Дидактический активизирующий и развивающий комплекс

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс педагогики сотрудничества открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему учить» и «как учить» сегодня детей: рассмотрение содержания как средства развития личности, а не как самодовлеющей цели школы; обучение прежде всего обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; интеграция школьных дисциплин; вариативность и дифференциация обучения; использование положительной стимуляции учения.

Совершенствование методов и форм учебного процесса раскрывается в следующих дидактических идеях.

•Учение без принуждения – исключение из образовательно-воспитательного процесса методов принуждения. Принуждение – подрывает его веру в свои силы и разумность происходящего в школе. В.А.Сухомлинский: «Для того, чтобы ребенок успевал, хорошо учился надо, чтобы он не отставал, учился хорошо. Но в этом кажущемся парадоксе и заключена вся сложность педагогического дела. Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха».

•Идея опоры: наглядные пособия, таблицы, схемы, нить рассказа учителя, правила, способы. Наиболее ярко идея опоры представлена у В.Ф.Шаталова: это набор ключевых слов, знаков и других опор для мысли, особым расположены на листе. Сигнал позволяет школьнику свертывать и развертывать предъявленный для изучения материал. Опорные сигналы позволяют быстро и эффективно проверять домашнее задание.

• Идея свободного выбора. Для развития сотрудничества эффективную роль играет возможность выбора – это путь развития творческой мысли. ;

• Идея опережения – не только вчера и сегодня, но и завтра, что позволяет свободно распоряжаться временем, исподволь готовить учеников к восприятию новой темы, способствуют развитию.

• идея крупных блоков – легче устанавливаются логические связи, удобнее выделить ведущие мысли, а затем уяснять детали и подробности.

• идея соответствующей формы – урок должен по форме отвечать изучаемому предмету и содержанию урока.

• идея самоанализа – обучение индивидуальному и коллективному анализу, дают ребятам олгоритмы, эталоны анализа.

• интеллектуальный фон класса – главное общее стремление учащихся к знания, к достижению цели.;

•личностный подход на первом плане – личность ученика.

• способности творческие и исполнительские.

• зона ближайшего развития.

Концепция воспитания

Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают все важнейшие тенденции, по которым развивается современная школа:

• превращение школы Знания в школу Воспитания;

• постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;

• гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;

• развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности;-

• возрождение русских национальных и культурных традиций;

• сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

• коллективное творческое воспитание;

• творческий производительный труд;

• творческое самоуправление;

• сотрудничество учителей;

•детская половина дня;

• идея ответственности;

• молодежная философия;

• игра как средство демократизации личности;

• идея воодушевляющего управления.

• детская половина дня;

• идея саморегуляции;

• игра как средство демократизации личности;

• идея гармонизации и гуманитаризации образования.

• оценка работ;

• идея свободного выбора;

• идея самоуважения;

• идея саморегуляции;

• идея уникальности;

Педагогизация окружающей среды

Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются: школа, семья и социальное окружение (среда). Результаты (личность выпускника) определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической правильности и целесообразности.

Идеи:

• идея трудной' цели;

• коллективное творческое воспитание;

• творческий производительный труд;

• сотрудничество с родителями;

• процесс демократизации;

• молодежная философия;

• школа и общественные отношения;

• идея выбора;

• идея воодушевляющего управления.

Гуманитарно-личностная технология

«Школа жизни» Ш.А.Амонашвили

Шалва Александрович Амонашвили — академик РАО, известный советский и грузинский педагог, ученый и практик, работал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества.

Общие особенности технологии Ш.ААмонашвили

Концептуальные положения.

• Все положения личностного подхода.

• Ребенок есть явление в нашей земной жизни, а не случайность.

• Ребенок как явление несет в себе жизненную миссию, которой он должен служить.

• Ребенок есть высшее творение природы и космоса и несет в себе их черты — могущество и безграничность.

Наши рекомендации