Инновации, осуществленные Штайнером в первой вальдорфской школе в 1919 г

В свое время реформа школьного обучения, проведенная Штайнером в первой вальдорфской школе, открытой в Штутгарте в 1919 году, была достаточно радикальна и инновационна. Перечислим коротко те основные инновации, которые осуществил Штайнер в «материнской школе» вальдорфского движения:

  • специфически возрастная ориентация учебного плана и методов обучения; содержание образования ориентируется на потребности каждой возрастной ступени и служит духовно-душевно-телесному развитию ученика;
  • принцип классного учителя, который «ведет» свой класс с первого по восьмой год обучения; классный учитель ответственно в сотрудничестве со своими коллегами, в кооперации с родителями, «выстраивает» весь учебный процесс и обладает значительной степенью педагогической свободы; для ребенка младшей и средней школы учитель важней предмета;
  • возрождение традиции устного рассказа учителя, материалом для которого служат культурно-исторические предания человечества (сказки, легенды о святых, басни, библейская история, мифология народов мира, сцены из древней и средневековой истории, биографии выдающихся исторических личностей и проч.); рассказыванию и пересказу ежедневно отводится специальное время урока; интеграция театральных постановок этих сюжетов в учебный процесс;
  • особый акцент на художественный, эстетический элемент в преподавании, а также на рукоделие и ремесла; в учебный план включены живопись, пластика, музыка, эвритмия, рукоделие (также и для мальчиков), ремесла — работа по дереву и металлу (также и для девочек), садоводство; таким образом, через многообразную практическую деятельность развивается волевая культура ученика;
  • совместное обучение мальчиков и девочек, а также отсутствие разделения по социально-материальному признаку; школа — есть школа для всех;
  • отмена цифровой оценки (отметок); отмена второгодничества; школа, таким образом, перестает быть местом раздачи социальных шансов и селекции — сортировки учеников на хороших и плохих; каждый может свободно и беспрепятственно развиваться в соответствии со своими индивидуальными особенностями;
  • терапевтический аспект педагогики; введение «гигиенической организации преподавания», ориентация на ритм дня, недели, года; предметы преподаются «эпохами» — в течение 3–4 недель один предмет на первом сдвоенном уроке; это ведет к концентрации учебного материала, а также дает возможность учителю для органического, последовательного преподавания материала в течение «эпохи»;
  • связанная с терапевтическим аспектом интеграция врача в жизнь школы; последний участвует в педагогических советах и преподает;
  • преподавание двух иностранных языков с первого класса по особым методам;
  • еженедельные советы учителей с целью постоянного обновления педагогики через углубление познания человека и практического дальнейшего образования и профессионального развития учителя; этому служат обсуждения отдельных учеников или целых классов, а также обсуждение вопросов методики и дидактики;
  • коллегиальное самоуправление школы учителями;
  • совместная работа родителей и учителей, посвященная общей задаче воспитания.

А теперь давайте посмотрим на практическое осуществление этих идей и принципов.

Метод антропософской или вальдорфской педагогики является, на мой взгляд, интерактивным. Учитель взаимодействует со своими учениками в активной беседе, демократически, а также ученики взаимодействуют друг с другом. К примеру, на эпохе измерений в 3 классе, прежде чем перейти к эталонным мерам длины, массы, объема, сначала детям предлагается попробовать что-то измерить не с помощью линейки, а с помощью собственного тела и его частей. Дети активно измеряют локтями, ступнями, ногами и пальцами высоту парты или ширину двери, и только затем делают вывод о том, что измерения не являются точными и у всех разные. Таким образом, класс совместно приходит к выводу о том, что требуется ввести эталон длины. Что же или кто станет таким эталоном? Проводятся поиски в парах, сравниваются длины рук или ступней, дети спорят, не могут прийти к единому эталону. Тогда учитель обращает внимание детей на то, что можно в качестве эталона выбрать шаг самого честного, справедливого, кому больше доверяют и среднего роста ребенка в классе. Завязывается дискуссия, а можно ли этому человеку доверять, а всегда ли можно будет его позвать, чтобы что-то измерить, а как поступать, если этот ребенок вырастет через какое-то время? Далее следует беседа, как люди в разные эпохи и в разных странах выбирали эталоны длины. И только после этого устанавливается эталон длины. По нему выставляется межа, с помощью которой можно измерить периметр школьного участка, футбольного поля, класса или длину коридора любому человеку.

Таким образом, используется трехчленный подход к изучению нового материала: через волю и переживание к осмыслению и выводу. А далее вводится современный эталон длины – метр – и следуют практические упражнения для закрепления изученного: измерения длины и ширины класса, периметра, роста, сравнения длин, выстраивание диаграммы (ростомера) учеников класса и пр., что только сможет придумать учитель для возбуждения интереса учащихся к предмету и практического применения знаний.

