Оптико-кинестезическая знаковая информационная система 1 страница

которой в первую очередь относятся мимика, пантомимика, жес­ты, поза, поведение (в том числе прикосновения к партнеру поглаживания, похлопывания и т.п.)- При этом важно помнить и об этнокультурных особенностях этих невербальных средств (на­пример, общепринятый у многих народов кивок головой сверху вниз означает согласие, из стороны в сторону — несогласие, в Болгарии, Индии и некоторых других странах они несут противо­положную информацию).

Фонетическая знаковая информационная система: тон, паузы ударения и т. п. в устной речи. Например, смысл фразы «Передайте мне, пожалуйста, эту книгу» может оказаться совершенно разным в зависимости от того, на каком слове делается ударение, акцент!

Экстрафонетические средства общения: покашливание, смех, плач, темп речи и т. п.

Проксимическая знаковая информационная система, в которой выражается информация об особенностях общения в зависимости от пространственного расположения партнеров.

Различают следующие дистанции в общении, дающие основа­ние судить о характере взаимоотношений партнеров по общению и позволяющие им наиболее успешно решать соответствующие задачи:

• интимная (до 45 см);

• личностная — дистанция дружеского, товарищеского, обы­денного общения (45—120 см);

• социальная, используемая для решения деловых вопросов (120-400 см);

• публичная (чтение лекций в аудитории, выступление на ми­тинге, в концертных залах, театрах ит.п.) (более 400 см).

Визуальная знаковая система, которая включает в себя две от­носительно самостоятельные информационные системы:

• язык взгляда: направленность взгляда, его устойчивость, про­должительность, переключаемость, избегание взгляда и т.п., а также и содержание взгляда (добрый, дружеский, внимательный, заинтересованный, приятный, любящий или, наоборот взгляд злой, агрессивный, пренебрежительный, высокомерный и т.п.);

• язык глаз: теория и практика нейролингвистического про­граммирования (НЛП).

Нейролингвистическое программирование разработано более двадцати лет тому назад в университете Санта-Круз в США пси­хологами Джоном Гриндером и Ричардом Бэндлером (подробнее см.: Джон Гриндер, Ричард Бэндлер. Из лягушек — в принцы- -~ Воронеж, 1995, и др.).

Они обратили внимание на то, что в межличностных коммУ' никациях проявляются основные сенсорные системы (модально­сти): визуальная, аудиальная ителесных ощущений (осязание

Бкус, обоняние). В реальной жизни люди чаще всего пользуются зрительными образами. Затем идут слуховые, кинестетические, обонятельные и осязательные. Имеется особенность телесных ощу­щений. Человек может обращать внимание на свои внутренние ощущения и их переживания, а может концентрировать внима­ние на внешних ощущениях; тактильных (ощущение ветра, дви­жения воздуха, солнечного тепла, стула, на котором человек сидит, и т.п.), обонятельных или вкусовых.

Более детальная характеристика качества модальностей, сен­сорных систем человека выступают как субмодальности. Так, ос­новными визуальными субмодальностями являются яркость обра­за, размер, форма, расположение, движение, скорость, общая панорама представляемых или воображаемых предметов и явле­ний, их цвет, контрастность, четкость, яркость и т.д. Основными характеристиками звуковой модальности выступают высота, то­нальность, громкость, четкость, длительность, непрерывность (прерывистость) звучания, источник, расстояние, локализация звука. К числу телесных, кинестетических субмодальностей отно­сят: давление, температуру, движение, вкус, запахи, частоту, ин­тенсивность, расположение, длительность и др.

