Мотивация как проявление потребностей личности
Школы психологии
Со времени становления психологии как самостоятельной науки начинается ее собственная история. Развитие психологическое науки идет по различным направлениям.
Структурализм. Э. Титченер. Главной задачей представители этой школы, являющейся прямой наследницей экспериментальной психологии В. Вундта, считали экспериментальное исследование структуры сознания. Понятие структуры предполагает элементы и их связь, поэтому усилия школы были направлены на поиск исходных ингредиентов психики и способов их структурирования. Психологию Э. Титченер трактовал как науку об опыте, зависящем от испытывающего его субъекта. В психической материи Э Титченер выделяет три категории: ощущение, образ и чувство. Никаких "надстроек" над этими категориями Титченер не признавал.
Вюрцбургская школа. Изначально представители Вюрцбургской школы были последователями экспериментальной психологии В. Вундта. В дальнейшем вюрцбургская школа стала переносить акцент с эффектов поведения испытуемого (представлений в виде ощущений, образов и т.р.) на производимые им действия. Вюрцбургская школа представляет следующую модель сознания:
раздражитель состояние испытуемого перед реакция
восприятием раздражителя
К важным достижениям вюрцбургской школы можно отнести то, что изучение мышления стало приобретать психологические контуры. Вюрцбургская школа вводила в психологическое мышление новые переменные: установку, возникающую при при принятии задачи; задачу (цель), от которой исходят детерминирующие тенденции; процесс как смену поисковых операций; несенсорные компоненты в составе сознания.
К вюрцбургской школе принадлежали следующие ученые: К. Марбе, И. Орт, А. Майлер, Г. Уотт, А. Мессер, Н. Ах, К. Бюлер, О. Зельц.
Функционализм. Одно из главных течений в американской психологии. Функционализм стремился рассматривать все психические проявления с точки зрения их приспособительного характера. У истоков функционализма стоял В. Джейм, который обращается к эволюционно-биологическому объяснению психики человека. Оригинальным физиологическим нововведением Джеймса является учение об эмоциях. Джемс предложил рассматривать эмоцию не как первопричину физиологических изменений, а как их результат. С точки зрения Джеймса сознание выполняет биологически важную функцию в выживании и является инструментом приспособления.
Бихевиоризм. Согласно бихевиористской теории, развивавшейся в США, предметом психологии является не психика человека, а его поведение. Одним из пионеров этого направления в психологии был Э. Торндайк. Торндайк принимал за исходный момент двигательного акта не внешний импульс, а проблемную ситуацию., т.е. такие внешние условия, для приспособления к которым организм не имеет готовой формулы двигательного ответа. Интеллектуальный акт с точки зрения Торндайка есть решение проблемы.
"Стимул - реакция" – такая формула поведения человека провозглашается продолжателем поведенческой теории, Уотсоном.
Гештальтпсихология. Психологическое направление, существовавшее в Германии до середины 30-х гг. XX в. Основные представители этого направлени М. Вертгеймер, в. Келер, К. Коффка. Основным понятием этого направления является гештальт,означающее целостные структуры сознания, несводимые к сумме своих частей.
Психологические законы в гештальтпсихологии сводились к законам физиологии мозга. Вместе с тем гештальтпсихология не отказывается от изучения феноменов сознания методом самонаблюдения. Идеи гештальтпсихологии оказали значительное влияние на развитие необихевиоризма.
Фрейдизм. Это философское и психологическое учение о личности человека, получившее названии по имени основателя австрийского психолога З. Фрейда. Это учение включает в себя теорию и технику психоаналитической терапии. Центральное звено терапии Фрейда состоит в признании того, что движущими силами развития личности являются инстинктивные влечени: сексуальное и агрессивное. Согласно учению Фрейда, структура личности состоит из следующих инстанций: Оно, Я и Сверх-Я. При этом конфликт между несовместимыми требованиями Оно и Сверх-Я разрешается инстанцией Я, функция которой состоит в приспособлении человека к реальности посредством выработки механизмов защиты: вытеснения, проекции, регресси, сублимации. При недостаточной выработке мер защиты возникает невроз, в основе которого, с точки зрения З. Фрейда, лежат психотравмирующие переживания раннего детства.
Теория лечения неврозов предполагает доведение до сознания пациента истинных причин его заболевания. Приемы психоаналитической терапии включают анализ сводных ассоциаций, сновидений, ошибочных действий, оговорок с целью выявления сексуально окрашенных образов и желаний, вскрытия их символического значения.
Неофрейдизм. Возник в конце 30-х годов нашего века. Представители: К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм, Э. Эриксон. На его становление повлияли идеи К. Г. Юнга и А. Адлера. Неофрейдисты пытаются преолдолеть биологизм Фрейда и делают акцент на значение социокультурных условий в возникновении неврозов, объяснении мотивационных сил и конфликтов личности.
Активность личности
Мотивация как проявление потребностей личности.
Активность – это характериститка личности, относящаяся к свойствам личности. Это понятие определяется как стремление субъекта расширить сферу своей деятельности, действовать за границами ролевых предписаний и требования ситуации. Понятие активности личности теснейшим образом связано с понятием мотивации.
Вопрос о мотивации раскрывается в терминологии известного американского психолога А. Маслоу. Согласно теории Маслоу, люди мотивированы для поиска личных целей, что делает их жизнь значительной и осмысленной. Мотивационные процессы являются сердцевиной гуманистической теории личности.
Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, и что они организованиы в иерархическую систему доминирования.
Потребности в порядке их очередности:
¨ физиологические потребности;
¨ потребности безопасности и защиты;
¨ потребности принадлежности и любви;
¨ потребности самоуважения;
¨ потребности самоактуализации, или потребности личного совершенствования.
В основе этой схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные с начальной строки этого списка, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными снизу. Следовательно, существует приоритет в удовлетворении потребностей.
Сначала должны быть удовлетворены физиологические потребности: потребности в пище, питье, кислороде, в физической активности, сне, защите от экстремальных температур и в сенсорной стимуляции.
Когда физиологические потребности в достаточной мере удовлетворены, для человека приобретают значение потребности безопасности и защиты, к которым относятся потребности: в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос.
Третий ряд составляют потребности принадлежности и любви. На этом уровне люди стремятся устанавливать отношения привязанности с другими, в своей семье и/или в группе. Групповая принадлежность становится доминирующей целью человека.
Когда наша потребность любить других и быть ими любимыми достаточно удовлетворена, степень ее влияние на поведение уменьшается, открывая дорогу потребностям самоуважения, которые делятся на два типа: самоуважение и уважение другими. Первый включает такие понятия, как компетентность, уверенность, достижения, независимость и свобода, второй – престиж, статус, признание, репутация, оценка и прочее.
И, наконец, если все вышеупомянутые потребности в достаточной мере удовлетворены, на передний план выступают потребности самоактуализации, т.е. желание человека стать тем, кем он может стать. Человек достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности.
Маслоу допускал, что могут быть исключения из этого иерархического расположения мотивов. Он признавал, что какие-то творческие люди могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные трудности и социальные проблемы. Ключевым моментом в иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не могут быть удовлетворены по принципу "все или ничего". Потребности частично совпадают, и человек может быть мотивирован на двух или более уровнях потребностей.