ЛЕКЦИЯ № 25. Государственный образовательный стандарт
Система образования в Российской Федерации – совокупность образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Образовательные стандарты – это цели обучения и воспитания, обязательные требования к образованию, закрепленные в особых нормативных документах. В Российской Федерации они введены по Закону об образовании (1992 г.). Согласно Закону, устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. Стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
Образовательные программы – документы, определяющие содержание образования всех уровней и направленности. Основные задачи образовательных программ: формирование общей культуры личности, адаптация личности к жизни в обществе, создание основ для осознанного выбора профессии и освоения профессиональных образовательных программ. В Российской Федерации образовательные программы бывают двух типов:
1) общеобразовательные;
2) профессиональные.
К общеобразовательным относятся программы дошкольного образования, начального, основного и среднего (полного) общего образования. Образовательные программы являются преемственными, т. е. каждая последующая программа базируется на предыдущей.
К профессиональным относятся программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов.
Обязательный минимум содержания каждой образовательной программы устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом. Государственные органы управления образованием разрабатывают на основе государственных образовательных стандартов примерные образовательные программы. Образовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы.
Образовательные программы для детей с нарушениями в психофизическом развитии разрабатываются на базе основных программ с учетом психофизического развития воспитанников.
Образовательные программы реализуются во всех типах образовательных учреждений и учреждений профессионального образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях и в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детских домах, школах-интернатах и др.). Учащиеся, не освоившие образовательных программ учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению родителей оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на педагога или продолжают обучение в форме семейного образования.
На основе образовательных стандартов разрабатываются учебно-методические документы, ориентированные на различные технологии обучения.
ЛЕКЦИЯ № 26. Содержание начального образования
Начальное образование – первая ступень общего образования, цель которой – освоение учащимися элементарных общеобразовательных знаний, обеспечивающих развитие познавательных способностей и социального общения, а также формирование основных навыков учебной деятельности.
Начальное образование учащиеся получают во взаимосвязанных процессах обучения и воспитания в начальных классах общеобразовательной школы или в начальной школе как самостоятельном учебно-воспитательном учреждении. В РФ начальное обучение детей начинается с 7 (6) лет, курс обучения составляет 3 (4) года.
После упорядочения структуры школьного образования в СССР (1934 г.) начальная школа стала частью единой общеобразовательной школы, ее первой ступенью. Окончание начальной школы открывало учащимся возможность для продолжения общего образования. Эта роль начальной школы сохранилась в дальнейшем при всех преобразованиях советской системы образования.
Первые советские учебный план и программа начальной школы опубликованы в 1920 г. Кроме русского языка и арифметики в них предусматривалось преподавание (со 2-го класса) природоведения и обществоведения. Также вводились физическое воспитание, пение и рисование. В 1923–1927 гг. в школах применялась комплексная система обучения. В начале 1930-х гг. были восстановлены самостоятельные учебные предметы и классно-урочная система обучения, вводились история, география и естествознание как самостоятельные учебные предметы.
Работа по дальнейшему совершенствованию начального образования включала три этапа.
На первом этапе(до 1963 г.) были отработаны основные принципы развивающего обучения. В разных вариантах они формулировались Л. В. Занковым, Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым и другие и стали использоваться в массовой начальной школе в конце 1980-х гг.
На втором этапе(1963–1966 гг.) были разработаны основные критерии совершенствования системы обучения в 3-летней начальной школе.
Третий этап(1966–1969 гг.) проводился в различных регионах РСФСР с учетом специфики социальных, экономических и других условий.
Сегодня в основу построения учебных планов начального образования положены три области знаний:
1) родной язык;
2) математика;
3) человек, природа и общество.
Это позволяет сделать содержание обучения вариативным, но отвечающим требованиям государственного образовательного стандарта. Для начальной школы создаются учебные пособия по новым интегрированным курсам: «окружающий мир», «математика и конструирование», «грамота» и др. Разрабатывается методика формирования элементарных умений использования компьютеров в обучении (и не только в математике), развития информационной грамотности учащихся и др.
В системе российского начального образования довольно долгое время сосуществуют два типа школы: 3-летняя (с началом обучения в 7 лет) и 4-летняя (с началом обучения в 6 лет). Основным важным направлением, определяющим перспективу развития начального образования, является 4-летняя школа с началом обучения в 6 лет. В связи с планируемым переходом обучения в средней образовательной школе на 12-летнее обучение ведется разработка новых подходов к начальному обучению.
ЛЕКЦИЯ № 27. Учебные планы и программы
Содержание образования конкретизируется с помощью учебных планов и программ. Учебный план – это нормативный документ, включающий:
1) структуру и продолжительность учебных четвертей, учебного года и каникул;
2) перечень изучаемых предметов;
3) распределение перечня предметов по годам обучения;
4) деление предметов на обязательные и факультативные;
5) недельное и годовое распределение времени на изучение учебных дисциплин в каждом классе.
Виды учебных планов:
1) базисный;
2) типовой;
3) учебный план школы.
