Вступительное слово классного руководителя
Уважаемые мамы и папы!
Ваш ребенок стал пятиклассником. Какое главное изменение произошло в его жизни, связанное с тем, что он перешел на новую ступень обучения? Вы можете привести на этот счет массу важных и значительных, на ваш взгляд, аргументов, и все они будут оправданны. Но самое главное изменение состоит в том, что ваш ребенок теперь гораздо больше предоставлен сам себе, чем это было раньше. Многие родители приняли установку «ребенок уже большой» как данность, но при этом не научили ребенка «быть большим», не подготовили его к этому.
В чем же проявляется отсутствие у ребенка умения быть один на один с самим собой? В первую очередь, в том, что ребенок зачастую абсолютно бесконтрольно проводит свое время: невовремя возвращается из школы, бесцельно бродя по улице; придя домой, занимается чем угодно, абсолютно не контролируя себя.
Но самое главное – он не умеет общаться с самим собой, ему нужен еще кто-то, и этот «кто-то» – конечно же, телевизор. По мнению многих родителей, как только ребенок переступает порог дома, телевизор становится его полновластным хозяином, вплоть до прихода родителей с работы.
Как помочь ребенку и семье бороться с зависимостью от телевизора? А ведь она совсем небезобидна.
Анализ общей статистики по проблеме собрания:
– две трети наших детей в возрасте от 6 до 12 лет смотрят телевизор ежедневно;
– время ежедневного просмотра телепередач составляет в среднем более 2 часов; 50% детей смотрят телепередачи подряд, безо всякого выбора и исключений;
– 25% детей в возрасте от 6 до 10 лет смотрят одни и те же телепередачи от 5 до 40 раз подряд;
– 38% ребят в возрасте от 6 до 12 лет при определении рейтинга времяпрепровождения на первое место поставили телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе и общение с семьей.
А как вписываются в данную статистику наши пятиклассники?
Анализ результатов статистики школьной психологической службы
У каждого родителя на парте лежит расписание теленедели собственного ребенка. Родители вооружаются карандашами и отмечают те телепередачи, которые они смотрят вместе со своим ребенком.
Прослушав статистику и услышав результаты ответов детей, возникают вопросы: что же делать в сложившейся ситуации, как нужно поступать взрослым, чтобы телемания не ухудшила здоровье детей? Возможно, стоит просто запретить просмотр телепередач или ограничить ребенка определенными программами? (Идет обсуждение проблемы и обмен мнениями.)
А что дает ребенку телевизор? Есть ли в просмотре телепередач нечто положительное? (На доске – мнения учащихся класса.)
1. Возможность расслабиться, забыть ежедневные проблемы, уйти от страхов и переживаний.
2. Возможность найти ответы на вопросы, которые не можешь получить у взрослых из-за их занятости.
3. Возможность понять с помощью телевизора, «что такое хорошо и что такое плохо».
4. Развитие познания, повышение культурного уровня. Знакомство с различными явлениями в разных областях знаний.
5. Развитие воображения, фантазии, эмоциональной сферы.
Мнение родителей по ответам детей.
В РОДИТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК
Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на психику детей резко отличается от влияния на взрослых. К примеру, младшие школьники и учащиеся 5-6-х классов, по результатам исследований, не всегда могут четко определить, где – правда, а где – ложь. Они слепо доверяют всему тому, что представлено на экране. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами. Лишь с 11–12 лет ребята начинают не столь доверительно относиться к тому, что видят по телевизору. Негатив, который часто представлен на экране, вызывает у ребенка желание попробовать то, что он увидел. При этом не всегда то, что увидел ребенок, ему понравилось. Просто это его возрастная особенность, как у маленьких детей, которые все тянут в рот.
Как сделать так, чтобы дети как можно реже слышали слова родителей: «Опять уроки вечером делаешь? Чем ты занимался, пока нас дома не было? Опять у телевизора сидел?» и т.д.
ПРАВИЛА БОРЬБЫ С ТЕЛЕМАНИЕЙ
1. Совместное определение и обсуждение телепередач для просмотра взрослых и детей на последующую неделю.
2. Обсуждение любимых телепередач взрослых и детей после просмотра.
3. Выслушивание «за» и «против» детей по поводу взрослых передач и мнения взрослых по поводу детских передач.
4. Телевизор должен быть помощником в созидании, а не в разрушении личности.
5. Среди прочих форм общения с ребенком в семье телевизор должен занимать последнее место, уступая свои права прогулкам с детьми, беседам, походам, совместной трудовой деятельности, чтению художественной литературы.
6. Необходимо помнить о том, что ребенок, который ежедневно смотрит сцены насилия, убийства, свыкается с ними и даже испытывает при этом удовольствие. Обязательно надо исключить их из просмотра для сохранения душевного здоровья ребенка.
ПОЛЕЗНЫЕ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ ДЛЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ
«Ералаш»; «Умники и умницы»; «В мире животных»; «Своя игра»; «Дог-шоу».