Оптико-кинестезическая знаковая информационная система 1 страница
которой в первую очередь относятся мимика, пантомимика, жесты, поза, поведение (в том числе прикосновения к партнеру поглаживания, похлопывания и т.п.)- При этом важно помнить и об этнокультурных особенностях этих невербальных средств (например, общепринятый у многих народов кивок головой сверху вниз означает согласие, из стороны в сторону — несогласие, в Болгарии, Индии и некоторых других странах они несут противоположную информацию).
Фонетическая знаковая информационная система: тон, паузы ударения и т. п. в устной речи. Например, смысл фразы «Передайте мне, пожалуйста, эту книгу» может оказаться совершенно разным в зависимости от того, на каком слове делается ударение, акцент!
Экстрафонетические средства общения: покашливание, смех, плач, темп речи и т. п.
Проксимическая знаковая информационная система, в которой выражается информация об особенностях общения в зависимости от пространственного расположения партнеров.
Различают следующие дистанции в общении, дающие основание судить о характере взаимоотношений партнеров по общению и позволяющие им наиболее успешно решать соответствующие задачи:
• интимная (до 45 см);
• личностная — дистанция дружеского, товарищеского, обыденного общения (45—120 см);
• социальная, используемая для решения деловых вопросов (120-400 см);
• публичная (чтение лекций в аудитории, выступление на митинге, в концертных залах, театрах ит.п.) (более 400 см).
Визуальная знаковая система, которая включает в себя две относительно самостоятельные информационные системы:
• язык взгляда: направленность взгляда, его устойчивость, продолжительность, переключаемость, избегание взгляда и т.п., а также и содержание взгляда (добрый, дружеский, внимательный, заинтересованный, приятный, любящий или, наоборот взгляд злой, агрессивный, пренебрежительный, высокомерный и т.п.);
• язык глаз: теория и практика нейролингвистического программирования (НЛП).
Нейролингвистическое программирование разработано более двадцати лет тому назад в университете Санта-Круз в США психологами Джоном Гриндером и Ричардом Бэндлером (подробнее см.: Джон Гриндер, Ричард Бэндлер. Из лягушек — в принцы- -~ Воронеж, 1995, и др.).
Они обратили внимание на то, что в межличностных коммУ' никациях проявляются основные сенсорные системы (модальности): визуальная, аудиальная ителесных ощущений (осязание
Бкус, обоняние). В реальной жизни люди чаще всего пользуются зрительными образами. Затем идут слуховые, кинестетические, обонятельные и осязательные. Имеется особенность телесных ощущений. Человек может обращать внимание на свои внутренние ощущения и их переживания, а может концентрировать внимание на внешних ощущениях; тактильных (ощущение ветра, движения воздуха, солнечного тепла, стула, на котором человек сидит, и т.п.), обонятельных или вкусовых.
Более детальная характеристика качества модальностей, сенсорных систем человека выступают как субмодальности. Так, основными визуальными субмодальностями являются яркость образа, размер, форма, расположение, движение, скорость, общая панорама представляемых или воображаемых предметов и явлений, их цвет, контрастность, четкость, яркость и т.д. Основными характеристиками звуковой модальности выступают высота, тональность, громкость, четкость, длительность, непрерывность (прерывистость) звучания, источник, расстояние, локализация звука. К числу телесных, кинестетических субмодальностей относят: давление, температуру, движение, вкус, запахи, частоту, интенсивность, расположение, длительность и др.
Визуальные
Яркость Контрастность
Размер Четкость
Цветность/черно-белое Ограниченность размера
изображение (панорама)
Насыщенность Фокус Оттенки или цветовой баланс Движение
Форма Перспектива
Расположение Расстояние (дистанция)
Звуковые
Высота тона Длительность звука
Темп (скорость речи) Локализация
Громкость Расстояние
Тембр или тональность Источник
Количество Моно/стерео
Непрерывность/прерыви- Четкость стость звучания
Кинестетические
Давление Движение
Расположение Длительность
Число Интенсивность -
Текстура Форма
Температура Чавтота (темп)
L
У конкретного человека та или иная сенсорная система, модальность является ведущей, предпочитаемой. Идею о пред, почитаемой сенсорной модальности в теории коммуникации впервые обосновали создатели нейролингвистического программирования. При этом степень выраженности той или иной модальности у людей разная: от слабой, небольшой до значительной, доминантной, определяющей своеобразие видения человеком действительности. В таком случае нам иногда трудно понять как это человек может иначе думать и не понимает то, что мы ему объясняем.
