Вступительное слово классного руководителя

Уважаемые мамы и папы!

Ваш ребенок стал пятиклассником. Какое главное изменение произошло в его жизни, связанное с тем, что он перешел на новую ступень обучения? Вы можете привести на этот счет массу важных и значительных, на ваш взгляд, аргументов, и все они будут оправданны. Но самое главное изменение состоит в том, что ваш ребенок теперь гораздо больше предостав­лен сам себе, чем это было раньше. Многие родители приняли установку «ребенок уже большой» как данность, но при этом не научили ребенка «быть большим», не подготовили его к этому.

В чем же проявляется отсутствие у ребенка умения быть один на один с самим собой? В первую очередь, в том, что ребенок зачастую абсолютно бесконтрольно проводит свое время: невовремя возвращается из школы, бесцельно бродя по улице; придя домой, занимается чем угодно, абсолют­но не контролируя себя.

Но самое главное – он не умеет общаться с самим собой, ему нужен еще кто-то, и этот «кто-то» – конечно же, телевизор. По мнению многих родителей, как только ребенок переступает порог дома, телевизор становится его полновластным хозяином, вплоть до при­хода родителей с работы.

Как помочь ребенку и семье бороться с зависимостью от телевизора? А ведь она совсем небезобидна.

Анализ общей статистики по проблеме собрания:

– две трети наших детей в возрасте от 6 до 12 лет смотрят телеви­зор ежедневно;

– время ежедневного просмотра телепередач состав­ляет в среднем более 2 часов; 50% детей смотрят телепередачи подряд, безо всякого выбора и исключений;

– 25% детей в возрасте от 6 до 10 лет смотрят одни и те же телепе­редачи от 5 до 40 раз подряд;

– 38% ребят в возрасте от 6 до 12 лет при определении рейтинга времяпрепровождения на первое место поставили телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе и общение с семьей.

А как вписываются в данную статистику наши пятиклассники?

Анализ результатов статистики школьной психологической службы

У каждого родителя на парте лежит расписание теленедели собствен­ного ребенка. Родители вооружаются карандашами и отмечают те телепе­редачи, которые они смотрят вместе со своим ребенком.

Прослушав статистику и услышав результаты ответов детей, возника­ют вопросы: что же делать в сложившейся ситуации, как нужно поступать взрослым, чтобы телемания не ухудшила здоровье детей? Возможно, сто­ит просто запретить просмотр телепередач или ограничить ребенка опре­деленными программами? (Идет обсуждение проблемы и обмен мнениями.)

А что дает ребенку телевизор? Есть ли в просмотре телепередач нечто положительное? (На доске – мнения учащихся класса.)

1. Возможность расслабиться, забыть ежедневные проблемы, уйти от страхов и переживаний.

2. Возможность найти ответы на вопросы, которые не можешь полу­чить у взрослых из-за их занятости.

3. Возможность понять с помощью телевизора, «что такое хорошо и что такое плохо».

4. Развитие познания, повышение культурного уровня. Знакомство с различными явлениями в разных областях знаний.

5. Развитие воображения, фантазии, эмоциональной сферы.

Мнение родителей по ответам детей.

В РОДИТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК

Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на психику детей резко отличается от влияния на взрослых. К примеру, младшие школьни­ки и учащиеся 5-6-х классов, по результатам исследований, не всегда мо­гут четко определить, где – правда, а где – ложь. Они слепо доверяют всему тому, что представлено на экране. Ими легко управлять, манипули­ровать их эмоциями и чувствами. Лишь с 11–12 лет ребята начинают не столь доверительно относиться к тому, что видят по телевизору. Негатив, который часто представлен на экране, вызывает у ребенка желание попро­бовать то, что он увидел. При этом не всегда то, что увидел ребенок, ему понравилось. Просто это его возрастная особенность, как у маленьких де­тей, которые все тянут в рот.

Как сделать так, чтобы дети как можно реже слышали слова родителей: «Опять уроки вечером делаешь? Чем ты занимался, пока нас дома не было? Опять у телевизора сидел?» и т.д.

ПРАВИЛА БОРЬБЫ С ТЕЛЕМАНИЕЙ

1. Совместное определение и обсуждение телепередач для просмотра взрослых и детей на последующую неделю.

2. Обсуждение любимых телепередач взрослых и детей после прос­мотра.

3. Выслушивание «за» и «против» детей по поводу взрослых передач и мнения взрослых по поводу детских передач.

4. Телевизор должен быть помощником в созидании, а не в разруше­нии личности.

5. Среди прочих форм общения с ребенком в семье телевизор должен занимать последнее место, уступая свои права прогулкам с детьми, беседам, походам, совместной трудовой деятельности, чте­нию художественной литературы.

6. Необходимо помнить о том, что ребенок, который ежедневно смотрит сцены насилия, убийства, свыкается с ними и даже испы­тывает при этом удовольствие. Обязательно надо исключить их из просмотра для сохранения душевного здоровья ребенка.

ПОЛЕЗНЫЕ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ ДЛЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ

«Ералаш»; «Умники и умницы»; «В мире животных»; «Своя игра»; «Дог-шоу».

Наши рекомендации