Е. А.Студеницкая, А. А. Лысова
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Проблема социализации и формирования социального опыта ребенка исследуется рядом наук, включая педагогику, которая, переосмыслив традиционные для последних десятилетий целевые установки воспитания, ориентируется ныне на цели жизненного самоопределения человека, самореализации его сил и способностей (В.Г. Бочарова, Н.Ф. Голованова, Р.Г. Гурова, А.В. Мудрик и др.). Не является исключением в этом отношении и современная тифлопедагогика, которая изучает процесс социализации детей с нарушениями зрения в различных аспектах. При этом ключевое значение для понимания механизмов социализации приобретает категория «социальный опыт
Изучение феномена социального опыта личности в отечественной психолого-педагогической научной мысли представлено через осмысление сущности процесса социализации личности. Исследования этого процесса основаны на идеях о взаимодействии личности и социальной среды. Представителями данного направления являются К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Л.И. Новикова. Рассмотрение феномена социального опыта через призму социального воспитания осуществляли А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, С.Е. Матушкин. О ведущей роли социального опыта в развитии ребенка утверждали в своих научных исследованиях Б.З. Вульф, М.А. Данилов, В.Д. Шадриков.
В результате накопления новых знаний в исследовании феномена «социальный опыт» появились и новые определения данного концепта. Так, Голованова Н.Ф. считает, что «социальный опыт» всегда результат активного взаимодействия с окружающей средой. Овладеть им – значит усвоить сумму сведений, знаний, навыков и общения. А.В. Мудрик социальный опыт рассматривает как самобытный синтез различного рода запечатленных ощущений и переживаний, знаний, умений, навыков, способов общения, стереотипов поведения, ценностных ориентаций и социальных установок.
Обобщая современные концепции понятия «социальный опыт», И.А. Неясова определяет данную категорию как результат познавательной и практической деятельности личности, выражающейся в синтезе знаний о социальной деятельности, опыта выполнения способов деятельности, опыта эмоциональных отношений, опыта творческой деятельности. Социальный опыт представляется через установленные в обществе социальные нормы поведения как предписание на определенный тип действий и отношений личности к окружающей действительности.
Данное определение свидетельствует о расширении компонентного состава понятия «социальный опыт», в основу которого наряду с традиционно принятыми категориями (отношения, деятельность, общение) вводятся и новые компоненты (синтез знаний о социальной деятельности, т.е. представления, понятия).
Таким образом, осуществив анализ точек зрения ученых, мы можем выделить следующие компоненты понятия «социальный опыт»: социальные представления и понятия, опыт овладения способами деятельности, опыт эмоциональных отношений, опыт творческой деятельности.
Дефект зрения, затрудняя процесс чувственного познания, вызывает трудности формирования социального опыта у данной категории людей (Л.И. Плаксина, Г.В. Никулина, В.А. Феоктистова и др.). В тифлопедагогике имеются исследования, касающиеся различных проблем в образовании детей с нарушениями зрения, но недостаточно работ, касающихся особенностей формирования социального опыта у младших слабовидящих школьников.
Значение зрительного анализатора в формировании социального опыта очень велико. Нарушение зрения вызывает у детей значительное затруднения в познании окружающего мира, в общении со сверстниками. У детей с нарушениями зрения развиваются специфические особенности общения и восприятия окружающей среды. Эти особенности проявляются нарушении и своеобразии развития двигательной сферы, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы. Все это, в конечном итоге, осложняет формирование социального опыта данной категории учащихся.
Творческий подход в воспитании является одним из важнейших средств всестороннего развития ребенка, его социальной адаптации, становлении его как личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.Я. Михайленко и др.). И здесь на помощь учителю приходит творческая игра. Игра – это, прежде всего, общение. В игре ребенок познает жизнь, а для ребенка с нарушением зрения это играет решающую роль. В системе творческих игр особое место отводится театрализованной игровой деятельности, которая обладает значительным потенциалом в развитии компенсаторных процессов у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения (Л.И. Солнцева), в коррекции отклонений коммуникативной деятельности младших школьников со зрительной патологией (Г.В. Григорьева, И.Г. Корнилова и др.), в коррекции зрительного восприятия (Л.И. Плаксина, Л.В. Фомичева), физического, нравственного, социально-эмоционального развития детей данной категории (В.А. Кручинин, Д.М. Малаев, В.А. Феоктистова и др.).
Процесс социализации начинается с самого рождения человека и продолжается всю жизнь; для данного процесса характерна последовательность постепенно усложняющихся этапов, их преемственность. Запаздывание с решением вопросов социализации на каждом этапе отрицательно сказывается на личностном развитии ребенка. Этап младшего школьного возраста особенно важен для становления личности, для освоения жизненных ценностей, норм, образцов поведения, для присвоения культуры общества, формирования социального опыта ребенка. Поэтому очень важно определить содержание психолого-педагогического сопровождения данного процесса на данном этапе развития ребенка с нарушениями зрения.
Список литературы
1. Голованова, Н. Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема [Текст] / Н. Ф. Голованова. – СПб.: Специальная литература, 1997. – 192 с.
2. Корнилова, И. Г. Игра и творчество в психокоррекции. Развитие общения старших дошкольников с нарушениями зрения в креативной игре-драматизации [Текст] / И. Г. Корнилова. – М.: Научная книга, 2000. – 168 с.
3. Мудрик, А. В. Социальная педагогика [Текст] / А. В. Мудрик. – М.: Академия, 1999. – 184 с.
4. Никулина, Г. В. Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушениями зрения [Текст]: дис. … доктора пед. наук. / Г. В. Никулина. – СПб., 2004. – 499 с.
5. Солнцева, Л. И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста [Текст] / Л. И. Солнцева. – М., 2000. – 124 с.