При достаточной выраженности у человека той или иной модальности говорят о визуальном, аудиальном, кинестетическом обонятельном и вкусовом типах личности. Каждый из этих типов в межличностном контактном взаимодействии по-разному проявляет себя. И если мы научимся распознавать такие проявления партнера по общению, нам будет легче понять его ведущую сенсорную систему и правильнее построить с ним деловое и другое взаимодействие.
К числу наиболее типичных, характерных вербальных проявлений ведущих модальностей человека можно отнести следующие:
для визуального типа: вижу, что вы имеете в виду, это выглядит некрасиво; давайте еще раз посмотрим на эту проблему; при ближайшем рассмотрении оказалось...; давайте прольем свет на данную проблему; у меня сложилось очень туманное представление о... и др.;
для аудиального типа: пропускаю мимо ушей; неслыханная дерзость; растрезвонить; по правде говоря; давайте послушаем; скажите мне...; слово за слово — и время вышло и др.;
для кинестетического типа: поймал мысль, идею; выйду на связь; холодный человек; толстокожий человек; сильный, убийственный аргумент; ловко устроился; черствый человек; это меня раздражает, задевает; я и пальцем не пошевелю ради... и др.;
для обонятельного типа: это хорошо (дурно) пахнет; свежий запах; свежий как роза; какой приятный запах; от этого человека исходит вербальное зловоние; красиво пахнет и др.;
для вкусового типа: горький опыт; этот человек горький как пилюля; дело вкуса; ядовитый человек; переварить информацию; он эту идею спокойно проглотил; горькая правда и др.
Наряду с вербальными проявлениями модальности в НЛП выделяют и невербальные сенсорные ключи, показатели модальности человека, к числу которых относят движения глаз собеседника. Установлено, что глазные яблоки человека движутся в соответствии с той сенсорной системой, на основе которой в данный момент функционируют его психические функции. Если пре' обладают визуальные процессы, то движение глазных яблок пр°" исходит вверх.
При доминировании слуховых процессов глаза движутся в горизонтальной плоскости, в сторону. Взгляд обычно направляется вниз при преобладании телесных ощущений у человека. Своеобразие движения глаз зависит также и от того, происходит ли припоминание уже имевших место ощущений (эйдетические образы) или происходит создание, конструирование новых образов, проработка возможных сценариев действий, планировки помещения, местности и т.п. У большинства людей (правшей) при возникновении эйдетических образов, ощущений взгляд движется влево, а при актуализации конструируемых образов — вправо (левополушарный психотип). Это наглядно представлено на рис. 15,16.
Формирование Визуализация (расфоку- Припоминание визу-визуальных образов сированный взгляд) альных образов
Формирование звуковых образов
Припоминание звуковых образов
Эмоции и телесные ощущения
Внутренний диалог Рис. 15. Как понять собеседника по движению его глаз
Зк — зрительно конструируемые образы; Зэ — зрительно вспоминаемые (эйдетические) образы; (Расфокусировка и неподвижность зрачков также обозначает зрительный доступ)
Ск — аудиально конструируемые вспоминаемые звуки или слова;
Сэ — аудиально звуки или слова;
К — кинестетические ощущения (также вкус и запах);
С — внутренние ощущения
Рис. 16. Глазодвигательные реакции «нормально организованного»
правши
Язык самоценности личности, в котором выражаются своеобразие психического состояния личности; степень ее удовлетворенности собой, своими успехами, удачами; ее самоощущение собственного благополучия, удачливости, психологической комфортности; уровень ее психического здоровья.