Визуальные

Яркость Контрастность

Размер Четкость

Цветность/черно-белое Ограниченность размера

изображение (панорама)

Насыщенность Фокус Оттенки или цветовой баланс Движение

Форма Перспектива

Расположение Расстояние (дистанция)

Звуковые

Высота тона Длительность звука

Темп (скорость речи) Локализация

Громкость Расстояние

Тембр или тональность Источник

Количество Моно/стерео

Непрерывность/прерыви- Четкость стость звучания

Кинестетические

Давление Движение

Расположение Длительность

Число Интенсивность -

Текстура Форма

Температура Чавтота (темп)

L

У конкретного человека та или иная сенсорная система, мо­дальность является ведущей, предпочитаемой. Идею о пред, почитаемой сенсорной модальности в теории коммуникации впервые обосновали создатели нейролингвистического програм­мирования. При этом степень выраженности той или иной мо­дальности у людей разная: от слабой, небольшой до значитель­ной, доминантной, определяющей своеобразие видения челове­ком действительности. В таком случае нам иногда трудно понять как это человек может иначе думать и не понимает то, что мы ему объясняем.

При достаточной выраженности у человека той или иной мо­дальности говорят о визуальном, аудиальном, кинестетическом обонятельном и вкусовом типах личности. Каждый из этих типов в межличностном контактном взаимодействии по-разному прояв­ляет себя. И если мы научимся распознавать такие проявления партнера по общению, нам будет легче понять его ведущую сен­сорную систему и правильнее построить с ним деловое и другое взаимодействие.

К числу наиболее типичных, характерных вербальных прояв­лений ведущих модальностей человека можно отнести следующие:

для визуального типа: вижу, что вы имеете в виду, это выглядит некрасиво; давайте еще раз посмотрим на эту проблему; при бли­жайшем рассмотрении оказалось...; давайте прольем свет на дан­ную проблему; у меня сложилось очень туманное представление о... и др.;

для аудиального типа: пропускаю мимо ушей; неслыханная дер­зость; растрезвонить; по правде говоря; давайте послушаем; ска­жите мне...; слово за слово — и время вышло и др.;

для кинестетического типа: поймал мысль, идею; выйду на связь; холодный человек; толстокожий человек; сильный, убий­ственный аргумент; ловко устроился; черствый человек; это меня раздражает, задевает; я и пальцем не пошевелю ради... и др.;

для обонятельного типа: это хорошо (дурно) пахнет; свежий запах; свежий как роза; какой приятный запах; от этого человека исходит вербальное зловоние; красиво пахнет и др.;

для вкусового типа: горький опыт; этот человек горький как пилюля; дело вкуса; ядовитый человек; переварить информацию; он эту идею спокойно проглотил; горькая правда и др.

Наряду с вербальными проявлениями модальности в НЛП вы­деляют и невербальные сенсорные ключи, показатели модально­сти человека, к числу которых относят движения глаз собеседни­ка. Установлено, что глазные яблоки человека движутся в соответствии с той сенсорной системой, на основе которой в дан­ный момент функционируют его психические функции. Если пре' обладают визуальные процессы, то движение глазных яблок пр°" исходит вверх.

При доминировании слуховых процессов глаза движутся в го­ризонтальной плоскости, в сторону. Взгляд обычно направляется вниз при преобладании телесных ощущений у человека. Своеоб­разие движения глаз зависит также и от того, происходит ли при­поминание уже имевших место ощущений (эйдетические обра­зы) или происходит создание, конструирование новых образов, проработка возможных сценариев действий, планировки поме­щения, местности и т.п. У большинства людей (правшей) при возникновении эйдетических образов, ощущений взгляд движет­ся влево, а при актуализации конструируемых образов — вправо (левополушарный психотип). Это наглядно представлено на рис. 15,16.

