креативность, классный ру­ководитель, освобожденный классный руководитель (классный воспитатель), педагогический коллектив, классный воспитательный час, классное ученическое собрание, анализ, целепола­гание, планирование.

Обязательные домашние задания

- для всех:

1.Изучить материал книги Рожкова М.И., Байбородовой Л.В. «Воспитание учащихся: теория и методика». – Глава 13. – с.190 – 222.

2. Изучить материалы книги «Педагогическая поддержка ребенка в образовании» с. 78 - 102, законспектировать главу 5 с. 127-155

- по выбору студентов:

1. Разработать методику коллективного целеполагания и планирования воспитательной работы на учебную четверть.

2. Разработать вариант коллективного анализа воспитательной работы в классе за учебный год.

Индивидуальное задание: подготовить сообщение «Педагогическая рефлексия».

Занятие 10. Анализ, целеполагание и планирование воспитательной работы классным руководителем.

организуются на базе школы.

Практические задания:

1. Изучение системы работы классного руководителя.

2. Усвоение методики анализа целеполагания и планирования воспитательной работы на учебную четверть.

3. Разработка возможных сценариев проведения индивидуальной консультации для ребенка с проблемами общения.

Список литературы:

1. Бедерханова, В.П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка [Текст] / В.П. Бедерханова. // Классный руководитель. – 2000. - № 3.

2. Воспитание…Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем [Текст]. – М., 1996.

3. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии [Текст] / Под ред. Н. Е. Щурковой. – М., 1998.

4. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании [Текст] / Под ред. О. С. Газмана. – М., 1996; Новые ценности образования: Забота – поддержка – консультирование. Вып. 6. – М., 1996.

5. Вульфов, Б. З. Семь парадоксов воспитания [Текст] / Б.З. Вульфов. – М.: Новая школа, 1994.

6. Иванов, И. П. Коллективное творческое дело [Текст] / И.П. Иванов. // Вожатый. – 1988. - № 2.

7. Газман, О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы [Текст] // Газман О. С., Вейс Р. М., Крылова Н. Б. Новые ценности образования: Содержание гуманистического образования. – М., 1995.

8. Караковский, В. А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования [Текст] / В.А. Караковский. – М.: Новая школа, 1992.

9. Классному руководителю [Текст]: Учебно-методическое пособие / Под ред. М. И. Рожкова. – М.: Владос, 1999.

11. Крылова, Н. Б. Культурология образования [Текст] / Н.Б. Крылова // Новые ценности образования. Сб. № 10. – М.: Народное образование, 2000.

12. Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе [Текст] / Л.И. Маленкова. – М., 1999.

13. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Воспитание учащихся: теория и методика [Текст] / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – Ярославль, 2002 – 282 с.

14. Щуркова, Н. Е. Программа воспитания школьника [Текст] / Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 48 с.

15. Яковчук Т.Г., Бояринцева А. В., Александрова Е.А., Крылова Н.Б., Юсфин С.М., Михайлова Н.Н.Педагогическая поддержка ребенка в образовании [Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой; Науч. ред. Н.Б. Крылова .- М. : Академия, 2006.- 208 с.

Занятие 11. Позиция педагога в инновационных процессах.

Вопросы для обсуждения:

1. Инновационные процессы в образовании.

2. Психологические барьеры в инновационной деятельности педагога и пути их преодоления.

3. Авторская программа. Авторский коллектив.

Обязательные домашние задания

- для всех:

1. Соотнести понятия «творчество», «инновация», «креативность», «новшество», «нововведе­ние».

2. Проанализировать с учетом выделенных критериев одну инновационную образовательную технологию.

- по выбору студентов:

1. Подготовить сообщение об одной инновационной педагогической технологии.

2. Подготовить сообщение об инновационном учебном заведении.

Индивидуальное задание: разработать анкету для педагогов по выявлению их отношения к инновациям.

Список литературы:

Наши рекомендации