Самоценность личности может быть очень низкой, низкой, оптимальной, высокой, очень высокой, и это сказывается на уровне внутренней мобилизованности личности, ее собранности при вступлении в общение и его осуществлении. Одной из внешних форм выражения самоценности личности (и это может выступать показателем уровня самоценности личности) является «психологический вес» человека. Этот вес может быть:
• тяжелым — при очень низкой самоценности личности, когда человек находится в сильно подавленном состоянии из-за существенных срывов в решении жизненно важных проблем, неудач, большого горя и т.п.;
• повышенным («вес с неохотой»). В нем выражается низкая самоценность личности, когда отдельные, ситуативные и часто несущественного характера обстоятельства как бы выводят человека из равновесия, устойчивого состояния готовности. У человека возникают неуверенность, сомнения, повышаются нервозность, импульсивность, суетливость, отсутствует желание общаться, активно действовать, решать задачи, возникает стремление побыт наедине с собой;
• нулевым, характеризующим состояние апатии, безразлй чия, неопределенности самоценности личности;
• «вес с достоинством» характеризует достаточный уровень самоценности личности, ее спокойно-уверенное и стабильное оптимально-эффективное состояние, состояние и ощущение жизненной наполненности, собственного благополучия, довольства собой;
• легкий вес выражает повышенной уровень самоценности личности в связи с какими-то ситуативными ее удачами, успехами. Это повышает ее тонус, мобилизованность, настроенность, энергичность, интенсивность в общении, разговорчивость, снижает самоконтроль и т.п.;
• очень легкий вес характерен для человека с очень высокой самоценностью, что может быть обусловлено его большими удачами, успехами при завышении самооценки. Человек в таком состоянии часто утрачивает контроль над своим поведением, проявляет чрезмерно повышенную активность в общении, поведении, самонадеянность и т. п.
Культурологическая знаковая информационная система: одежда, ее содержание и соответствие моде, атрибуты внешности, характер запахов, макияж и т.п.
Филогенетические знаковые информационные системы: конституционные (строение тела), хирологические (строение кисти руки, структура истроение ладони), физиогномические (строение лица), френологические (строение черепа) и др.
Для более полного представления о средствах общения рекомендуется обратиться к соответствующим литературным источникам.
Психологические проблемы общения как процесса коммуникации (обмена информацией), восприятия (межличностной перцепции) и понимания людьми друг друга икак интерактивного процесса достаточно полно изложены в учебниках (см., например: Андреева Г. М. Социальная психология) и популярной психологической литературе (см. рекомендованную литературу).
Вместе с тем при изучении данной проблемы важно обратить внимание на отдельные аспекты процессуальной характеристики межличностного общения. Так, в общении как коммуникативном процессе, в каждом информационном сообщении имеется два вида информации, влияющей друг на друга и в совокупности создающей своеобразие и ту или иную степень успешности информационного обмена:
а) так называемая текстовая информация, включающая в себя Информацию вербального и невербального характера: сюда вхо-Дит все то, что и как говорит, делает коммуникатор;
б) персонифицированная информация, связанная с характером ^ношений реципиента и коммуникатора, которые могут быть положительными, нейтральными или отрицательными. Степень настроенности (или ненастроенности) реципиента на коммуника-
тора (Лк) может быть разной, и это наглядно представлено шкале отношений:
Лк
Ситуация, когда коммуникатор находится в правой стороне шкалы отношений в глазах, мнении реципиента, называется аттракцией (привлекательность, позитивная настроенность). В связи с этим для профессионалов, имеющих дело с людьми, актуальной становится проблема аттракции — создания у реципиента позитивного настроя, положительного эмоционального отношения к себе.
Один из законов общения состоит в том, что люди легче принимают точку зрения, позицию, идеи и мысли того, к кому относятся положительно, испытывают позитивные эмоции, и наоборот, при негативном настрое создается так называемый персонифицированный барьер восприятия и понимания информации. Вот почему одной из профессиональных задач юриста, педагога, руководителя, специалистов других профилей, особенно работающих с людьми, является создание обстоятельств, при которых они, решая профессиональные проблемы, находились бы в правой стороне шкалы отношений в глазах, мнении партнеров по общению, т. е. создание аттракции.
Аттракция— особый вид социальной и социально-психологической установки на другого человека, в которой преобладает положительный эмоциональный компонент, это непроизвольное возникновение положительного эмоционального отношения при восприятии другого человека. Аттракция — один из социально-психологических механизмов регуляции взаимоотношений людей.