Оптико-кинестезическая знаковая информационная система 1 страница - student2.ru

Оптико-кинестезическая знаковая информационная система 1 страница - student2.ru

Оптико-кинестезическая знаковая информационная система 1 страница - student2.ru

Формирование Визуализация (расфоку- Припоминание визу-визуальных образов сированный взгляд) альных образов

Оптико-кинестезическая знаковая информационная система 1 страница - student2.ru

Оптико-кинестезическая знаковая информационная система 1 страница - student2.ru

Формирование звуковых образов

Припоминание звуковых образов

Оптико-кинестезическая знаковая информационная система 1 страница - student2.ru

Оптико-кинестезическая знаковая информационная система 1 страница - student2.ru

Эмоции и телесные ощущения

Внутренний диалог Рис. 15. Как понять собеседника по движению его глаз

Оптико-кинестезическая знаковая информационная система 1 страница - student2.ru

Оптико-кинестезическая знаковая информационная система 1 страница - student2.ru

Зк — зрительно конструируемые образы; Зэ — зрительно вспоминаемые (эйдетические) образы; (Расфокусировка и неподвижность зрачков также обозначает зритель­ный доступ)

Ск — аудиально конструируемые вспоминаемые звуки или слова;

Сэ — аудиально звуки или слова;

К — кинестетические ощущения (также вкус и запах);

С — внутренние ощущения

Рис. 16. Глазодвигательные реакции «нормально организованного»

правши

Язык самоценности личности, в котором выражаются своеоб­разие психического состояния личности; степень ее удовлетво­ренности собой, своими успехами, удачами; ее самоощущение собственного благополучия, удачливости, психологической ком­фортности; уровень ее психического здоровья.

Самоценность личности может быть очень низкой, низкой, оптимальной, высокой, очень высокой, и это сказывается на уров­не внутренней мобилизованности личности, ее собранности при вступлении в общение и его осуществлении. Одной из внешних форм выражения самоценности личности (и это может выступать показателем уровня самоценности личности) является «психоло­гический вес» человека. Этот вес может быть:

• тяжелым — при очень низкой самоценности личности, ког­да человек находится в сильно подавленном состоянии из-за су­щественных срывов в решении жизненно важных проблем, не­удач, большого горя и т.п.;

• повышенным («вес с неохотой»). В нем выражается низкая самоценность личности, когда отдельные, ситуативные и часто несущественного характера обстоятельства как бы выводят чело­века из равновесия, устойчивого состояния готовности. У челове­ка возникают неуверенность, сомнения, повышаются нервозность, импульсивность, суетливость, отсутствует желание общаться, ак­тивно действовать, решать задачи, возникает стремление побыт наедине с собой;

• нулевым, характеризующим состояние апатии, безразлй чия, неопределенности самоценности личности;

• «вес с достоинством» характеризует достаточный уровень самоценности личности, ее спокойно-уверенное и стабильное оптимально-эффективное состояние, состояние и ощущение жиз­ненной наполненности, собственного благополучия, довольства собой;

• легкий вес выражает повышенной уровень самоценности личности в связи с какими-то ситуативными ее удачами, успеха­ми. Это повышает ее тонус, мобилизованность, настроенность, энергичность, интенсивность в общении, разговорчивость, сни­жает самоконтроль и т.п.;

• очень легкий вес характерен для человека с очень высокой самоценностью, что может быть обусловлено его большими уда­чами, успехами при завышении самооценки. Человек в таком со­стоянии часто утрачивает контроль над своим поведением, про­являет чрезмерно повышенную активность в общении, поведении, самонадеянность и т. п.

Культурологическая знаковая информационная система: одеж­да, ее содержание и соответствие моде, атрибуты внешности, ха­рактер запахов, макияж и т.п.

Филогенетические знаковые информационные системы: консти­туционные (строение тела), хирологические (строение кисти руки, структура истроение ладони), физиогномические (строение лица), френологические (строение черепа) и др.

Для более полного представления о средствах общения реко­мендуется обратиться к соответствующим литературным источ­никам.

Психологические проблемы общения как процесса коммуни­кации (обмена информацией), восприятия (межличностной пер­цепции) и понимания людьми друг друга икак интерактивного процесса достаточно полно изложены в учебниках (см., напри­мер: Андреева Г. М. Социальная психология) и популярной психо­логической литературе (см. рекомендованную литературу).

