МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1711-1765),первый русский ученый-естествоиспытатель, поэт, философ, художник, историк, просветитель

Работы: Краткое руководство к риторике, Российская грамматика, Древняя российская история, О сохранении и размножении российского народа, Проект регламента московских гимназий и др.

Был инициаторомразнообразных научных, технических и культурных начинаний в стране, организатором науки и просвещения. С его именем связано открытие Московского университета.

Целью воспитаниясчитал формирование человека-патриота, главными качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение Родине.

Разработал впервыев России педагогическую теорию,методологической основой которой явилось материалистическое миропонимание, разграничение науки и религии.

Считал, что положение народаможно улучшить посредством распространениякультуры и просвещения.

Выступал сторонником бессословной системы образованиявплоть до университета.

Отстаивал идею светскости образованияи получения молодым поколением основ научных знаний. Высоко ценил образованность и потребность в научных знаниях, видя в них высшее человеческое счастье.

Был сторонником принципа природосообразности:воспитатель должен руководствоваться факторами естественного природного развития ребенка. Утверждал: «Чаще природное дарование без науки, нежели наука без природного дарования к похвале и к добродетели способствовали». Природные особенности детей считал основой и источником их развития, рекомендовал педагогам строить обучение с учетом склонностей детей.

Связывал формирование человека с конкретными социально-историческими условиями его жизни,с уровнем развития общества в целом.

Видел органическую связь воспитания и обучения,ратовал за взаимосвязь физического и нравственного воспитания и умственного развития.

Считал главнейшими составными элементами познания:чувственное восприятие, теоретические обобщения и опытную проверку результатов. «Идеями называются представления вещей или действий в уме нашем...» «Из наблюдений установлять теорию, через теорию исправлять наблюдения — есть лучший всех способ к изысканию правды».

Выступил впервыев русской педагогике сторонником синтеза классического естественно-научного и реального образования.В его методах обуче­ния выделяются элементы политехнического образования.

Был сторонником классно-урочной системыкак наиболее продуктивной для развития ума и памяти, был за домашние задания иэкзамены.

Отводил в процессе обучениязначительное место практике,постановке опытов, отмечал практическое значение знаний.

разрабатывал принципы обучения:наглядность, доступность, развитие активности и самостоятельности ученика.

Стремился к распространению «высоких наук»в Российском государстве и при этом на русском языке.Русский язык ценил очень высоко, выдви­нул идею воспитательного значения русского языка.

Написал ряд учебников— первую грамматику на русском языке, руководство к риторике, первые основания горной науки и др.

Отводил большую роль воспитанию:«...Молодых людей нежные нравы, во все стороны гибкие страсти и мягкие их и воску подобные мысли добрым воспитанием управляются».

Исходил в воспитании из принципов гуманизма и народностии высоко ценил общечеловеческую нравственность.В нравственности особо выде­лял следующие качества: патриотизм, милосердие, трудолюбие. Выступал против таких пороков, как леность, скупость, малодушие, лукавство, злоба, лицемерие, упрямство, самохвальство и др.

Разработал педагогические условия организациидетского труда:предварительная подготовка, планирование хода работы, подбор необходимых инструментов, анализ результатов.

Развивал идеи о пользе поощрений и наказаний,не возражал против телесных наказаний (в случае необходимости).

Метод и условие воспитаниядля Ломоносова — порядок и дисциплина.

Разработал требования к личности и деятельности учителя, заложил основы педагогической этики

Литература

1. Антология педагогической мысли Белорусской ССР. – М.: Педагогика, 1986.

2. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999. – С.146 – 168.

3. Константинов Н.А. и другие. История педагогики. – М., 1982. – 447 с.

4. Латышина Д.И. История педагогики. – М., 2002. – 603 с.

5. История педагогики/ Под ред. А.И.Пискунова. – М., 2001. – 512с.

6. Сегянюк Г.В. Гiсторыя педагогiкi. – Мазыр, 2000. – 432с.

7. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. – М., 1986. – С.5- 123.

Тема 7. Классики западноевропейской педагогики.

План.

1. Педагогическая деятельность и педагогическая теория Иоганна Генриха Песталоцци.

2. Общественно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды Адольфа Дистервега.

3. Педагогическая теория Иоганна Фридриха Гербарта.

1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ТЕОРИЯ ИОГАННА ГЕНРИХА ПЕСТАЛОЦЦИ

1. Жизнь и педагогический путь. 2. Педагогические идеи

ЖИЗНЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ П.УТЬ

Одним из почитателей и горячих сторонников Руссо, идеи которого вдохновили его на педагогическую деятельность, был И.Г. Песталоцци (1746— ||827).