При изучении данного социально-психологического феномена важно помнить, что механизмы возникновения аттракции находятся не в области сознания человека, а в сфере бессознательного. Человек может смотреть и не видеть, слушать кого-нибудь и не слышать. Все зависит от степени включенности в эти процессы его сознания. Но информация, воспринимаемая нашими органами чувств и не фиксируемая в нашем сознании, не пропадает бесследно, особенно если она значима для нас, затрагивает наши потребности и несет в себе достаточный эмоциональный заряд-Как бы минуя сознание, которое в это время может быть занято другой информацией, эмоционально насыщенная и потребност-но значимая информация остается в сфере бессознательного оттуда оказывает свое влияние, которое проявляется в виде эМ°
ционально окрашенного и неосознанно направленного отношения к источнику информации.
Если индуцировать партнеру по общению информацию, имеющую для него положительное значение, способствующую удовлетворению его значимых потребностей и которая им не осознавалась бы, то у него непроизвольно возникают положительные эмоциональные состояния. В таком случае проявляется эффект положительного отношения к процессу общения и происходит перемещение коммуникатора вправо по шкале отношений.
Любой контакт с людьми не следует начинать с образования у них отрицательных эмоций. В таком случае происходит частичная или полная блокировка информационного воздействия.
В психологии восприятия информации известно, что люди лучше всего запоминают начало и конец разговора. Начало разговора создает базу для его основной части, а концовка оставляет в памяти общее отношение к этому разговору и к партнеру по общению. Психологически обоснованная тактика наказания и поведения в ситуации, когда нежелательно продолжение (и даже ведение) разговора, такая: необходимо создать у партнера динамику эмоциональных состояний, при которой начало и конец контакта, разговора были бы положительно эмоционально насыщены, а середина (основная часть) беседы, разговора может иметь и отрицательную эмоциональную направленность.
Наглядно это можно представить следующим образом:
В практической деятельности исключительно большое значение имеет умение специалиста создавать аттракцию у партнеров по общению. Это одна из его профессиональных обязанностей.
Приемы аттракции основаны на индуцировании партнеру по общению потребностно значимой и ведущей к успешной реализации этих потребностей информации.
Основные приемы аттракции
«Имя собственное». Основное требование данного приема состоит в том, чтобы обращаться к человеку по имени или имени и отчеству. В таком случае реализуется потребность личности в самоутверждении, поскольку каждый человек ассоциирует индивидуальные особенности со своим именем. Д. Карнеги отмечает, что звучание собственного имени для слуха человека — самая приятная музыка. Обращение по имени подчеркивает преимущественно
личностное самоутверждение, а по имени и отчеству — самоутверждение профессиональное.
«Зеркало отношений», в качестве которого выступает лицо человека. Если лицо выражает неприязнь, пренебрежение к человеку, готовность к схватке, спору, противодействию, то к такому партнеру по общению не возникает положительного отношения. Лучше, если человек прочитал на «зеркале отношений» партнера по общению дружелюбие, готовность понять его, оказать помощь поддержку, т. е. что перед ним не враг, а друг. В таком случае происходит успешная реализация одной из базовых потребностей человека — потребности в защищенности, безопасности. Одним из наиболее благоприятных выражений лица является доброжелательная улыбка, которую не без основания считают паролем для друзей.
«Золотые слова» — комплименты. Это слова, в которых содержится некоторое (небольшое) преувеличение достоинств человека, его качеств, возможностей, ожиданий результатов его деятельности, поведения. При этом реализуется потребность личности в совершенствовании.
«Терпеливый слушатель»: важно проявлять чуткость и внимательность к человеку и дать ему возможность высказать свое мнение, выговориться, выразить свою позицию, отношения и, таким образом, помочь ему реализовать потребность в самовыражении.
«Личная жизнь». Этот прием ориентирует на ведение разговора с человеком в русле его выраженного личного интереса к служебной, деловой и личной жизни. При этом может реализовы-ваться не только весь комплекс вышеназванных потребностей, но и других.
Приемы аттракции способствуют приближению партнера по общению, расположению его, профилактике возможного возникновения так называемых персонифицированных барьеров в общении (подробнее об этом см.: ПанасюкА. Управленческое общение. — Киев, 1991).