Вместе с тем при изучении данной проблемы важно обратить внимание на отдельные аспекты процессуальной характеристики межличностного общения. Так, в общении как коммуникативном процессе, в каждом информационном сообщении имеется два вида информации, влияющей друг на друга и в совокупности создаю­щей своеобразие и ту или иную степень успешности информаци­онного обмена:

а) так называемая текстовая информация, включающая в себя Информацию вербального и невербального характера: сюда вхо-Дит все то, что и как говорит, делает коммуникатор;

б) персонифицированная информация, связанная с характером ^ношений реципиента и коммуникатора, которые могут быть по­ложительными, нейтральными или отрицательными. Степень на­строенности (или ненастроенности) реципиента на коммуника-

тора (Лк) может быть разной, и это наглядно представлено шкале отношений:

Лк

Ситуация, когда коммуникатор находится в правой стороне шкалы отношений в глазах, мнении реципиента, называется ат­тракцией (привлекательность, позитивная настроенность). В связи с этим для профессионалов, имеющих дело с людьми, актуаль­ной становится проблема аттракции — создания у реципиента позитивного настроя, положительного эмоционального отноше­ния к себе.

Один из законов общения состоит в том, что люди легче при­нимают точку зрения, позицию, идеи и мысли того, к кому от­носятся положительно, испытывают позитивные эмоции, и на­оборот, при негативном настрое создается так называемый персонифицированный барьер восприятия и понимания инфор­мации. Вот почему одной из профессиональных задач юриста, пе­дагога, руководителя, специалистов других профилей, особенно работающих с людьми, является создание обстоятельств, при ко­торых они, решая профессиональные проблемы, находились бы в правой стороне шкалы отношений в глазах, мнении партнеров по общению, т. е. создание аттракции.

Аттракция— особый вид социальной и социально-психологи­ческой установки на другого человека, в которой преобладает положительный эмоциональный компонент, это непроизвольное возникновение положительного эмоционального отношения при восприятии другого человека. Аттракция — один из социально-психологических механизмов регуляции взаимоотношений людей.

При изучении данного социально-психологического феноме­на важно помнить, что механизмы возникновения аттракции на­ходятся не в области сознания человека, а в сфере бессознатель­ного. Человек может смотреть и не видеть, слушать кого-нибудь и не слышать. Все зависит от степени включенности в эти процессы его сознания. Но информация, воспринимаемая нашими органа­ми чувств и не фиксируемая в нашем сознании, не пропадает бесследно, особенно если она значима для нас, затрагивает наши потребности и несет в себе достаточный эмоциональный заряд-Как бы минуя сознание, которое в это время может быть занято другой информацией, эмоционально насыщенная и потребност-но значимая информация остается в сфере бессознательного оттуда оказывает свое влияние, которое проявляется в виде эМ°

ционально окрашенного и неосознанно направленного отноше­ния к источнику информации.

Если индуцировать партнеру по общению информацию, име­ющую для него положительное значение, способствующую удов­летворению его значимых потребностей и которая им не осозна­валась бы, то у него непроизвольно возникают положительные эмоциональные состояния. В таком случае проявляется эффект положительного отношения к процессу общения и происходит перемещение коммуникатора вправо по шкале отношений.

Любой контакт с людьми не следует начинать с образования у них отрицательных эмоций. В таком случае происходит частичная или полная блокировка информационного воздействия.

В психологии восприятия информации известно, что люди луч­ше всего запоминают начало и конец разговора. Начало разговора создает базу для его основной части, а концовка оставляет в па­мяти общее отношение к этому разговору и к партнеру по обще­нию. Психологически обоснованная тактика наказания и поведе­ния в ситуации, когда нежелательно продолжение (и даже ведение) разговора, такая: необходимо создать у партнера динамику эмо­циональных состояний, при которой начало и конец контак­та, разговора были бы положительно эмоционально насыщены, а середина (основная часть) беседы, разговора может иметь и от­рицательную эмоциональную направленность.