Родился Песталоцци в семье врача. Мальчик рано потерял отца и оказывался под большим влиянием своей матери и служанки. Получив школьное образование, несколько лет проучился в Каролинуме — высшей |школе, где готовился вначале к пасторской, а потом юридической деятель-ности, но не довел обучение до конца. В годы учения он много читает, в том числе сочинения Я А Коменского и Дж, Локка. и в ранние годы увлекся произведениями Руссо, укрепившими в нем Стремление к самоотверженному служению народу, бедствия которого он владел. В это время в Швейцарии происходит процесс усиленного развития промышленности, обнищания и разорения крестьянства. Тяжелые картины нужды и бесправия рабочих и крестьян произвели огромное впечатление на Песталоцци, и он стал сторонником радикальных преобразований в обществе.

После того как был оставлен Каролинум, он направился к известному зажиточному сельскому хозяину в его имение с целью изучения постановки дела в этом образцовом хозяйстве.

Купив в 1769 г. участок земли в Нейгофе, он энергично ведет хозяйст-1 в своей усадьбе в течение 5 лет (до 1774 г.). Он хочет жить рядом с крестъянами, помогать им, показывая образец в ведении дел, намеревается соединить с земледелием торговлю сельскохозяйственными продуктами крестьян.

Но вскоре выяснилось неумение Песталоцци организовать сельское хозяйство, прибыли не получилось, убытки были велики, он попадает в тяжелое положение и разоряется.

И в это время он решается на новый эксперимент, который ему представляется истинным служением народу. В Нейгофе он организовал «Учреждение для бедных», в котором намеревался соединить обучение с производительным трудом. Так он хотел помогать беднейшему крестьянству, и именно в это время он подошел к осуществлению своей заветной мечты о служении народу.

Песталоцци руководствуется идеей, что крестьянских детей нужно подготовить к жизни в своей среде, не отрывать от нее, а приспособить их к ней. Детей нужно приучать к профессиональному труду в тех скромных условиях, в которых они живут и будут продолжать жить. '

В 1775 г. он взял к себе в дом несколько десятков беспризорных сирот 8—15 лет. Обучал их письму, чтению, географии и одновременно приучал работать в прядильной и ткацкой мастерских. Летом отправлял их в поле и на огороды. По мнению Песталоцци, дети, овладев ремеслом, в будущем будут спасены от бедности. Он стремился воплотить в своем опыте прекрасную идею — соединить обучение и труд, но не смог найти методов осуществления этой связи. Нейгофское учреждение для бедных не пользовалось никакой общественной поддержкой, так как дети, оказавшиеся в нем в силу их социального положения, вызывали не столько сострадание, сколько враждебность. Сам экспериментатор с трудом справлялся с такими большими и трудными обязанностями. И в 1780 г. «Учреждение для бедных» прекратило свое существование. Благодаря самоотверженности жены и помощи друзей с трудом удалось выбраться из долгов.

В эти же годы он осуществил опыт воспитания собственного ребенка в соответствии с идеями Руссо, результатом чего явился его первый педагогический труд «Дневник отца».

Последующие восемнадцать лет Песталоцци как участник преобразовательного движения посвятил литературному труду. В это время он написал много статей по вопросам воспитания, основная мысль которых — преобразование общества должно осуществляться путем нового воспитания, которое преобразило бы народ.

Уже с 1781 г. Песталоцци стал одним из наиболее известных в Европе писателей-романистов. Самым популярным его сочинением был четырехтомный роман «Лингард и Гертруда» (1781—1787). Сюжет его прост. Место действия — деревня, в которой главным человеком является староста, он же трактирщик. Школа возглавляется невежественным учителем, пастор и помещик мало интересуются жизнью крестьян. Но сменившие их молодой помещик, новый пастор и новый учитель перестраивают жизнь деревни. Простая крестьянка — Гертруда, благодаря своей рассудительности и настойчивости, своему трудолюбию и терпению, спасает мужа Лингарда от пьянства и лени и добивается успехов в воспитании детей. Постепенно в круг влияния новых идей вовлекаются соседи и происходит преобразование целой деревни. Так автор произведения стремился, показав великую миссию воспитания, разработав его методы, обеспечить для каждого ребенка возможность морального и умственного развития и в конце концов изменить общество к лучшему. В этом видел и смысл, и цель всей своей жизни сам Песталоцци.

Благодаря своим сочинениям Песталоцци становится известным деятелем, и в 1792 г. Законодательное собрание Франции награждает его высоким званием гражданина Франции.