Вместе с тем в коммуникативном процессе нередко возникают затруднения и даже барьеры. Знание наиболее типичных информационных барьеров может помочь специалисту повысить эффективность его коммуникативных связей и потому более успешно решать профессиональные задачи.
Основные трудности, барьеры в информационном взаимодействии людей могут быть связаны:
— с объемом, количеством информации (много или мало);
— сложностью, трудностью понимания информации (сложная или простая);
— доминантной направленностью информации и несоответствием ее интересам реципиента (на прошлое, настоящее ил будущее);
— степенью новизны информации;
— рассогласованием в понятийном аппарате коммуникатора и реципиента;
— методикой и технологией информационного сообщения, например, быстрый темп речи, слабая ее связанность, логичность и т.п.;
— излишней персонифицированностью информационного сообщения, когда коммуникатор чрезмерно представляет свою «Я»-позицию;
— игнорированием обратной связи в информационном взаимодействии с партнером;
— рассогласованием между вербальными и невербальными средствами в информационном сообщении;
— нежеланием говорить правду (либо демонстрация этого);
— неумением «настроиться на волну» собеседника, например в связи с низкой эмпатийностью коммуникатора;
— отсутствием аттракции и т.д.
При изучении общения как процесса восприятия и понимания людьми друг друга (перцептивная сторона в общении) целесообразно обратить особое внимание на уяснение прежде всего психологических механизмов взаимовосприятия и понимания людьми друг друга. В социальной психологии к их числу относятся следующие:
идентификация — уподобление себя другому, когда представление о партнере по общению строится на основе попытки поставить себя на его место;
эмпатия — особый способ понимания другого человека на основе не рационального осмысления его особенностей, а эмоционально окрашенного сопереживания его состояний, сочувствия, соучастия, сопонимания с партнером по общению;
рефлексия — осознание человеком того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. Естественно, что от этого во многом будет зависеть поведение коммуникатора;
каузальная атрибуция — приписывание другому своего видения психологических причин его поведения, интерпретация этих причин его поведения и через это понимание психологических истоков поведения партнера по общению. Обычно видение психологических причин поведения другого основано на собственном опыте и потому нередко ведет к искажению выводов о психологических особенностях партнера по общению;
установка — определенная настроенность на партнера по об-Щению.
В профессиональной деятельности специалиста большое значение имеет понимание им факторов, влияющих на восприятие и Понимание человека человеком. Правильный учет особенностей Сияния на восприятие других людей тех или иных факторов позволяет человеку прогнозировать и корректировать технологию
своего поведения. Эти факторы условно разделяются на поведенческие и психологические.
Поведенческие факторы, влияющие на особенности восприятия и понимания другого:
а) поведение и деятельность, действия партнера по общению-
б) результаты поведения и действий другого;
в) формы обращения, используемые партнером по общению-
г) что и как говорит партнер и др.
Психологические факторы, влияющие на особенности восприятия и понимания другого:
а) внешность и ее атрибуты;
б) выражение лица, глаз человека, его мимика, пантомимика и т.п.;
в) психотипические особенности партнера по общению: его темперамент, экстра- или интровертивность, стиль общения и др.
Стиль общениякак бы аккумулирует и в совокупности целостно выражает психотипические особенности человека. Стиль общения — это система относительно устойчивых способов обращения к партнеру и реагирования на информацию и другие воздействия последнего.
В психологии различают следующие стили общения:
ригидный (директивный, командный; коллегиальный, демократический; либеральный, попустительский), гибкий или смешанный, сочетающий в себе элементы трех вышеназванных стилей;
активный (положительной или отрицательной направленности) или пассивный;
конструктивный, созидательный или деструктивный, разрушительный;
партнерский или доминантный;
г) своеобразие установки коммуникатора на восприятие других людей.
Установка выражается по-разному в различных социально-психологических феноменах:
• у каждого человека формируются собственные представления о том, как в людях взаимосвязаны черты характера, другие психические особенности и внешний облик, поведение. И тогда по внешнему облику и поведению человек оценивает другого, партнера по общению. На этом основывается так называемая имплицитная теория личности;
• «эффект первичности» информации, первого впечатления о человеке, которое оказывает сильное и устойчивое влияние на формирование образа человека;
• «эффект ореола»: если о человеке сложилось хорошее, положительное впечатление, то это впечатление (фильтр, оре°л' пропускает в сознание человека только ту информацию, которая согласуется со сложившимся впечатлением. То же происходит, есл
впечатление сложилось отрицательное. Здесь срабатывает закон когнитивного диссонанса;
• «эффект новизны» информации: последнее впечатление о человеке оказывает более сильное влияние на его восприятия, чем предыдущие (за исключением самого первого впечатления).
