Семинарское задание №4

Семинарское занятие № 1

Предмет и задачи дидактики

1. Происхождение, эволюция и значение понятия дидактика.

2. Дидактика и частные методики.

3. Основные понятия дидактики.

4. Структура процесса обучения: цель, задачи. Содержание, методы и организационные формы обучения, средства и достигаемые результаты.

5. Основные виды обучения: догматический, объяснительно-иллюстрационный, проблемный, программированный.

Практическое задание

В соответствии со структурой процесса обучения покажите разницу между дидактикой и методикой трудового обучения.

Темы рефератов

1. Взаимосвязь деятельности учителя и учащихся в учебном процессе: педагогика сотрудничества.

2. Диалектическое единство объяснительно-иллюстрационного, проблемного, программированного подходов в учебном процессе.

3. Пути и средства развивающего обучения.

4. Воспитывающий характер обучения.

5.Индивидуальный подход к учащимся в обучении.

Литература

1. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения — общедидактический аспект. — М., 1977.

2. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.., 1986.

3. Дидактика средней школы.

4. Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и его развитие. М., 1989.

5. Занков Л. В. Дидактика и жизнь. — М., 1968.

6. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитание школьников. — М., 1976.

7. Лихачев Б. Г. Воспитательные аспекты обучения. — М., 1982.

8. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. — М., 1977.

9. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. — М., 1980.

10. Шамова Г. И. Активизация обучения школьников. — М., 1982.

11. Куписевич Ч. Основы общей дидактики.

12. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского.

13. Баранов С. П. Сущность процесса обучения.

14. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа.

15. Ильясов И. И. Структура процесса обучения М., 1986.

16. Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. М., 1984.

17. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под. Ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. — М., 1987.

Семинарское занятие № 2

Закономерности и принципы обучения

1. Закономерности обучения:

• обусловленность обучения общественными потребностями и конкретными условиями;

• взаимосвязь и взаимодействие учителя и ученика в учебном процессе;

• взаимосвязь задач, содержания, методов и форм обучения.

2. Реализация закономерностей обучения в дидактических принципах.

3. Развитие принципов обучения в истории педагогической мысли.

4. Системы принципов обучения:

• научность обучения;

• систематичность и последовательность обучения;

• доступность обучения;

• связь обучения с жизнью;

• сознательность и активность учащихся в обучении

• наглядность в обучении;

• воспитывающий характер обучения

• учет возрастных и индивидуальных особенностей в обучении.

Практическое задание

На конкретном материале по трудовому обучению показать взаимосвязь принципов:

• научности и доступности;

• наглядности и развития теоретического мышления коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся

Темы рефератов

Реализация принципа наглядность (связь обучения с жизнью, доступности и последовательности) на уроке

Литература

1. Дидактика средней школы.

2. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М., 1986. — С. 147.

3. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского.

4. Дидактические принципы // Педагогическая энциклопедия: В 4 т. — М., 1964. Т.1.

5. Каменский Я. А. Великая дидактика.

6. Ильина Т. А. педагогика.

7. Сорокин Н. А. Дидактика.

8. Макаренко А. С. Из опыта работы // Избр. Пед.соч. — М., 1978. — С. 161 — 173.

Семинарское занятие № 3

Содержание образования и развития личности школьника

1. Научные основы содержания образования:

• требования, предъявляемые к содержанию образования;

• критерии отбора содержания образования.

2. Знания, умения, навыки — сердцевина содержания образования.

3. Непрерывность образования — внешнее условие совершенствования его содержания.

4. Дифференциация содержания образования в современной школе (гимназии, лицеи, колледжи, авторские школы).

Принципы построения учебных планов, программ, учебников и учебных пособий.

Практические задания

1. Проанализируйте образовательные, воспитательные, развивающие возможности учебного плана и программы по «Технологии»

2. Проанализируйте содержание учебной программы по «Технологии» с целью выявления межпредметных связей, обоснуйте их значение для формирования научного мировоззрения.

Темы рефератов

1. Межпредметные связи в обучении.

2. Историко-культурные традиции Башкортостана и содержание школьного образования.

3. Дифференциация содержания образования и развитие личности школьника.

Литература

1. Дидактика средней школы. — С. 90.

2. Леднев В. С. Содержание образования. — М., 1989.

3. Атутов П. В. Политехническое образование в условиях интеграции науки и производства // Сов. Педагогика, 1991. — № 9.

4. Журавлев И. К. Учебник вчера, сегодня, завтра // Сов. Педагогика, 1990. — № 7.

5. Лазарев В. А. Профильные школы: воспитание талантов // Сов. Педагогика, 1990. — № 6.

6. Лернев И. Я. Базовое содержание общего образования // Сов. Педагогика, 1991. — № 11.

7. Монахов В. М. Дифференциация обучения в средней школе // Сов. Педагогика, 1990. № 8.

8. Калюча С. У. Новый подход к политехническому образованию // Сов. Педагогика, 1990. — № 10.

9. Шамова Т. И. Развитие системы непреравного образования // Сов. Педагогика, 1991. — № 9.

10. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. — М., 1986. — С. 91.

11. Ильина Т. А. Педагогика.

12. Педагогика/ Под ред. Ю. К. Бабанского.

13. Зверев И. Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. — М.,1981.

14. Столетов В. А. Становление личности. — М.,1987.-С.100—122.

15. Перспективы развития системы непрерывного образования/Под ред. Б. С. Гершунского. — М.,1990.

Семинарское задание №4

Методы обучения

1. Общие понятия о методах обучения. Методы и приемы обучения.

2. Различные подходы и классификации методов обучения:

• по источнику приобретения знаний;

• по характеру познавательной деятельности;

• по логике изложения материала.

Факторы, определяющие выбор методов обучения (цели и задачи урока, содержание, специфика учебного предмета, направленность ведущей деятельности, реальные возможности и условия, уровень развития самосознания, возраст учащихся).

Практические задания

1. Покажите как влияет цель и содержание учебной работы на выбор метода обучения.

2. Подготовьте фрагмент урока (например, изложение одной из тем учебной программы) методом объяснения, рассказа, беседы.

Темы рефератов

1. Совершенствование методов обучения в условиях альтернативного обучения.

2. Формирование у учителей умений соотносить методы обучения с поставленными целями и условиями обучения.

3. Методы обучения в зарубежной школе.

4. Самостоятельная работа как метод обучения.

Литература

5. Дидактика средней школы.

6. Куписевич Ч. Основы общей дидактики.

7. Ильина Т. А. Педагогика.

8. Педагогика / Под. Ред. Ю. К. Бабанского.

9. Сорокин Н. А. Дидактика.

10. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. — М., 1981.

11. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной школе. — М., 1980.

12. Коротков В. М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. — М., 1983.

13. Поспелов Н. Ф. Как готовить детей к выполнению домашних заданий. — М., 1979.

14. Макаренко А. С. Из опыта работы // Избр.пед. соч. — М., 1978. — С.161—173.

15. Черкасов В. А. Взаимосвязь методов и приемов обучения // Сов. Педагогика, 1981 — № 3.

Наши рекомендации