Наглядно это можно представить следующим образом:

Оптико-кинестезическая знаковая информационная система 1 страница - student2.ru

В практической деятельности исключительно большое значе­ние имеет умение специалиста создавать аттракцию у партнеров по общению. Это одна из его профессиональных обязанностей.

Приемы аттракции основаны на индуцировании партнеру по общению потребностно значимой и ведущей к успешной реали­зации этих потребностей информации.

Основные приемы аттракции

«Имя собственное». Основное требование данного приема со­стоит в том, чтобы обращаться к человеку по имени или имени и отчеству. В таком случае реализуется потребность личности в само­утверждении, поскольку каждый человек ассоциирует индивиду­альные особенности со своим именем. Д. Карнеги отмечает, что звучание собственного имени для слуха человека — самая прият­ная музыка. Обращение по имени подчеркивает преимущественно

личностное самоутверждение, а по имени и отчеству — самоут­верждение профессиональное.

«Зеркало отношений», в качестве которого выступает лицо че­ловека. Если лицо выражает неприязнь, пренебрежение к чело­веку, готовность к схватке, спору, противодействию, то к такому партнеру по общению не возникает положительного отношения. Лучше, если человек прочитал на «зеркале отношений» партнера по общению дружелюбие, готовность понять его, оказать помощь поддержку, т. е. что перед ним не враг, а друг. В таком случае проис­ходит успешная реализация одной из базовых потребностей чело­века — потребности в защищенности, безопасности. Одним из наи­более благоприятных выражений лица является доброжелательная улыбка, которую не без основания считают паролем для друзей.

«Золотые слова» — комплименты. Это слова, в которых содер­жится некоторое (небольшое) преувеличение достоинств челове­ка, его качеств, возможностей, ожиданий результатов его дея­тельности, поведения. При этом реализуется потребность личности в совершенствовании.

«Терпеливый слушатель»: важно проявлять чуткость и внима­тельность к человеку и дать ему возможность высказать свое мне­ние, выговориться, выразить свою позицию, отношения и, та­ким образом, помочь ему реализовать потребность в самовыра­жении.

«Личная жизнь». Этот прием ориентирует на ведение разговора с человеком в русле его выраженного личного интереса к слу­жебной, деловой и личной жизни. При этом может реализовы-ваться не только весь комплекс вышеназванных потребностей, но и других.

Приемы аттракции способствуют приближению партнера по общению, расположению его, профилактике возможного воз­никновения так называемых персонифицированных барьеров в общении (подробнее об этом см.: ПанасюкА. Управленческое об­щение. — Киев, 1991).

Вместе с тем в коммуникативном процессе нередко возникают затруднения и даже барьеры. Знание наиболее типичных инфор­мационных барьеров может помочь специалисту повысить эффек­тивность его коммуникативных связей и потому более успешно решать профессиональные задачи.

Основные трудности, барьеры в информационном взаимодей­ствии людей могут быть связаны:

— с объемом, количеством информации (много или мало);

— сложностью, трудностью понимания информации (сложная или простая);

— доминантной направленностью информации и несоответ­ствием ее интересам реципиента (на прошлое, настоящее ил будущее);

— степенью новизны информации;

— рассогласованием в понятийном аппарате коммуникатора и реципиента;

— методикой и технологией информационного сообщения, на­пример, быстрый темп речи, слабая ее связанность, логичность и т.п.;

— излишней персонифицированностью информационного со­общения, когда коммуникатор чрезмерно представляет свою «Я»-позицию;

— игнорированием обратной связи в информационном взаи­модействии с партнером;

— рассогласованием между вербальными и невербальными сред­ствами в информационном сообщении;

— нежеланием говорить правду (либо демонстрация этого);

— неумением «настроиться на волну» собеседника, например в связи с низкой эмпатийностью коммуникатора;

— отсутствием аттракции и т.д.

