Теории и практике обучения и воспитания
Задание 1.
«В будущем всякий учитель должен будет строить свою работу на
знании психологии, и научная педагогика сделается точной наукой,
основанной на психологии.
Первое требование, которое мы предъявляем к учителю, чтобы он был
научно образованным профессионалом и истинным учителем раньше, чем математиком, словесником и т.д.
Ныне педагогика делается настоящим сложным искусством,
возникающим на научной основе. Таким образом, от учителя требуется
повышенное знание предмета и техники своего дела»
(Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991. – С. 365).
- Близки ли Вам взгляды Л.С. Выготского на профессиональную
подготовку учителя и на педагогическую науку? Обоснуйте свой ответ.
- Изучение каких отраслей научных знаний необходимо любому
учителю-предметнику для глубокого понимания закономерностей
организации педагогического процесса?
- Составьте их иерархический список, взяв за основу определенные
вами критерии.
Задание 2.
«Читаю А.С. Макаренко: в случае конфликта между личностью и
коллективом «предпочтение интересов коллектива должно быть доведено до конца…».
Разве подобная рекомендация применительно к детскому коллективу
не чревата опасными последствиями?
О себе скажу, что стремлюсь так разобраться в подобных конфликтах,
чтобы как раз не допускать «беспощадного конца», и часто разбор этот
происходит с глазу на глаз с ребенком, втайне от других ребят»
(Сухомлинский В.А. Педагог – коллектив – личность // Литературная газета.
1970. 28 декабря).
- Как Вы относитесь к макаренковскому принципу «параллельного
действия»?
- Разделяете ли Вы опасения В.А. Сухомлинского относительно
применения данного принципа в массовой школе?
- Проиллюстрируйте свою точку зрения описанием соответствующей
ситуации из школьной жизни (из опыта работы на педагогической практике
или собственного ученического опыта).
Задание 3.
К негативным установкам учителя на уроке можно отнести:
1. При неверном ответе «плохого» ученика учитель «забывает» повторить
вопрос, не предлагает наводящих вопросов, а туту же спрашивает другого
или сам дает правильный ответ.
2. Не реагирует на ответ «плохого», не «замечает» его поднятой руки.
3. Реже вызывает отстающих в учебе, иногда вообще не работает с ними на
уроке.
- Каковы, на Ваш взгляд, истоки возникновения подобных установок?
- Дополните предложенный список негативных установок учителя на
уроке (из опыта работы на педагогической практике или собственного
ученического опыта) и предложите альтернативные положительные решения
ситуаций.
Задание 4.
«Взаимодействия, сопровождающиеся отрицательной эмоциональной
реакцией или состоянием, образуют потенциал отрицательного отношения,
вражды, антипатии.
Взаимодействие, протекающее при положительных реакциях, создает
между людьми связи с положительным знаком…
Симпатия вызывает склонность действовать в соответствии с
желаниями симпатичного лица, поддаваться его влиянию, подражать ему,
уступать ему».
(Мясищев В.Н. Дружба и вражда в их социально-психологической
значимости / Социальная психология личности. – М., 1974. – С. 16).
- Докажите, что данное положение в психологии имеет педагогическую
значимость.
- Какой педагогический вывод можно сделать на его основе?
- Проиллюстрируйте свою точку зрения примерами из школьной
жизни.
Задание 5.
«…Когда мы структурируем отношения между учениками нашего
класса таким образом, чтобы каждому ребенку хотелось как-то укрепить
благополучие своих одноклассников и класса в целом, мы удовлетворяем
одну из базовых потребностей человека – быть нужным людям»
(Кривцова С., Мухаматулин Е. Воспитание: наука хороших привычек. –
М., 1996. – С. 154).
- На каком этапе формирования коллективных отношений в классе
данное высказывание приобретает особую актуальность?
- Составьте перечень (3 – 4 дела) индивидуальных и групповых
поручений, полезных дел, выполнение которых способствовало бы развитию
в классной группе коллективных отношений.
Задание 6.
Эффективным способом решения множества школьных проблем
социального характера, в том числе и дисциплинарных, является
организационное единство класса. Немаловажную роль в его формировании
отыгрывают классные собрания.
- Составьте тематический список возможных классных собраний
учащихся (класс – по выбору); сформулируйте педагогические правила
организации и проведения классных собраний (задание можно выполнить с
использованием портфолио классного руководителя).
Задание 7.
«Внимательное и заботливое отношение к ребенку в сочетании с
требовательностью делает ненужными суровые наказания… Секрет
формирования высокой самооценки заключается в благожелательном
отношении к ребенку, готовности принять его таким, каков он есть, но в то
же время и в умении установить при этом определенные границы».
(Бернс Р. Развитие Я-конценпции и воспитание. – М., 1986. – С. 131).
