Семья как специфическая педагогическая система
Социология рассматривает семью как часть целого общественного организма, как клетку общества, как социальный воспитательный коллектив. Все изменения, происходящие в социально-экономической сфере, обязательно находят свое отражение в семье. Но в отличие от других социальных коллективов — производственных, профессиональных, политических — семья не подвергается прямой перестройке. Процесс морального, психологического обновления семьи более длителен, более противоречив и сложен.
Утверждение новых отношений, новой морали в семье осуществляется более медленными темпами, чем в экономической области. Ведь в преобразовании семьи участвуют кроме основных социально-экономических факторов и другие факторы — биологические, психологические, демографические. Этим можно объяснить причину устойчивости и живучести старого в семейной психологии. Этим, в частности, объясняется и трудность в "прогнозировании" развития семьи.
Жизнь семьи характеризуется многосторонними отношениями: социально-биологическими, хозяйственно-экономическими, нравственными, психологическими. Каждый этап в развитии семьи связан с утратой одних и возникновением других функций, с изменением масштабов и характера социальной деятельности ее членов. Семья выполняет важные общественно значимые функции по отношению к обществу и по отношению к человеку.
Основными функциями по отношению к обществу являются следующие:
физическое воспроизводство населения. Для смены поколений необходимо соответствующее число детей в рамках определенного государства;
воспитательная функция — передача знаний, умений, навыков, норм, ценностей, духовное воспроизводство;
производственно-хозяйственная. Социологи показали, что для того, чтобы полностью устраниться от домашних дел (приготовление пищи, стирка, уборка жилища и пр.), потребуется дополнительно 40 — 45 млн. человек, чтобы освободить семью от хозяйственных забот;
организация досуга, так как значительная часть времени проводится вне работы, учебы, — семейное общение.
Функции семьи по отношению к человеку:
супружеская функция. Супруги — самые близкие люди, они взаимодополняют друг друга;
родительская функция — семья дает необходимое для гармонии в жизни, для того, чтобы в старости скрасить жизнь родителей;
организация быта. Известно, что семейный быт — самый комфортный в психологическом смысле.
Принимая во внимание функции семьи, их многообразие и взаимосвязь, мы можем выделить некоторые наиболее характерные особенности и тенденции развития современной семьи. Их осознание и учет в деятельности учителей и родителей помогут более эффективно реализовать воспитательные возможности семьи.
Специфика социального уклада в городских и сельских семьях сказывается на особенностях развития. К примеру, отношения в сельской местности складываются таким образом, что каждый ребенок чувствует себя под строгим контролем односельчан. С одной стороны, это явление положительное, с другой же — такой социальный контроль может носить мещанский, домостроевский характер, и тогда он из потенциально положительного превращается в потенциально угнетающий личность. В городе, тем более большом, такой контроль практически отсутствует. Нередки случаи, когда взрослые не знают детей, проживающих не только в их доме, но и в одном с ними подъезде.
Существует прямая зависимость: чем выше образование родителей, тем более успешно учатся их дети в школе. Но современные родители — это активно работающие люди, и воспитание детей чаще всего возлагается на дедушек и бабушек, образование которых в большинстве случаев значительно ниже. Нередко в семье сталкиваются разные системы воспитания детей — дедушек и бабушек и молодых родителей. Учителю, желающему разобраться в тонкостях семейного воспитания, необходимо иметь это в виду.
Происходящее в обществе расслоение населения по степени материального достатка серьезно влияет на различия в семейном воспитании детей, на характер взаимоотношений между родителями и детьми из семей с разным материальным обеспечением. Как правило, на детей в семье затрачивается от 25 до 50 % семейного дохода. В семье с большим материальным доходом при проявлении педагогической слепоты не исключены случаи пресыщения (излишняя ласка, задабривание, закармливание и пр.). Пресыщение — это такое отношение к жизни, материальным и духовным ценностям, созданным людьми, которое проявляется в полнейшем пренебрежении, безразличии к предоставляемым благам. Не случайно из числа пресыщенных с детства вырастают скептики, тунеядцы, искатели "острых" ощущений.
Идет процесс "разукрупнения" семьи — выделение молодой брачной семьи, так называемой семьи без дедушек и бабушек. Объективно процесс "разукрупнения" семьи является благоприятным. Это обеспечивает ее укрепление и развитие как самостоятельного коллектива. Не отвергая мудрости, жизненного опыта старших, своих родителей, молодые супруги утверждают в своей семье отношения, выражающие их чувства, индивидуальность, их вкусы, интересы. Переживаемые трудности укрепляют дружбу, солидарность, учат делить и радости и беды. В отдельной семье складывается благоприятный психологический климат для воспитания детей. Однако молодая семья испытывает на первых порах и известные трудности: бытовую неустроенность, осложнение с определением детей в детские сады и др. Преодоление этих трудностей — предмет заботы общества.
Уменьшение численности семьи, сокращение рождаемости детей являются также особенностями развития семьи. Типичной для города и для села является семья, воспитывающая одного-двух детей. Причины сокращения рождаемости многообразны и сложны: занятость родителей на работе; недостаточная обеспеченность дошкольными учреждениями; рост материальных затрат на воспитание ребенка; большая перегрузка женщины-матери; неблагоприятные жилищные, бытовые условия семьи; эгоистическое стремление родителей "пожить для себя" и др. Сокращение рождаемости выдвигает новую педагогическую проблему — изучение и разработку методов воспитания в малодетной семье. Современная семья характеризуется заметным увеличением числа разводов. До 90 % разводов падает на супружеские пары первого года жизни вследствие их неподготовленности к неустроенности быта. Однако нужно иметь в виду, что не всякий развод — плохо, так как подчас он устраняет негативное влияние на психику ребенка, ссоры, семейные дрязги, недостойное поведение одного из родителей.