При изучении общения как процесса восприятия и понимания людьми друг друга (перцептивная сторона в общении) целесообраз­но обратить особое внимание на уяснение прежде всего психологи­ческих механизмов взаимовосприятия и понимания людьми друг друга. В социальной психологии к их числу относятся следующие:

идентификация — уподобление себя другому, когда представ­ление о партнере по общению строится на основе попытки поста­вить себя на его место;

эмпатия — особый способ понимания другого человека на ос­нове не рационального осмысления его особенностей, а эмоцио­нально окрашенного сопереживания его состояний, сочувствия, соучастия, сопонимания с партнером по общению;

рефлексия — осознание человеком того, как он воспринимает­ся и понимается партнером по общению. Естественно, что от это­го во многом будет зависеть поведение коммуникатора;

каузальная атрибуция — приписывание другому своего видения психологических причин его поведения, интерпретация этих при­чин его поведения и через это понимание психологических исто­ков поведения партнера по общению. Обычно видение психоло­гических причин поведения другого основано на собственном опыте и потому нередко ведет к искажению выводов о психологи­ческих особенностях партнера по общению;

установка — определенная настроенность на партнера по об-Щению.

В профессиональной деятельности специалиста большое зна­чение имеет понимание им факторов, влияющих на восприятие и Понимание человека человеком. Правильный учет особенностей Сияния на восприятие других людей тех или иных факторов по­зволяет человеку прогнозировать и корректировать технологию

своего поведения. Эти факторы условно разделяются на поведен­ческие и психологические.

Поведенческие факторы, влияющие на особенности восприя­тия и понимания другого:

а) поведение и деятельность, действия партнера по общению-

б) результаты поведения и действий другого;

в) формы обращения, используемые партнером по общению-

г) что и как говорит партнер и др.

Психологические факторы, влияющие на особенности восприя­тия и понимания другого:

а) внешность и ее атрибуты;

б) выражение лица, глаз человека, его мимика, пантомимика и т.п.;

в) психотипические особенности партнера по общению: его темперамент, экстра- или интровертивность, стиль общения и др.

Стиль общениякак бы аккумулирует и в совокупности целост­но выражает психотипические особенности человека. Стиль обще­ния — это система относительно устойчивых способов обращения к партнеру и реагирования на информацию и другие воздействия последнего.

В психологии различают следующие стили общения:

ригидный (директивный, командный; коллегиальный, демо­кратический; либеральный, попустительский), гибкий или смешан­ный, сочетающий в себе элементы трех вышеназванных стилей;

активный (положительной или отрицательной направленности) или пассивный;

конструктивный, созидательный или деструктивный, разруши­тельный;

партнерский или доминантный;

г) своеобразие установки коммуникатора на восприятие дру­гих людей.

Установка выражается по-разному в различных социально-пси­хологических феноменах:

• у каждого человека формируются собственные представле­ния о том, как в людях взаимосвязаны черты характера, другие психические особенности и внешний облик, поведение. И тогда по внешнему облику и поведению человек оценивает другого, партнера по общению. На этом основывается так называемая им­плицитная теория личности;

• «эффект первичности» информации, первого впечатления о человеке, которое оказывает сильное и устойчивое влияние на формирование образа человека;

• «эффект ореола»: если о человеке сложилось хорошее, по­ложительное впечатление, то это впечатление (фильтр, оре°л' пропускает в сознание человека только ту информацию, которая согласуется со сложившимся впечатлением. То же происходит, есл

впечатление сложилось отрицательное. Здесь срабатывает закон когнитивного диссонанса;

• «эффект новизны» информации: последнее впечатление о человеке оказывает более сильное влияние на его восприятия, чем предыдущие (за исключением самого первого впечатления).