Базисный учебный план – это часть государственного образовательного стандарта. Он предусматривает следующие пункты:
1) продолжительность обучения;
2) перечень предметов;
3) недельную нагрузку;
4) максимальную обязательную нагрузку;
5) нагрузку учителя;
6) вариативный компонент, учитывающий национальные и региональные особенности школы.
Типовой учебный плансоздается на основе базисного плана, является основой для учебного плана школы.
Учебный план школысоставляется на основе базисного и типового планов и содержит:
1) перечень обязательных предметов;
2) обязательные предметы по выбору;
3) факультативные предметы;
4) распределение предметов по годам обучения;
5) недельное и годовое количество времени, отводимое на прохождение каждого предмета.
Учебный план школы утверждается педагогическим советом школы.
Учебная программа – это нормативный документ, определяющий:
1) содержание основных знаний и умений по каждому учебному предмету;
2) логику и последовательность изучения тем;
3) общее количество времени на изучение определенных тем.
Учебные программы подразделяются на несколько основных видов:
1) типовые программы;
2) рабочие программы;
3) авторские программы.
Типовая учебная программасоставляется на основе государственных стандартов и утверждается Министерством образования.
Рабочая учебная программасоставляется учителем на основе типовой. Она учитывает:
1) методические и технические возможности школы;
2) уровень подготовки учащихся;
3) национально-региональный компонент;
4) специфику школы.
Авторская программасоставляется опытными педагогами и содержит авторские методики изучения предмета.
Учебные программы с точки зрения структурыподразделяются на:
1) линейные – материал располагается в непрерывной последовательности, изучается только один раз за все время обучения;
2) концентрические – учебный материал делится на две части. Сначала изучаются более простые вопросы, затем – более сложные. При изучении второй части кратко повторяется материал первой;
3) ступенчатые – материал разделен на две части. Некоторые темы проходят только на первой ступени, другие – только на второй, есть разделы, материал которых проходят на обеих ступенях;
4) смешанные – сочетают в себе линейные и концентрические схемы, что позволяет гибко распределять учебный материал.
В содержании учебной программывыделяют три части:
1) объяснительную записку, где излагаются цели и задачи изучения предмета;
2) содержательную часть, включающую перечень тем, ориентировочное распределение времени на изучение тем и разделов, перечень рекомендуемых занятий и методы обучения;
3) методические указания по оценке знаний, умений и навыков, перечень наглядных и технических средств обучения, список рекомендуемой литературы.
ЛЕКЦИЯ № 28. Учебники
Учебник – книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на уровне современных достижений науки и культуры; это основной и ведущий вид учебной литературы. Учебник отвечает основным целям и задачам обучения, воспитания и развития определенных возрастных и социальных групп.
Учебник является для учащихся важным источником знаний, одним из главных средств обучения. Через учебник осуществляется организация процесса усвоения содержания образования, он призван формировать способность учащегося к накоплению личного социального опыта, формированию у него умения оценивать явления и события окружающей действительности, определять свое место в обществе.
Как средство обучения учебник обладает определенной материальной формой (выраженной в сложной структуре), которая жестко связана с содержанием образования, с процессом и результатами усвоения. Эта особенность предъявляет высокие требования к конструкторам учебников (авторам, художникам, редакторам), требует от них знания теории учебника и закономерностей его создания.
Учебник должен удовлетворять основным педагогическим требованиям :
1) сообщать научно достоверные данные по рассматриваемому предмету, науке в пределах обозначенной программы;
2) обеспечивать подготовку и навык к самостоятельному приобретению знаний в будущем;
3) развивать мышление учащихся и формировать приемы умственной деятельности.
Теория учебникаразвивается на стыке педагогики, психологии, базовых наук, искусств, книговедения. Существуют различные подходы к обоснованию оптимальной структуры учебника: с точки зрения содержательных компонентов (И. Я. Лернер), учебник как комплексная информационная модель учебно-воспитательного процесса (В. П. Беспалько) и др. Окончательное суждение о качестве учебника позволяет сделать только его экспериментальная апробация в процессе обучения.
Существуют методические требованияк учебнику:
1) соответствие возрастным особенностям учащихся по содержанию и форме преподнесения учебного материала;
2) четкое структурное деление и графическое выделение выводов;
3) наличие иллюстраций, способствующих усвоению и запоминанию изучаемого материала;
4) наличие заданий, развивающих творческие способности учащихся, прививающие навыки самостоятельности в изучении нового материала;
5) наличие четкого и продуманного методического оформления (содержание, предметно-именной указатель, сноски, ссылки, список вспомогательной литературы и т. п.).
Разработка в 1970-1980-х гг. основ теории школьного учебника привела к выводу о том, что в условиях единой школы, осуществляющей всеобщее среднее образование, единый учебник не может обеспечить учащимся современный уровень образования. Была выдвинута задача создания учебно-методического комплекта(УМК) как открытой системы учебных пособий. Реализация этой идеи требовала издания широкой номенклатуры дополнительной учебной литературы. В начале 1980-х гг. УМК были созданы по каждому классу и учебному предмету.
В ходе реформ в 1990-е гг. издание учебной литературы стало одним из факторов сохранения единого образовательного пространства.