В 1789 г. происходят серьезные изменения в жизни знаменитого швейцарца — он становится во главе сиротского дома в городе Станце, где после кровавой расправы французских солдат с восставшими крестьянами оставалось много беспризорных детей. С этого времени на долгие годы Песталоций уходит в практическую педагогическую деятельность. В здании бывшего » монастыря был открыт приют для 80 детей от 5 до 10 лет. И здесь начался ''новый период экспериментов Песталоцци — практический поиск путей воспитания детей. Первым условием и принципом работы он считал создайте такой обстановки, при которой раскрывалось бы сердце детей, обстановки любви к детям и понимания их психологического состояния. Из сосградания к воспитанникам, стремления помочь им Песталоцци постоянно был с детьми («с утра до вечера я был один среди них»). Воспитатель и воспитанники были во власти одних чувств и настроений: «Моя рука лежала в их руке, мои глаза смотрели в их глаза Мои слезы текли вместе с их слезами, и моя улыбка сопровождала их улыбку. У меня ничего не было: ни 7 дома, ни друзей, ни прислуги, были только они», — напишет он в письме к [Своему другу. Такая полная отдача педагога детям вскоре принесла свои | результаты: дети не дичились, стали открытыми, готовыми к деятельности, Искоренились дурные привычки и поступки.

И начались занятия с детьми, имеющие своей целью развитие умственных способностей; снова Песталоцци стремится связать их с ручным |трудом.

Опыт был непродолжительным, так как приют был закрыт — понадобилось здание для госпиталя.

Тогда Песталоцци продолжает свою педагогическую деятельность в качестве помощника учителя в деревенской школе Бургдорфа (где учителем был невежественный деревенский сапожник); правда, и здесь он пробыл недолго — родители детей не одобрили его нововведений. Но в этой школе он применил новую форму занятий — предметный урок и объявил, о том, что хочет психологизировать воспитание. Песталоцци сумел доказать преимущества своих методов обучения, и власти открыли для проведения его экспериментов школу с интернатом и отделение для подготовки учителей; это был ставший вскоре знаменитым во всей Европе Бургдорфский институт. В эти годы Песталоции ищет ответ на вопросы: чему и как учить в школе. Частично он пытался ответить на них в своем сочинении «Как Гертруда учит своих детей» (1801).

В 1805 г. он перевел свой институт в Ивердон; институт Песталоцци [Привлекал внимание писателей, ученых, политических деятелей разных --Стран. В нем учились дети из аристократических и буржуазных семей, что глубоко огорчало создателя института, всегда стремившегося принести пользу простому народу,,В Ивердоне делалось много полезною: сторонники идей Песталоцци составляли учебники, писали статьи, различные руководства для учителей.

В 1825 г. Песталоцци возвращается в Нейгоф, здесь он написал свое последнее педагогическое произведение — «Лебединая песня» (1826).

Скончался Иоганн Генрих Песталоцци в 1827 г.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ

Всестороннее гармоничное развитие — это цель школы, оно предполагает обеспечение единства умственного, нравственного и физического развития и подготовку к труду. Песталоцци выделяет и характеризует составные части образования:

1. Интеллектуальное элементарное образование, целью которого является всестороннее развитие умственных задатков, самостоятельности суждений и владения навыками интеллектуальной работы.

2. Физическое элементарное образование — это всестороннее развитие физических задатков человека, что нужно для «физической самостоятельности» и владения «физическими навыками».

3. Нравственное элементарное образование, целью которого является всестороннее развитие нравственных задатков, необходимых для «обеспечения самостоятельности нравственных суждений и привития определенных нравственных навыков». Оно предполагает умение и желание творить добро.

Только единство всех частей образования обеспечивает гармоничное развитие природных задатков человека, одностороннее умственное или физическое развитие приносит только вред. Так, человек может представляться миру светочем науки и в то же время творить зло, иметь «необузданную силу интеллекта» в соединении с бессердечностью, жаждой богатства и стремлением к насилию.

Так же и все претензии человека на высокую мораль, если ее источником не являются любовь к людям, вера, благородство, не представляют собой истинной морали, а оказываются лишь лицемерием. Еще страшнее люди, имеющие «звериную волю к насилию», добивающиеся всего на свете во имя собственных алчных интересов, это «хищники от морали». Они порождают массу «моральных ослов», не способных ни к какому действию, ограниченных бессильным доброжелательством.

Гармоничное развитие всех природных сил человека предполагает воспитание в равновесии, в гармонии с самим собой.

