Порядок защиты и критерии оценки

По результатам подготовки ВКР научный руководитель представляет в государственную экзаменационную комиссию (ГЭК) отзыв в письменном виде. Отзыв научного руководителя представляет собой обоснование уровня сформированности компонент компетенций, которые характеризуют личностные качества выпускника, проявленные в период подготовки выпускной работы. Рекомендации по составлению отзыва научного руководителя ВКР приведены в приложении 7.

Каждая ВКР должна пройти этап предварительной защиты на заседании выпускающей кафедры. Для этого выпускник не позднее, чем за месяц до защиты работы в ГЭК, представляет на выпускающую кафедру непереплетённый экземпляр работы и делает на заседании выпускающей кафедры краткий доклад, в котором отражаются основные результаты работы. Выпускная квалификационная работа каждого студента-выпускника должна быть проверена на объём заимствования, в том числе содержательного. Текст ВКР должен быть доступен для ознакомления, в том числе в электронном виде.

На основании представленных материалов и отзыва научного руководителя принимается решение о допуске работы к защите на заседании ГЭК.Решение кафедры о рекомендации работы к защите оформляется протоколом заседания кафедры с указанием результатов голосования. В порядке исключения по уважительным причинам (болезнь, чрезвычайные семейные обстоятельства и др.) предварительная защита по решению выпускающей кафедры может быть перенесена на другой срок, установленный специальным положением.

Оформленная работа вместе с письменным отзывом научного руководителя передается в ГЭК в сроки, устанавливаемые соответствующим положением. Защита ВКР проводится в установленные сроки на заседании ГЭК.

Защиту ВКР рекомендуется проводить по следующему плану:

1. Председатель ГЭК объявляет фамилию, имя, отчество студента – выпускника, который приглашается для защиты своей ВКР.

2. Заслушивается доклад автора ВКР (до 10 минут).

3. Члены ГЭК и присутствующие задают вопросы.

4. Отзыв научного руководителя (в случае необходимости отзыв научного руководителя зачитывается секретарем ГЭК).

5. Заслушиваются ответы исполнителя на замечания.

6. Открывается дискуссия по обсуждаемой проблеме, в ходе которой любой из присутствующих может высказать свое суждение о работе.

7. Предоставляется заключительное слово выпускнику – исполнителю ВКР.

На защиту каждой ВКР отводится не более 30 мин, включая ответы на вопросы, выступления других членов ГЭК. Основной доклад по теме работы целесообразно сопровождать современными средствами презентации научной информации.

Результаты защиты выпускной квалификационной работы как государственного аттестационного испытания определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» означают успешное прохождение государственного аттестационного испытания.

Для оценки качества подготовки выпускника направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (профиль «Психология и социальная педагогика») на государственной итоговой аттестации в форме защиты выпускной квалификационной работы необходимо выявить уровень сформированности соответствующих общекультурных, профессиональных и специальных компетенций в соответствии с паспортом отдельной компетенции.

Таблица 3

Паспорт проверяемых при защите ВКР компетенций

Раздел ВКР Основные показатели ВКР Проверяемые компетенции
Введение 1) обоснованность актуальности темы ВКР - способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5); - способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8)
2) соответствие методологии и методов исследования выбранной тематике, объекту, предмету, цели и задачам исследования     - готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4)
3) комплексность, взаимодополняемость, достаточность методов исследования
4) логичность структуры выпускной работы, ее соотнесенность с предметом и задачами исследования
Теоретическая глава 1) точность, непротиворечивость понятийно-терминологического аппарата исследования - способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5)
2) глубина и критичность анализа научных источников
3) логичность, последовательность, научность изложения
4) достаточность теоретического обоснования исследования
Практическая глава 1) научность, адекватность, объективность критериев - готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2); - готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3); - способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3)
2) валидность, достаточность, непротиворечивость диагностического инструментария
3) информативность и достоверность описания данных исследования, аналитичность их интерпретации;
4) психолого-педагогическая обоснованность и оптималь­ность плана формирующей работы; - готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2); - способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5); - умеет составлять программы социального сопровождения и поддержки (ПКСП-3); - способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1); - способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10); - готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11)
Заключение, список литературы 1) обобщенность выводов, способность к рефлексивной оценке результатов исследовательской работы; - способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5)  
2) соблюдение библиографических норм оформления списка научной литературы;
3)количествои разнообразие источников (книги, журналы, интернет), их соответствие теме выпускной работы;
4) использование различных методов представления результатов исследования (таблиц, гистограмм и др.)
Процедура защиты ВКР 1) соблюдение норм профессионального поведения (техника речи, культура внешнего вида, психо-эмоциональная саморегуляция); умение строить устное выступление и аргументированно защищать свою исследовательскую позицию; - способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5)
2) профессиональная эрудиция и общая развитость; - готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4); - способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8)
4) умение вести дискуссию, отвечать на вопросы;
Бонусы* Публикации по теме исследования, акты рационализаторского предложения, акты внедрения и т.п.  

Целесообразно выделить три уровня сформированности профессиональной компетентности на основе оценки отдельных общекультурных и профессиональных компетенций: пороговый, средний и высокий.

Пороговый уровень характеризует в большей степени репродуктивный характер подготовки, который не является препятствием для самостоятельного выполнения основных задач профессиональной деятельности бакалавра. Основными признаками порогового уровня является способность воспроизводить в устной и письменной форме основные положения выполненной работы.

Ниже пороговых лежит область значений параметров, которая определяет несоответствие подготовки студента требованиям ФГОС ВО направления подготовки и влечет за собой неприсуждение соискателю квалификации бакалавра.

Средний уровень характеризуется наличием отдельных компонент творческого подхода в достижении цели и решении поставленных задач. Основными признаками среднего уровня может являться, дополнительно к признакам предыдущего уровня, готовность находить решения педагогических задач, непосредственно связанных с задачной структурой ВКР.

Высокий уровень характеризуется дополнительно к содержанию предыдущего уровня преимущественно творческим подходом к решению поставленных задач, критическим мышлением при анализе полученных результатов работы. Одним из основных признаков высокого уровня является готовность находить решения педагогических задач в нестандартных ситуациях.

Каждый из показателей целесообразно оценивать по четырехбалльной шкале (0, 1, 2, 3) в соответствии с выделенными уровнями. Первичные баллы суммируются. Итоговая оценка выражается в процентах от максимально возможного числа первичных баллов.

Наши рекомендации