Эффекты первичности и новизны согласуются с законом долговременной памяти: лучше всего запоминается то, что было в начале и в конце разговора;
• «эффект стереотипизации» людей при их восприятии и понимании. Стереотипизация бывает возрастной, профессиональной, этнической, региональной, религиозной и т.п.
В рассмотренных выше факторах, влияющих на восприятие и понимание другого человека, заложены и так называемые перцептивные барьеры в общении.
При изучении общения как взаимодействия, взаимовлияния людей (интерактивная сторона в общении) необходимо особое внимание уделить пониманию основных механизмов взаимовлияния людей. К числу таких механизмов относят:
убеждение, когда воздействие осуществляется через рациональную сферу личности и основано на ее критическом восприятии информации и внутреннем принятии ее, согласии с ней на основе аргументации, доказательства тех или иных положений. С помощью данного механизма осуществляется передача другому человеку, партнеру по общению образов мыслей, умозаключений;
внушение — процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Внушение широко используется в медицине, психотерапии, публичных выступлениях, рекламе, моде. При внушении осуществляется преимущественно вербальное эмоционально-волевое воздействие на человека, причем однонаправленное, персонифицированное воздействие на человека (или социальную группу). Здесь информация принимается в готовом виде, как готовый вывод и почти не подвергается анализу, здесь нет полемики.
Внушение зависит от многих обстоятельств: возраста, личностных особенностей коммуникатора, от установок личности реципиента, особенностей ситуации и т.п. Более внушаемы люди мнимые, конформные, экстравертированные, левополушарные психотипы. Внушаемость людей возрастает с ухудшением их физического и психического состояния, при утомлении, с усложнением жизненных обстоятельств, с повышением опасности, стрес-совости ситуации. Люди более внушаемы, когда оказываются в Незнакомой социальной среде. Внушающее воздействие становится более эффективным при возрастании авторитета источника в°здействия, доверия к нему;
психическое заражение — бессознательная, невольная подверженность человека психическим эмоциональным состояниям. Под
влиянием этого механизма происходит своеобразная интеграция социальной группы, масс людей. И это может происходить как на позитивной, так и на негативной основе. Особенно опасны групповые панические состояния, при которых у людей утрачивается контроль за своим поведением.
Заражаемость личности, ее подверженность эмоциональным состояниям возрастает в толпе, незнакомой социальной среде при неудачах, в экстремальных и опасных обстоятельствах, с ухудшением самочувствия, психического здоровья, увеличивается пропорционально массе людей;
подражание — принятие и воспроизводство человеком демонстрируемых другими черт и образцов поведения, действий, ношения одежды, атрибутики внешности и т.п. Это частный случай проявления всеобщего закона повторения в животном мире и человеческом обществе. Через действие этого механизма передается и накапливается опыт, осуществляются развитие человека, общества и его прогресс. Подражание — один из источников социальных конфликтов, когда возникают противоречия между различными направлениями подражания (например, между сложившимися стереотипами в поведении, ношении одежды и т.п. и новыми модными веяниями). На механизме подражания основано проявление такого социального и социально-психологического феномена, как мода.
Подражание может быть различным: от слепого копирования до осознанно-мотивированного.
Основные законы подражания:
• оно идет от внутреннего подражания к внешнему (духу религии подражают раньше, чем ее обрядам);
• низшие подражают высшим;
• отстающие подражают впереди идущим, младшие — старшим;
• чем более высок уровень развития личности, тем менее она подвержена действию подражания;
психическое принуждение, в основе которого находится механизм психического давления с использованием властных отношений. Такие отношения — результат как правового, так и социально-психологического регулирования взаимоотношений людей. С помощью психического принуждения осуществляется передача образов поведения, действий, ношения одежды и т.п. вопреки желаниям реципиента.