Методы обуч., их класс-ция
1. Традиционная классификация методов обучения. Общий признак - источник знаний. Их три: практика, наглядность, слово. Позже еще книга, и видео в сочетании с новейшими компьютерными системами. Выделяется пять методов: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод. 2. Классификация методов по назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов). Общий признак классификации: последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке: приобретение знаний; формирование умений и навыков; применение знаний; творческая деятельность; закрепление; проверка знаний, умений, навыков.3. Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). Тип познавательной деятельности — это уровень самостоятельности познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения. Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный); репродуктивный; проблемное изложение; частично-поисковый (эвристический); исследовательский. информационно-рецептивный метод, признаки: 1) знания учащимся предлагаются в «готовом» виде; 2) учитель организует различными способами восприятие этих знаний; 3) учащиеся осуществляют восприятие (рецепцию) и осмысление знаний, фиксируют их в своей памяти. Репродуктивном метод, признаки:
1) знания учащимся предлагаются в «готовом» виде; 2) учитель не только сообщает знания, но и объясняет их; 3) учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний; 4) необходимая прочность усвоения обеспечивается путем многократного повторения знаний.Методпроблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. На определенном этапе обучения учащиеся еще не в силах самостоятельно решать проблемные задачи. частично-поисковый (эвристического) метод: 1) знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно 2) учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств 3) учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т. д.
Исследовательский метод: 1) учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени; 2) знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. 3) деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач; 4) учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью. Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний. Его недостатки — значительные затраты времени и энергии учителей и учащихся. Применение исследовательского метода требует высокого уровня педагогической квалификации. По дидактическим целям выделяется две группы методов обучения:1) методы, способствующие первичному усвоению учебного материала - информационно-развивающие методы (устное изложение учителя, беседа, работа с книгой)2) методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний - упражнения (по образцу, комментированные упражнения, вариативные упражнения и т.д.) Наибольшее распространение в дидактике последних десятилетий получила классификация, предложенная академиком Ю.К. Бабанским. В ней выделяется три большие группы методов обучения:1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Критерии выбора мет. зависит от:- общих целей обр-ния, восп. И разв. уч-ся и ведущ. Установок совр.дидактики; - от особ-тей сод-ния и методов данной науки и методов сод-ния; - от цели, задач, сод-ния матер-ла конкр.урока; - от уровня подгот-ти уч-ся и т.д.
Сегодня надежным помощником учителя при выборе оптимальных методов обучения становится ЭВМ. Электронный мозг мгновенно «профильтрует» методы сквозь сито конкретных условий обучения и посоветует педагогу остановить свой выбор на тех путях, которые удовлетворяют заранее обусловленным
Творч.примен. мет.: РАССКАЗ – метод р. Предп-т устн.повествоват.изложение сод-ния уч.мат-ла. Примен-ся на всех этапах школьн.обуч. ОБЪЯСНЕНИЕ – словесн.истолкование законом-тей, отд-х понятий, явл-ий. Исп-нин этого метода требует – точн. И четкого формулирования задачи, вопроса, последоват. Раскрытия причин-следст.связей, привлечение ярких примеров, логика изложения. БЕСЕДА – диалог. Мет. обуч., при к-ом учитель путем постановки продуман.системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала. СОБЕСЕДОВАНИЕ – оно может проводиться как с классом, так и с отд-ми группами учеников.Успех проведения зависит от правильн. Постановки вопросов. Вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все уч-ся готовились к ответу. Вопросы д.б. краткими, четкими. Метод беседы – активиз-т уч-позн. Деят-ть уч-ся, развивает их память. УЧ.ДИСКУССИЯ – стимулирует познават. Интерес, вовлечение уч-ся в активн.обсуждение разн. науч-х т.зр.Но для этого необх-ма самост. Подготовка уч-ся. Уч. Дискус. Предп-т наличие у уч-ся умения ясно и точно формул-ть мысли, учит уч-ся мыслить и док-ть свою правоту. Уч. Диск. м. примен-ся в старш. Классах. ЛЕКЦИЯ РАБОТА С УЧЕБНИКОМ И КНИГОЙ
