Особенности организации. Школа Саммерхилл расположена в старой английской усадьбе

Школа Саммерхилл расположена в старой английской усадьбе. Кроме основного здания есть много новых маленьких корпусов, где располагаются лаборатории, мастерские. В спальных корпусах живут ребята и рядом с ними – воспитатели, причем у ребят постарше отдельные комнаты, а спальни малышей совместные (по два-три человека). Учебный год разбит на три семестра по 12 недель каждый, между семестрами месячные каникулы, которые дети проводят в семьях.

Дети разделены на три возрастные группы: младшие – от 5 до 7 лет, средние – от 8 до 10 и старшие – от 11 до 15. У нас учатся довольно много детей из других стран. В данный момент, в 1968 году, среди наших учеников два скандинава и 44 американца. Дети размещаются в школе по своим возрастным группам, в каждой есть домоправительница. Спальни детей среднего возраста находятся в каменном здании, старшие спят в летних домиках. Только один или двое старших учеников имеют отдельные комнаты. Комнаты как мальчиков, так и девочек рассчитаны на два-три-четыре человека. Никто не проверяет комнаты и никто за детьми не прибирает. Их оставляют в покое. Никто не говорит им, что надевать: они носят, что хотят.

В начале учебного года дети сами выбирают, какие предметы они собираются посещать. Пользуются спросом театр, плавание, теннис, гончарное дело, резьба по дереву, чеканка и многие другие. Некий общий обязательный курс отсутствует.

Если ребенок не хочет, он может не ходить и на выбранные им самим занятия, при этом никто не будет его укорять и читать наставления. Можно гулять в парке, играть, кататься на велосипеде; можно делать все что угодно, нельзя только мешать другим, разрушать своей свободой свободу другого человека.

Очень большая роль в Саммерхилл принадлежит игре. Играют и дети, и взрослые. Дух игры – это и дух юмора, это – дух антиавторитарности, который позволяет детям выражать свою нежность к учителю, называя его «дурацким дураком» или «глупым ослом». «Юмор – один из бесценных даров, чаще всего отсутствующих в воспитании детей. Наилучшие учителя – те, которые смеются вместе с детьми, наихудшие – смеются над ними».

Самоуправление. Все вопросы, связанные с общественной жизнью школы, включая наказание за нарушение установленных правил, решаются голосованием на общих собраниях школы в субботу вечером (еженедельно).

Решение общего сбора – закон для всех, начиная с самого младшего ученика и кончая директором. В Саммерхилл общий сбор не является ни для кого обязательным, правилами оговорено лишь, что его может посетить каждый гражданин школы (а всего их около ста человек – детей от 5 до 18 лет и взрослых). Большинством голосов выбираются председатель и секретарь, в задачу которых входит не только ведение собрания, но и соблюдение законности. Между общими сборами школьные проблемы решают специально выбранные органы и ответственные (комитет по спорту, театральный комитет, комитет по подготовке вечера и т.д., дежурные по различным объектам).

«В Саммерхилл все имеют одинаковые права. Никто не имеет права играть на моем большом пианино, равно как и я не могу взять велосипед ребенка без разрешения хозяина. На общем сборе голос шестилетнего ребенка столь же весом, как и мой».

Школьная демократия создает свои законы и контролирует их выполнение.

«Предоставить детям свободу – это вовсе не то же самое, что быть идиотом», – отмечал Нейлл. Управление с опорой на самоуправление требует гораздо большей тонкости и гибкости, большего чутья и таланта, больше умения и затрат времени. Он часто подчеркивает, что свобода отличается от вседозволенности, но на границе дозволенного, там, где свобода одного человека сталкивается со свободой другого, в свободной школе действуют не начальственные запреты, а демократические законы. Самоуправление – неотъемлемая часть воспитания свободой, «не может быть свободы, если только дети не чувствуют, что они вполне свободны управлять своей собственной общественной жизнью… Образование должно бы готовить детей к общественной жизни и одновременно делать их личностями».

Особенности методики

Нейлл по своей основной специальности – психоаналитик. Его школа призвана реализовать психоаналитическую утопию – школу, где бы не было никакого принуждения и, как следствие, у детей не возникало бы никаких комплексов (если ничего не запрещено, то и вытеснять в подсознание нечего). Задачу эту он решил, но решил, в общем, не теми средствами, какими планировал. Занятия психоанализом оказались необязательными для успеха замысла – у трудных детей, которые отказывались на них ходить, психика выправлялась точно так же. Принципиально важным – и Нейлл это откровенно признал – оказалось ровно одно: атмосфера безоценочной любви, дружелюбия и безусловной готовности принять ученика таким, каков он есть. Не ставить условия (будь хорошим – и я тебя буду любить), а просто любить. И еще один вывод Нейлла: «Только счастливый педагог может воспитать счастливого ребенка».

Предтечи, разновидности, последователи

& Модель «Справедливого Сообщества» Л. Кольберга предполагает такой подход к воспитанию, который дает учащимся и преподавателям возможность самим регулировать внутреннюю жизнь школы с помощью демократического процесса принятия решений. Цели и ценности, при реализации которых происходит процесс воспитания: создание и принятие общих правил, признаваемых справедливыми всеми участниками; согласованность между моральной оценкой и нравственным поступком; социально ориентированная ответственность, терпимость и открытость.

& Школа «Эрмитаж» (Бельгия), основанная в начале ХХ века О. Декроли, – жемчужина национального и мирового образования. «Эрмитаж» входит в четверку лучших по успеваемости общеобразовательных заведений Брюсселя.

В начальных классах основой обучения являются так называемые «центры интересов», которые группируют учебный материал в соответствии с детскими интересами и потребностями. Таковыми у детей младшего школьного возраста определены потребности в питании, защите от непогоды, опасностей, в солидарности, отдыхе и самосовершенствовании. Учебный материал черпается из окружающей ребенка среды – природы, школьной жизни, семьи, общества. Данные используются на занятиях по французскому языку, математике, естествознанию и пр.

& Школа Sudbury Valley School (школа долины Садбери) была от­крыта в штате Массачусетс в 1968 году. В ней обучаются дети с 4 до 19 лет. Ученики свободны в выборе материала, учебников, учителей. Ни учебного плана, ни программы нет. Все инициативы исходят от детей, учителя только откликаются на эти инициативы. Управляет школой общее собрание, где каждый ученик и взрос­лый сотрудник имеют равные права. В том числе и при решении вопросов, связанных с дисциплиной, бюджетом, приемом и увольнением (исключением) взрослых и детей.

Школа находится в особняке. Вокруг - 10 акров старинного пар­ка, лес, поля, холмы, пруд. Есть подсобное хозяйство, конюшня. Финансовую базу составляют родительские взносы, пожертвования от общественных организаций и заработки самих граждан школы, взрослых и детей.

Жизнь школы основывается на предположении, высказанном Ари­стотелем 2000 лет назад, что «человеческие существа по своей природе любознательны». Это означает, что дети учатся благодаря своим естественным склонностям, делая то, что они хотят, весь день, каждый день.

Рекомендуемая литература

1. Дьюи Дж., Дьюи Э. Школы будущего // Народное образование. – 2000. – № 8.

2. Нейлл А. Саммерхилл – воспитание свободой. – М., 2000.

3. Новые ценности образования. – Вып. 7. – М., 1997.

4. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. – М.: Смысл, 2002.

5. Цырлина Т.В. На пути к совершенству. Антология интересных школ и педагогических находок ХХ века. – М.: Сентябрь, 1997.

Наши рекомендации