Идея природосообразности в понимании Песталоцци — это развитие «сил и задатков человеческого сердца, человеческого ума и человеческих

умений». Сама человеческая природа определяет естественный ход развития. Действительно, природосообразно то, что захватывает человека, действует «в совокупности на сердце, ум и руку».

Каждая из этих природных сил развивается благодаря упражнению «внешних чувств», органов тела, актов мышления. Потребность в упражнениях заложена в самом человеке. «Глаз хочет смотреть, ухо —• слышать, нога — ходить и рука — хватать. Но также и сердце — верить и | любить. УМ хочет мыслить», — пишет Песталоцци в «Лебединой песне». Но если не руководить этими природными потребностями, предоставив их самим себе, то развитие пойдет чрезвычайно медленно. Необходимо ' искусное направление воспитателем развития задатков и способностей детей.

При этом «не воспитатель вкладывает новые силы и способности в < человека и вдыхает в него жизнь», воспитатель лишь заботится о том, I чтобы негативное влияние не нарушало естественного хода развития, под-| держивает усилия ребенка, которые он сам проявляет для собственного • развития. Моральные, умственные и практические силы человека «должны воспитываться внутри ею». Так, вера укрепляется благодаря собственному убеждению, а не благодаря размышлениям о ней, любовь опира-на поступки, исполненные любви, а не на высокие слова о ней, |* Мысль — на собственное мышление, а не на усвоение чужих, мыслей. I Началом развития каждой из сторон личности выступает самопроизвольное желание индивидуумом деятельности. Школа, учитель стоят перед задачей обеспечения детей соответствующими средствами и материалами для их деятельности.

Методы обучения Песталоцци вытекают из понимания им воспита-как последовательного развития ребенка путем соответствующих уп-кнений, подобранных так, чтобы обеспечить гармонию в проявлении природных задатков. Песталоцци выделил простейшие элементы, которые считал основой обучения — это число, форма, слово, а элементарное обучение должно научить ребенка считать, измерять, владеть речью. |Путем усложняющихся упражнений осуществляется развитие природных задатков ребенка. Упражнения следует связывать с изучением предметов, а не слов, с наблюдением за предметами. Отсюда — необходимость летного урока, но не ради развития наблюдательности, а ради умственного воспитания в целом. Дитя учится, развивается благодаря чувственному восприятию и собственному опыту деятельности, «получая впечатления и обогащаясь опытом». Его опыт должен найти ясное выражение в словах.

Обучаясь, ребенок овладевает путем измерений понятием о форме, благодаря счету — числом, посредством развития речи — словом. Содержанием элементарного образования и является чтение, письмо, арифметика с началами геометрии, измерение, рисование, пение, кроме того, некоторые знания по географии, естествознанию. Эти обширная программа впервые начала осуществляться в школьной практике. Особенностью обучения стало постепенное восхождение от простого к сложному, благодаря разложению изучаемого предмета на его простейшие элементы. Постепенно вытеснялся старый метод, начинавшийся с преподавания правил, принципов, общих определений. Его место занимали наблюдения за предметами и упражнения. Целью преподавания стало развитие учеников, а не догматическое заучивание ими материала. Песталоцци стоял у истоков идеи развивающего обучения. «Главная цель первоначального обучения не в том, чтобы наделить знанием учащегося, а в том, чтобы развить и увеличить его умственные силы», — утверждает Песталоцци.

~ Для школы важны те отношения, которые устанавливаются между учителем и учениками. Они в своей основе должны иметь любовь учителя к детям. Сам Песталоцци являл собою образец такой любви, ученики и последователи называли его отцом. В школе должна царить домашняя, семейная обстановка.

Одной из важных задач педагогики Песталоцци является трудовое воспитание. Проводя целый день в школе, дети могут заниматься прядением и ткачеством, на участке земли каждый может обрабатывать свои грядки, ухаживать за животными. Они учатся обработке льна и шерсти, знакомятся с лучшими хозяйствами в деревне и ремесленными мастерскими. Такой труд будет способствовать физическому развитию и готовить к предстоящей деятельности.

Педагогические идеи Песталоцци нашли поддержку и дальнейшее развитие в западноевропейской педагогике, а опыт их проведения в жизнь в учреждениях, руководимых им, способствовал распространению и школьной практики знаменитого педагога. Так как институт Песталоцци в Бургдорфе и Ивердбне посещали учителя, студенты и многие люди, интересовавшиеся вопросами воспитания, идеи педагога стали широко распространяться и осуществляться в практике школ в других странах. Возникло направление в педагогике, связанное с именем Песталоцци.

Наши рекомендации