Эффекты первичности и новизны согласуются с законом дол­говременной памяти: лучше всего запоминается то, что было в начале и в конце разговора;

• «эффект стереотипизации» людей при их восприятии и по­нимании. Стереотипизация бывает возрастной, профессиональ­ной, этнической, региональной, религиозной и т.п.

В рассмотренных выше факторах, влияющих на восприятие и понимание другого человека, заложены и так называемые пер­цептивные барьеры в общении.

При изучении общения как взаимодействия, взаимовлияния людей (интерактивная сторона в общении) необходимо особое внимание уделить пониманию основных механизмов взаимовлия­ния людей. К числу таких механизмов относят:

убеждение, когда воздействие осуществляется через рациональ­ную сферу личности и основано на ее критическом восприятии информации и внутреннем принятии ее, согласии с ней на основе аргументации, доказательства тех или иных положений. С помощью данного механизма осуществляется передача другому человеку, партнеру по общению образов мыслей, умозаключений;

внушение — процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Внушение широко используется в медицине, психотерапии, публичных выступлениях, рекламе, моде. При внушении осуществляется преимущественно вербальное эмо­ционально-волевое воздействие на человека, причем однонаправ­ленное, персонифицированное воздействие на человека (или со­циальную группу). Здесь информация принимается в готовом виде, как готовый вывод и почти не подвергается анализу, здесь нет полемики.

Внушение зависит от многих обстоятельств: возраста, лично­стных особенностей коммуникатора, от установок личности ре­ципиента, особенностей ситуации и т.п. Более внушаемы люди мнимые, конформные, экстравертированные, левополушарные психотипы. Внушаемость людей возрастает с ухудшением их фи­зического и психического состояния, при утомлении, с усложне­нием жизненных обстоятельств, с повышением опасности, стрес-совости ситуации. Люди более внушаемы, когда оказываются в Незнакомой социальной среде. Внушающее воздействие становит­ся более эффективным при возрастании авторитета источника в°здействия, доверия к нему;

психическое заражение — бессознательная, невольная подвер­женность человека психическим эмоциональным состояниям. Под

влиянием этого механизма происходит своеобразная интеграция социальной группы, масс людей. И это может происходить как на позитивной, так и на негативной основе. Особенно опасны груп­повые панические состояния, при которых у людей утрачивается контроль за своим поведением.

Заражаемость личности, ее подверженность эмоциональным состояниям возрастает в толпе, незнакомой социальной среде при неудачах, в экстремальных и опасных обстоятельствах, с ухуд­шением самочувствия, психического здоровья, увеличивается пропорционально массе людей;

подражание — принятие и воспроизводство человеком демон­стрируемых другими черт и образцов поведения, действий, но­шения одежды, атрибутики внешности и т.п. Это частный случай проявления всеобщего закона повторения в животном мире и че­ловеческом обществе. Через действие этого механизма передается и накапливается опыт, осуществляются развитие человека, обще­ства и его прогресс. Подражание — один из источников соци­альных конфликтов, когда возникают противоречия между раз­личными направлениями подражания (например, между сложив­шимися стереотипами в поведении, ношении одежды и т.п. и новыми модными веяниями). На механизме подражания основано проявление такого социального и социально-психологического фе­номена, как мода.

Подражание может быть различным: от слепого копирования до осознанно-мотивированного.

Основные законы подражания:

• оно идет от внутреннего подражания к внешнему (духу ре­лигии подражают раньше, чем ее обрядам);

• низшие подражают высшим;

• отстающие подражают впереди идущим, младшие — старшим;

• чем более высок уровень развития личности, тем менее она подвержена действию подражания;

психическое принуждение, в основе которого находится меха­низм психического давления с использованием властных отноше­ний. Такие отношения — результат как правового, так и социаль­но-психологического регулирования взаимоотношений людей. С помощью психического принуждения осуществляется передача образов поведения, действий, ношения одежды и т.п. вопреки желаниям реципиента.

Наши рекомендации