- Исходя из своих школьных наблюдений на педагогической практике,
опишите воспитательное взаимодействие, в котором была соблюдена мера в
сочетании свободы учащихся и требовательности учителя.
- Приведите примеры нарушения этой меры.
- Охарактеризуйте возможные последствия неумения педагога в
общении с воспитанниками сочетать требовательность со свободой
самовыражения школьников.
Задание 8.
Планируя организацию учебно-познавательной деятельности учащихся
по изучению учебной темы, учитель должен соблюдать правильную
последовательность проектирования своей работы. Установите эту
логическую последовательность в таблице, правильно расположив
предложенные этапы:
1. Операционально-деятельностный этап.
2. Целеполагание.
3. Контрольно-коррекционный этап.
4. Ориентационно-мотивационный этап.
5. Рефлексивный этап.
- Проиллюстрируйте этапы конкретными видами деятельности учителя
по организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Задание 9.
Приведите в качестве возможных вариантов примеры педагогически
целесообразных речевых реакций учителя, в которых выражается:
- похвала ученик (4 – 5 вариантов);
- критика в адрес школьника, недовольство его поведением или
результатами работы (4 – 5 вариантов).
Задание 10.
Чтобы между Вами и учащимися возник диалог, учтите следующие
правила:
1. Если задан вопрос, нужно подождать ответа.
2. Если Вы не согласны с собеседником, сформулируйте аргументы
своего несогласия.
3. Не захватывайте все коммуникативное пространство.
- Дополните перечень советов учителю по формированию
продуктивного коммуникативного поведения и ведения педагогического
диалога.
Задание 11.
Смоделируйте словесную оценку ответа школьник (учебная
дисциплина и класс – по выбору), в котором сочетается знание материала с
серьезными ошибками.
Задание 12.
Смоделируйте речевое поведение учителя в начале и в конце урока
(учебная дисциплина, тема и тип урока, класс – по выбору).
Задание 13.
Вы планируете на уроке применить групповую форму обучения.
Разработайте и воспроизведите в виде небольшого проекта этапы подготовки
и проведения данной формы обучения (дисциплина, тема и тип урока, класс –
по выбору).
Задание 14.
Предложите план воспитательного мероприятия по формированию
нравственной культуры учащихся. Обозначьте название, форму, содержание,
определите цель и задачи. Возможно использование материалов
индивидуальной «Педагогической копилки».
Задание 15.
Предложите план воспитательного мероприятия по формированию
интеллектуальной культуры учащихся. Обозначьте название, форму,
содержание, определите цель и задачи. Возможно использование материалов
индивидуальной «Педагогической копилки».
Задание 16.
Предложите план воспитательного мероприятия по формированию
экологической культуры учащихся. Обозначьте название, форму,
содержание, определите цель и задачи. Возможно использование материалов
индивидуальной «Педагогической копилки».
Задание 17.
Предложите план воспитательного мероприятия по формированию
эстетической культуры учащихся. Обозначьте название, форму, содержание,
определите цель и задачи. Возможно использование материалов
индивидуальной «Педагогической копилки».
Задание 18.
Предложите план воспитательного мероприятия по формированию
валеологической культуры учащихся. Обозначьте название, форму,
содержание, определите цель и задачи. Возможно использование материалов
индивидуальной «Педагогической копилки».
Задание 19.
Составьте план индивидуальной воспитательной беседы с учащимся,
постоянно нарушающим дисциплину на уроках.
Задание 20.
Предложите план комбинированного урока по специальности.
Обозначьте тему, определите цель и задачи, содержание, и применяемые
методы обучения. Возможно использование материалов индивидуальной
«Педагогической копилки».
Задание 21.
Опираясь на содержание учебной работы по предмету специальности,
проиллюстрируйте методы обучения И. Лернера и М. Скаткина
(объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного
изложения, частично-поисковый, исследовательский). Возможно
использование материалов индивидуальной «Педагогической копилки».
Задание 22.
Проиллюстрируйте воспитательную функцию урока по предмету
специальности. Обозначьте тему, конкретизируйте цели и содержание,
определите те моменты, которые обеспечивают реализацию воспитательной
функции урока.
Задание 23.
Приведете примеры различных видов заданий для домашней учебной
работы по предмету Вашей специальности (на закрепление учебного
материала, творческие задания на углубление материала,
дифференцированные задания, задания по выбору).
Задание 24.
Предложите программу работы с неуспевающим по Вашему предмету
учащимся.
Задание 25.
Приведите примеры организации дифференцированной работы
с классом на уроке по предмету специальности. Обозначьте тему,
конкретизируйте содержание, определите возможные формы и методы работы детей по группам. Возможно использование материалов индивидуальной «Педагогической копилки».