Социализация как социально-педагогическое явление

В науку о человеке термин «социализация» пришел из политэко­номии, где его первоначальным значением было «обобществление» О понятии земли, средств производства и т. п. «социализация» Автором термина «социализация» примени-

тельно к человеку, очевидно, является амери­канский социолог Ф. Г. Гиддингс, который в 1887 г. в книге «Теория социализации» употребил его в значении, близком к современ­ному, - «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни».

К середине XX в. социализация превратилась в самостоятель­ную междисциплинарную область исследований. Сегодня проблему социализации или ее отдельные аспекты изучают философы, эт­нографы, социологи, психологи, криминологи, представители других наук.

Попутно отметим, что почти до 60-х гг. XX в., говоря о социа­лизации, почти все ученые имели в виду развитие человека в дет­стве, отрочестве и юности. Лишь в последние десятилетия детство перестало быть единственным фокусом интереса исследователей, а изучение социализации распространилось на взрослость и даже старость.

Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они так или иначе тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации (хотя, конечно же, такое разделение, во-первых, весьма условно, а во-вторых, достаточно огрублено).

Первый подход утверждает или предполагает пассивную пози­цию человека в процессе социализации, а саму социализацию рас­сматривает как процесс его адаптации к обществу, которое фор­мирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть названсубъект-объектным (общество - субъект воздействия, а человек - его объект). У исто­ков этого подхода стояли французский ученый Эмиль Дюркгейм и американский - Талкот Пирсоне.

8

Сторонники второго подхода исходят из того, что человек ак­тивно участвует в процессе социализации и не только адаптирует­ся к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Этот подход можно определить каксубъект-субъек­тный. Основоположниками такого подхода можно считать аме­риканцев Чарльза Кули и Джорджа Герберта Мида.

Основываясь на субъект-субъектном подходе социализацию мож­но трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе ус­воения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодейст­вии человека со стихийными, относительно направляемыми и целена­правленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. Сущность Сущность социализации состоит в сочетании социализации приспособления (адаптации) и обособления человека в условиях конкретного общества.

Приспособление (социальная адаптация) - процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды (Ж. Пиаже, Р. Мертон). Адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его уста­новками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реальностями со­циальной среды. Таким образом, адаптация - это процесс и ре­зультат становления индивида социальным существом.

Обособление - процесс автономизации человека в обществе. Ре­зультат этого процесса - потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия), потребность иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия), по­требность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые ме­шают его самоизменению, самоопределению, самореализации, са­моутверждению (поведенческая автономия). Таким образом, обособ­ление - это процесс и результат становления человеческой индивиду­альности.

Из сказанного следует, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обще­стве. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс адаптации и обособления.

Изложенное понимание сущности социализации справедливо в рамках субъект-субъектного подхода. В рамках субъект-объектного подхода сущность социализации трактуется только как адаптация человека в обществе, как процесс и результат становления индиви­да социальным существом.

Социализация человека в современном мире, имея более или менее явные особенности в том или ином обществе, в каждомиз

них обладает рядом общих или сходных характеристик. О них и пойдет речь дальше.

В современных условиях социализация имеет много характе­ристик, общих или более или менее сходных для различных об­ществ. О них пойдет речь дальше.

В любом обществе социализация человека Этапы имеет особенности на различных этапах. В социализации самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не яв­ляется общепризнанной. Она весьма условна (особенно после эта­па юности), но достаточно удобна с социально-педагогической точки зрения.

Будем исходить из того, что человек в процессе социализации проходит следующие этапы: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), младший подростковый (10-12 лет), старший подростковый (12-14 лет), ранний юно­шеский (15-17 лет), юношеский (18-23 года) возраста, моло­дость (23-30 лет), раннюю зрелость (30-40 лет), позднюю зре­лость (40-55 лет), пожилой возраст (55-65 лет), старость (65-70 лет), долгожительство (свыше 70 лет). Далее будет рассмотрена социализация человека до этапа молодости, т. е. социализация подрастающих поколений.