21. Закономерности и принципы обучения. Ретроспектива формулирования принципов обучения и их современная интерпретация.Закономерность – это результат совокупного действия множества законов, поэтому она выражает многие связи и отношения, тогда как закон однозначно отражает определенную связь, отношение. Закономерности обучения выражают существенные и необходимые связи между его условиями и результатом, а обусловленные ими принципы определяют общую стратегию решения целей обучения. Эффективность процесса обучения закономерно зависит от тех условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, социально-психологических и т.п.). К числу значимых условий обучения относятся профессионализм учителя, его творческий потенциал, способность к рефлексии, стремление к своевременному пополнению знаний и коррекции личностных качеств. Объективной является зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия развивающейся личности с миром. Сущность этой закономерности состоит в том, что результаты обучения зависят от характера деятельности, в которую на том или ином этапе своего развития включается обучаемый. Не менее важной является закономерность соответствия содержания, форм и методов обучения возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям учащихся. Принципы обучения - это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности. В принципах обучения раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им. Они определяют позиции и установки, с которыми учителя и преподаватели подходят к организации процесса обучения и к поиску возможностей его оптимизации. - Принцип гражданственности связан с формированием гражданского самосознания, системы представлений о психологических особенностях российского этноса, его ментальных структурах, приоритетах национальной политики и культуры. - Принцип научности обучения предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. Он требует, чтобы содержание образования было направлено на ознакомление обучаемых с объективными научными фактами, явлениями, законами, основными теориями и концепциями той или иной отрасли, приближаясь к раскрытию ее современных достижений и перспектив развития. - Принцип воспитывающего обучения базируется на закономерности единства обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе. Этот принцип предполагает формирование в процессе обучения базовой культуры личности: нравственной, правовой, эстетической, физической, культуры труда и жизнедеятельности, общения. - Принцип фундаментальности и прикладной направленности обучения предполагает научность, полноту и глубину знаний. Она обусловлена характером современной научно-технической революции, требующей от человека высокоинтеллектуальной мобильности, исследовательского склада мышления, желания и умения постоянно пополнять свои знания по мере происходящих в жизни и деятельности изменений. Фундаментальные знания обладают способностью медленнее устаревать, чем знания конкретные. Принцип преемственности предполагает построение определенной системы и последовательности процесса обучения, так как сложные задачи не могут быть решены до изучения более простых. Последовательность в обучении обеспечивает доступность учебного материала, прочность его усвоения, постепенное нарастание трудностей и развитие познавательных возможностей обучаемых. Реализуется в научно обоснованном построении плана изучения учебных дисциплин и структурно-логических схем их прохождения; в психологически и педагогически выверенном распределении учебного материала по каждой учебной дисциплине; в прохождении тем учебного материала в определенном порядке; в обоснованных действиях педагогов по развитию различных личностных качеств. Принцип единства группового и индивидуального обучения обусловлен тем, что индивид становится личностью благодаря его общению и взаимодействию с другими людьми. Обучение, однако, не может быть успешным, если игнорируются индивидуальные особенности обучаемых. Новации предшествующих десятилетий были связаны с поисками путей индивидуализации обучения. Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых предполагает реализацию возрастного и индивидуального подходов. Возрастной подход предусматривает знание уровней актуального психического и личностного развития, воспитанности и социальной зрелости обучаемых. Индивидуальный подход требует изучения сложного внутреннего мира обучаемых, анализа условий, в которых происходит формирование личности, учета пола и индивидуальных характеристик темперамента, характера, способностей, воли обучаемых. Принцип сознательности и творческой активности обучаемых обосновывается тем, что активность личности по своей природе социальна и субъектна. Она является интегрированным показателем ее направленности и деятельной сущности. Активность обучаемых может иметь репродуктивный (направлена на запоминание и воспроизведение изучаемого) или творческий (самостоятельность и дивергентность мышления) характер. Принцип доступности обучения требует учета в его организации реальных возможностей обучаемых, отказа от интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье. Принцип наглядности. "Если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности" Я.А. Коменский.