Принцип сознательности и активности
Принципы, регламентирующие деятельность по адаптивному физическому воспитанию
Иерархия и значение принципов физического воспитания
Принципы – наиболее важные положения, которые отражают закономерности воспитания в виде определенных правил и упорядочивают требования к физическому воспитанию. Направляют деятельность воспитателя и воспитуемых к намеченной цели.
Принципы (рис.9) должны согласовываться с объективными закономерностями воспитания. Практическое значение принципов:
1) позволяют четко идти к намеченной цели,
2) исключают путь проб и ошибок,
3) раскрывают логику решения задач и главные правила их реализации.
К числу принципов, отражающих идейные основы системы воспитания и образования, необходимо отнести общие социальные принципы воспитательной стратегии общества. Они предусматривают использование социальных факторов (культуры, воспитания, образования) для всестороннего гармонического развития человека и органическую связь воспитания с практической жизнью общества.
Социальные принципы гарантируют:
1. Единство всех сторон воспитания в процессе физического воспитания (умственного, эстетического, физического, трудового).
2. Обеспечивают наибольший оздоровительный эффект, укрепления здоровья и поддержание хорошей общей работоспособности.
3. Отражают основную функцию физического воспитания. Подготовка человека к трудовой и военной деятельности.
В системе образования имеют место общепедагогические принципы, отражающие основные закономерности обучения. Они преломляются в физическом воспитании в виде общеметодических принципов и содержат в себе ряд универсальных правил методики.
В практике физического воспитания имеют место специфические принципы, которые отражают ряд специфических закономерностей физического воспитания и правила системного построения физического воспитания.
Общеметодические принципы
Общеметодические принципы – это отправные положения, определяющие общую методику процесса физического воспитания. Воздействие физических упражнений может быть успешным в том случае, когда методика применения физических упражнений согласуется с закономерностями этих воздействий.
Принцип сознательности и активности
Назначения принципа сознательности и активности:
1. Сформировать у занимающихся глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к физкультурно-спортивной деятельности.
2. Побуждать к оптимальной активности.
Сознательность - это способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность. Основой сознательности является предвидение результатов своей деятельности и постановка реальных задач. Сознательность придает обучению воспитывающий характер и способствует формированию высоких морально-психологических качеств личности. Если у занимающихся сознательное отношение к занятиям, то у них будут созданы достаточно сильные и устойчивые стимулы, побуждающие их годами уделять время для занятий и мобилизовать для них свою энергию.
От преподавателя физического воспитания зависит создание веских мотивов и высоких целей, стимулирующих устойчивый и здоровый интерес к занятиям. Первоначальные мотивы, побуждающие заниматься физическими упражнениями, иногда случайны и малосущественные, например подражание, выделиться внешними формами.
Специалист по физическому воспитанию:
1. Должен доходчиво раскрыть смысл приобщения к физической культуре, ее роль и значение в полноценном развитии личности, формировать на этой основе осмысленные целевые установки и стремление реализовать их не смотря на трудности.
2. Обеспечить осмысленное отношение к каждой выдвигаемой задаче
3. Стимулировать вдумчивый анализ, самоконтроль и само-корректировку при выполнении физических упражнений.
Активность – степень его включения в работу.
Для активного включения ученика в процесс физического воспитания педагог должен:
1. Вооружить занимающихся систематическими знаниями.
2. Учить анализировать технику и эффект упражнения.
3. Воспитывать аналитические способности.
4. Ставить задачи по самоконтролю.
5. Содействовать развитию самостоятельности и инициативности.
6. Содействовать развитию творческих начал в поведении воспитанников.
7. Нужно поощрять попытки занимающихся самостоятельно решать двигательные задачи.
Повышению сознательности и активности способствует применение преподавателем специальных методических приемов :
1. Контроль и оценка действий самими занимающимися.
2. Анализ выполненного задания.
3. Обучение самоконтролю посредством мышечных ощущений.
4. Иллюстрация заданий с помощью наглядных пособий.
5. Мысленное воспроизведение разучиваемых упражнений.
6. Беседа по разбору техники.
7. Разработать план занятия.
8. Оценка тренировки.
Принцип наглядности
Принципы наглядности обязывает строить процесс физического воспитания с широким использованием наглядности при обучении и воспитании. Наглядность означает привлечение органов чувств человека в процессе познания.
Наглядность осуществляется в таких формах, как зрительная, звуковая, двигательная.
1. Зрительная наглядность (демонстрация движений в целом и по частям) содействует уточнению пространственных и пространственно-временных характеристик движений. Роль зрительной наглядности важна на начальных этапах овладения новыми двигательными действиями.
При совершенствовании зрительная наглядность необходима для тончайшей дифференцировки движений.
2. Звуковая наглядность (различные звуковые сигналы) имеет значение в уточнении временных и ритмических характеристик двигательных действий. Человек запоминает 15% информации получаемой в речевой форме, 25% - зрительной. Если используются одновременно два способа то, воспринимается 65% информации.
3. Двигательная наглядность специфическая для физического воспитания. При освоении сложных движений ведущим методом является направляющая помощь и «проведение по движению».
Двигательная наглядность:
1.Помогает уточнить движение в пространстве и во времени.
2.Помогает ориентироваться в динамике действующих внутренних и внешних сил. Чем полнее чувственный образ, тем лучше формируется новое двигательное умение. Чтобы «прочувствовать» координационную структуру, кинематические и динамические параметры действия его нужно выполнит, но для выполнения недостаточно соответствующих ощущений. Чтобы это преодолеть нужно:
а) соблюдать рациональную последовательность в обучении, двигательный опыт,
б) нужно комплексно использовать разнообразные демонстрационные средства и способы обеспечения наглядности.
В физическом воспитании используются специализированные средства и способы направленного воздействия на функции сенсорных систем, информирующих об условиях, параметрах, динамике и результатах его выполнения. Это возможно благодаря техническим средствам сенсорного лидирования и срочной коррекции движений по ходу их выполнения (свето-звуко лидеры) различного рода тренажерные устройства.
Необходимо сочетать непосредственную наглядность (натуральный показ, чувственные образы, возникающие в процессе и в результате его выполнения) и опосредованной наглядности (демонстрация наглядных пособий, кино и видеомагнитофонной демонстрации).
Комплексное использование различных форм наглядности:
1. Вызывает интерес к занятиям;
2. Облегчает понимание и выполнение заданий;
3. Ускоряет формирование двигательных умений и навыков;
4. Способствует эффективному проявлению двигательных способностей.