Фактооы Социализация протекает во взаимодейст-

социализации вии детей, подростков, юношей с огромным

количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Фактически не все они даже выявлены, а из известных далеко не все изучены. О тех факторах, которые исследовались, знания весьма нерав­номерны: об одних известно довольно много, о других - мало­вато, о третьих - совсем чуть-чуть. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.

Первая -мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) - кос­мос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие груп­пы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

Вторая -макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов).

Третья- мезофакторы (мезо - средний, промежуточный), усло­вия социализации больших групп людей, выделяемых: по местно-

сти и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принад­лежности к тем или иным субкультурам.

Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опо­средствованно через четвертую группу -микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организа­ции, различные общественные, государственные, религиозные и частные организации, микросоциум.

Агенты Важнейшую роль в том, каким вырастает че-социализации ловек, как пройдет его становление играют

люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специ­фичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми высту­пают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социа­лизации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.

Средства Социализация человека осуществляется ши-социализации роким набором средств, специфических для

того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и ухо­да за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; ок­ружающие человека продукты материальной культуры; элемен­ты духовной культуры (от колыбельных песен и сказок до скульптур); стиль и содержание общения, а также методы поощ­рения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспита­тельных и иных социализирующих организациях; последова­тельное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности - обще­нии, игре, познании, предметно-практической и духовно-прак­тической деятельностях, спорте, а также в семейной, профессио­нальной, общественной, религиозной сферах.

Каждое общество, каждое государство, каждая социальная группа (большая и малая) вырабатывают в своей истории набор позитивных и негативных формальных и неформальных санк­ций - способов внушения и убеждения, предписаний и запретов, мер принуждения и давления вплоть до применения физиче-

ского насилия, способов выражения признания, отличия, наг­рад. С помощью этих способов и мер поведение человека и це­лых групп людей приводится в соответствие с принятыми в дан­ной культуре образцами, нормами, ценностями.

Социализация человека во взаимодействии с Механизмы различными факторами и агентами проис-

Социализации

ходит с помощью ряда, условно говоря,

«механизмов». Существуют различные подходы к рассмотрению «механизмов» социализации. Так, французский социальный пси­холог Габриэль Тард считал основным подражание. Американ­ский ученый Ури Бронфенбренер механизмом социализации счита­ет прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяю­щимися условиями, в которых оно живет. В. С. Мухина рассмат­ривает в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности, а А. В. Петровский - закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе раз­вития личности. Обобщая имеющиеся данные с точки зрения пе­дагогики, можно выделить несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично ис­пользовать в процессе воспитания человека на различных возрас­тных этапах.

К психологическим и социально-психологическим механизмам можно отнести следующие.

Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздейст­вующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг проис­ходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.

Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознавае­мое усвоение норм социального поведения, обязательных в про­цессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. В дан­ном случае - один из путей произвольного и чаще всего непроиз­вольного усвоения человеком социального опыта.

Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматри­вает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может представ­лять собой внутренний диалог нескольких видов: между различ-

ными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменять­ся в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

К социально-педагогическим механизмам социализации мож­но отнести следующие.

Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение про­исходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереоти­пов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окруже­ния. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVI в. Мишель Монтень, который писал: «...Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские пра­вила тащат нас за собой». Кроме того, эффективность традицион­ного механизма проявляется в том, что те или иные элементы со­циального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследст­вии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), мо­гут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия че­ловека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реали­зующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, обществен­ные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различны­ми институтами и организациями происходит нарастающее накоп­ление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социальноодобряемого пове­дения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.

Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции оп­ределенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эф­фективность этого влияния определяется тем, что, как тонко под-

метил еще в XVIII в. реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер Жан Жорж Новер, «поскольку стра­сти, испытываемые героями, отличаются большей силой и опре­деленностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать». Люди в соответствии с возрастными и индивидуаль­ными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т. д.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках оп­ределенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде пони­мается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или опре­деленного профессионального или культурного слоя, который в це­лом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкуль­тура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы лю­дей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него.

Межличностный механизм социализации функционирует в про­цессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межлично­стного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значи­мыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположно­го пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодей­ствует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями воз­растной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значи­мыми лицами в группах и организациях может оказывать на чело­века влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. Поэтому целесообразно выделять меж­личностный механизм социализации как специфический.