Учебный план 1 года обучения в вальдорфской школе

Математика

Я часто люблю повторять латинскую пословицу: «Не для школы, а для жизни учимся». Курс математики – наилучшее подтверждение этого ведущего принципа.

Особенности вальдорфской педагогики заключаются в специфическом подходе к воспитанию и обучению, идущему от ребенка и опирающемуся на понимание человека и законов его развития на протяжении жизни. Можно сказать, что обучение носит воспитательный характер и базируется на общечеловеческих ценностях, разделяемых всем обществом, в том числе и родителями, с которыми школа плодотворно и результативно сотрудничает. Ядро учебно-воспитательного процесса составляет живое, заинтересованное отношение педагогов к детям – продуктивное сотрудничество учителя и учеников, в котором коренится условие успешной реализации целей и задач школы. Пространство школы воспринимается как пространство жизни и становления личности, формирования ее ценностных ориентиров. Молодой человек должен выйти в жизнь не только способным к самостоятельной и ответственной жизни в современном обществе, но и с желанием учиться и трудиться. На уроках поддерживается атмосфера любознательности, открытости, интереса к миру, с которым дети приходят в 1 класс. В школе поддерживается концепция здорового образа жизни, психологической комфортности обучения, формируется доверие к учителю.

К особенностям вальдорфской педагогики относятся:

• преподавание большинства учебных предметов классным учителем,

• преподавание «по учебным эпохам», когда на протяжении 2-4 недель на первом главном уроке дети погружаются в изучение одной крупной темы одного учебного предмета (например, эпоха цифр, эпоха математических действий, таблица умножения, решение задач),

• ведение главного урока на «эпохе», который длится 2 академических часа без перерыва, но в нем учтена необходимость подвигаться для младших школьников в виде динамических пауз и ритмической части в начале урока

• безотметочное обучение до 7-8 класса, наличие качественной оценки результатов обучения, в средних классах зачетная система: когда вместо отметки-балла «2», «3», «4», «5» дети получают качественную оценку своей деятельности и ее результатов, выраженную учителем словесно устно, а также письменно в тетради эпохи или на зачетном листе, в контрольной работе, а также «зачет» или «незачет» по данной теме или предмету за аттестуемый период в характеристике или зачетном листе успеваемости (по четвертям и за год)

• ведущая роль личности педагога в обучении, а не учебника, так как пропущенные через душу и личный опыт педагога знания становятся для детей ближе, доступнее и актуальнее

• ведение «тетради эпохи», которая на первых порах заменяет ученикам учебник, в которой они фиксируют основные знания и отражают это в виде красивых рисунков, записей, сочинений или изложений услышанного от учителя на уроке учебного материала

• феноменологический подход в обучении.

Общепедагогические и методические принципы:

• принцип педоцентризма (ориентация на ребенка)

• принцип разносторонности образования (гармоничного сочетания в образовательном процессе мыслительной, эмоциональной и волевой функций личности)

• принцип сообразности возрасту (актуальность учебного материала для данного возраста)

• принцип жизненной, практической направленности обучения

• принцип творчества в педагогике.

Универсальными средствами для достижения целей и решения задач обучения являются:

• обучение на модели (через показ), использующее способность детей 1 класса к подражанию учителю (делай, как я)

• включение элементов движения в предметное преподавание (художественная речь, сопровождающаяся жестами и движением в пространстве, письмо восковыми мелками на большом нелинованном белом листе и графитовой доске белым мелом, ежедневное хоровое говорение, слушание красивой литературной речи учителя, пение, ритмический счет, подвижные игры)

• обогащение памяти через заучивание наизусть, восприятие на слух текстов, пересказ, инсценировку и иллюстрирование прослушанных, а впоследствии прочитанных самостоятельно текстов

• образная подача учебного материала учителем, как универсальное методическое средство для всех предметов (русский язык, математика, окружающий мир, рукоделие, живопись, физкультура и т.д.) в виде художественного образа, метафоры, притчи, сказки, сравнения, символа (не путать с принципом наглядности)

• много внимания занятиям искусствами, рукоделием, которые развивают чувство формы, цветовой и звуковой гармонии, чувство языка, звука, закладывают основы художественного вкуса, элементарные навыки работы с различными материалами.

Содержание учебного курса математики в 1 классе вальдорфской школы

Программа рассчитана на 132 часа в год, из расчета 4 часа в неделю с учетом 33 учебных недель в году. Предмет ведется исключительно эпохами, каждую четверть – одна эпоха.

Наши рекомендации