Социализация человека, а особенно детей, подростков, юно­шей, происходит с помощью всех названных выше механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социа­лизации различно, и порой это различие весьма существенно. Так, в условиях села, малого города, поселка, а также в малообразо­ванных семьях в больших городах существенную роль может иг­рать традиционный механизм. В условиях крупного города особо явно действуют институциональный и стилизованный механизмы. Для людей явно интровертированного типа (т. е. обращенных внутрь себя, повышенно тревожных, самокритичных) важнейшим может стать рефлексивный механизм. Те или иные механизмы

играют различную роль в тех или иных аспектах социализации. Так, если речь идет о сфере досуга, о следовании моде, то веду­щим часто является стилизованный механизм, а стиль жизни не­редко формируется с помощью традиционного механизма.

СоставляющиеВ целом процесс социализации условно процесса социализации можно представить как совокупность четы- тырех составляющих (табл. I):

- стихийной социализации человека во взаи­модействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни об­щества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными реалиями;

- относительно направляемой социализации, когда государст­во предпринимает определенные экономические, законодатель­ные, организационные меры для решения своих задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера раз­вития, на жизненный путь тех или иных возрастных групп (определяя обязательный минимум образования, возраст его на­чала, сроки службы в армии и т. д.);

- относительно социально контролируемой социализации (воспитания) - планомерного создания обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека;

- более или менее сознательного самоизменения человека, имеющего просоциальный, асоциальный или антисоциальный вектор (самостроительства, самосовершенствования, саморазру­шения), в соответствии с индивидуальными ресурсами и в соот­ветствии или вопреки объективным условиям жизни.

Таблица 1

Социализация  
стихийная   относительно направляемая   относительно социально контролируемая-воспитание  
Самоизменение человека  

Воспитание становится относительно автономным в процессе социализации на определенном этапе развития каждого конкрет­ного общества, когда оно приобретает такую Воспитание степень сложности, что возникает необходи­мость в специальной деятельности по подго­товке подрастающих поколений к жизни в социуме. (Попутно заметим, что на ранних стадиях существования любого общества, а также в современных архаичных обществах воспитание и социа­лизация синкретичны - слиты, нерасчлененны).

Воспитание как относительно социально контролируемая со­циализация отличается от стихийной и относительно направляе­мой социализации тем, что в его основе лежит социальное дейст­вие. Немецкий ученый Макс Вебер, который ввел это понятие, определял его как действие, направленное на разрешение про­блем; как действие, специально ориентированное на ответное поведение партнеров; как действие, предполагающее субъектив­ное осмысление возможных вариантов поведения людей, с кото­рыми человек вступает во взаимодействие.

Кроме того, социализация в целом - процесс непрерывный, так как человек постоянно взаимодействует с социумом. Воспитание -процесс дискретный (прерывный), ибо, будучи планомерным, осуществляется в определенных организациях, т. е. ограничено местом и временем.

Воспитание - одна из основных категорий педагогики. Тем не менее общепринятого определения воспитания нет. Одно из объ­яснений тому - его многозначность. Воспитание можно рассмат­ривать как общественное явление, как деятельность, как процесс, как ценность, как систему, как воздействие, как взаимодействие и т.д. Каждое из этих значений справедливо, но ни одно из них не позволяет охарактеризовать воспитание в целом.

Ниже предлагается определение, в котором сделана попытка от­разить то общее, что свойственно воспитанию как процессу отно­сительно социально контролируемой социализации, но не затраги­вается специфика семейного, религиозного, социального и коррекционного воспитания, о которой речь пойдет в дальнейшем.

Воспитание - относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в семье, в религиозных и воспитетелъных ор­ганизациях, более или менее последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособ­ления в соответствии со спецификой целей, содержания и средств семейного, религиозного, социального и коррекционного видов воспи­тания.

Это определение не является общепринятым.Оно лишь одно в ряду многих.

В отечественной педагогической литературе можно выделить несколько наиболее известных попыток общих подходов к рас­крытию понятия «воспитание» (не углубляясь при этом в частные различия, на которых настаивают те или иные авторы).

Определяя объем понятия «воспитание», многие исследователи выделяют:

- воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на человека общества в целом, т. е. фактически ото­ждествляют воспитание с социализацией;

- воспитание в широком смысле, имея в виду целенаправлен­ное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитатель­ных учреждений;

- воспитание в узком педагогическом смысле, а именно - вос­питательная работа, целью которой является формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений;

- воспитание в еще более узком значении - решение конкрет­ных воспитательных задач (например, воспитание определенного нравственного качества и т. д.).

Давая содержательную характеристику воспитания, одни ис­следователи выделяют умственное, трудовое и физическое воспи­тание, другие - нравственное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание, третьи добавляют правовое, полоролевое, экономи­ческое воспитание.

С точки зрения характера отношений участников процесса воспитания его определяют как целенаправленное воздействие представителей старших поколений на младшие, как взаимодей­ствие старших и младших при руководящей роли старших, как сочетание того и другого типа отношений.

По доминирующим принципам и стилю отношений воспитате­лей и воспитуемых выделяют авторитарное, свободное, демокра­тическое воспитание.

В зарубежной педагогической литературе также нет общепри­нятого подхода к определению воспитания. Э. Дюркгейм дал в свое время определение, основная идея которого разделялась большинством европейских и американских педагогов до середи­ныXX столетия (а некоторыми и сейчас): «Воспитание есть дейст­вие, оказываемое взрослыми поколениями на поколения, не со­зревшие для социальной жизни. Воспитание имеет целью возбу­дить и развить у ребенка некоторое число физических, интеллек­туальных и моральных состояний, которые требуют от него и политическое общество в целом, и социальная среда, к которой он, в частности, принадлежит».

В последние десятилетия подход к воспитанию и соответствен­но определение его как педагогического понятия существенно изменились. Это нашло отражение не только в различных педаго­гических теориях, но и в словарно-справочной литературе.

Так, в американском «Педагогическом словаре», изданном в Нью-Йорке в 1973 г., воспитание (education) определялось как:

а) совокупность всех процессов, посредством которых человек раз­вивает способности, отношения и другие формы поведения, пози­тивно ценные для общества, в котором живет; б) социальный про­цесс, с помощью которого люди подвергаются влиянию отобран­ного и контролируемого окружения (особенно такого, как школа)

для того, чтобы они смогли достичь социальной компетентности и оптимального индивидуального развития.

В 1982 г. в изданном там же «Кратком педагогическом слова­ре» воспитание трактуется как:

а) любой процесс, формальный или неформальный, который помогает развивать возможности людей, включающие их знания, способности, образцы поведения и ценности;

б) развивающий процесс, обеспеченный школой или другими учреждениями, который организован главным образом для нау­чения и учебы;

в) общее развитие, получаемое индивидом через научение и учебу.

Эти определения свидетельствуют о том, что принятая в отече­ственной педагогической литературе трактовка термина Education как образование, обучение по меньшей мере односторонняя, а ско­рее, просто неточна. Этот термин и этимологически (от латинского educare - взращивать, питать), и в культурно-педагогическом кон­тексте обозначает в первую очередь воспитание: семейное (Family Education); религиозное (Religious Education); социальное (Social Education), осуществляемое как в различных учебно-воспитательных учреждениях (в том числе и в процессе обучения), так и в социуме (в общине - Community Education).

Воспитание - конкретно-историческое явление, тесно связан­ное с социально-экономическим, политическим и культурным состоянием общества, а также с его этноконфессиональными и социально-культурными особенностями.

Результаты и эффективность воспитания в условиях социального обновления общества определяются не столько тем, как оно обес­печивает усвоение и воспроизводства человеком культурных цен­ностей и социального опыта, сколько готовностью и подготовлен­ностью членов общества к сознательной активности и самостоя­тельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений. Важнейший результат воспитания - готовность и способность че­ловека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию).

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте определение социализации и обоснуйте его.

2. В чем сущность процесса социализации?

3. Охарактеризуйте составные части процесса социализации.

4. На примере одного из этапов социализации покажите,какие факторы,агенты, средства и механизмы влияют на развитие человека.

5. В чем основные отличия воспитания от стихийной социализации?

Наши рекомендации