Характеристика класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя

Ершовой Ольги Вячеславовны

по сенсорному и интеллектуальному развитию

детей со сложной структурой дефекта

Для 1-б класса

(I, VIII вид)

Санкт-Петербург

2012 г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана на основе учебно-методического пособия «Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников» под редакцией И.А. Михайленковой. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999 г.

Цель: коррекция познавательной сферы ребенка с нарушением слуха и речи и развития его личности. Эта работа включает в себя коррекцию сенсорного и интеллектуального развития, мнестической, эмоционально-волевой, речевой, мотивационной сфер, механизмов волевой регуляции.

Основными задачами являются коррекционно-развивающие и воспитательные задачи:

· создание коррекционных условий для развития сохранных познавательных функций и личностных особенностей неслышащих обучающихся со сложной структурой дефекта;

· осуществление сенсорного развития внутри содержательных видов деятельности;

· развитие психических функций восприятия, памяти, мышления, воображения;

· коррекция интеллектуального развития, формирование умения сравнивать, анализировать, делать самостоятельные выводы;

· развитие внимания, формирование динамических характеристик внимания, врабатываемости, устойчивости;

· формирование механизмов волевой регуляции и саморегулирования в заданной деятельности, работоспособности, умения сосредотачиваться на учебном действии;

· формирование положительной мотивации к учению;

· воспитание самостоятельности при выполнении учебных заданий, умения доводить начатое действие до конца.

Знаниями, умениями и навыками, предусмотренными в программе, учащиеся с ОВЗ овладевают под руководством и с помощью учителя и с опорой на речевые таблички, иллюстрации.

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом ГБС(К)ОУ № 31 на 2012 – 2013 учебный год, рассчитана на 33 часа (33 учебных недель в году).

Коррекционная направленность программы обеспечивается реализацией целей и задач, обусловленных особенностями контингента неслышащих обучающихся со сложной структурой дефекта. Нарушение слуховой функции накладывает определенный отпечаток на развитие личности неслышащего, ставит его в специфические условия существования в социальной сфере, сужает круг общения, ограничивает диапазон социальных связей. Возникает своеобразие субъективных отношений ребенка со сложным дефектом и с недостатками слуховой функции к окружающему миру и к самому себе.

Данная программа опирается на основополагающее положение психологии о том, что психика проявляется в действии и формируется в ней. На занятиях используются предметная и игровая деятельность с постепенным увеличением объема учебной деятельности.

Специфика организации обучения глухих детей со сложным дефектом: создание слухоречевой среды на базе развития и использования остаточной слуховой функции неслышащих учащихся; использование ЗУА, дактильной формы речи, широкое применение табличек с речевым материалом; помощь учителя; опора на сохранные анализаторы; формирование речи в коммуникативной функции и использование специальной методики обучения глухих со сложным дефектом языку на всех уроках; применение жестовой речи. Специфика овладения глухими детьми речью отражена в рабочей программе выделением речевого материала: в календарно-тематическом планировании (предметные термины, речевые обороты, фразы, обязательные для понимания), а также в выделении материала по развитию разговорной речи (приложение №1). Знаком * помечен материал, обязательный только для понимания.

Информация об УМК: «Практикум по коррекции психического развития детей с нарушениями слуха» под редакцией И.А. Михаленковой, 2006 год.; утверждённым приказом № ____ по школе-интернату №31 от _____________ 2012 года.

На занятиях используются технологии:

• игрового обучения;

• здоровьесберегающая;

• развивающая;

• сотрудничества;

• личностно-ориентированная.

Рабочая программа отражает особенности контингента обучающихся класса.

Характеристика класса.

В 1 «Б» классе обучаются 5 учащихся (все мальчики). У всех детей резко ограниченный уровень речи, дактильной формой речи не владеют, жестов не знают, уровень готовности к обучению резко ограничен. Уровень развития психических функций (мышление, память, внимание) не соответствует возрасту. Уровень сформированности познавательных интересов низкий либо отсутствует. Основной способ предъявления речевого материала устно-дактильный с опорой на письменные таблички и использование жестовой речи. Учащиеся не могут самостоятельно выполнять задания, постоянно нуждаются в помощи учителя. Все учащиеся с проблемами дисциплины, требуют повышенного внимания педагога и индивидуальных воспитательных технологий.

У учащихся класса, помимо нарушения слуховой функции, имеются различные сочетанные дефекты: у одного ученика гипертрофический астигматизм, сниженная аминотрофия; у второго - резидуальное органическое поражение ЦНС, СДВГ, ЗПРР; у третьего - резидуальная энцифалопатия, ЗПРР, сходящееся косоглазие (носит очки); у четвертого – тяжёлое резидуальное поражение ЦНС, микроцефалия, статико-динамическая атоксия, ЗПРР; у пятого – резидуальное органическое поражение ЦНС, СДВГ, ЗПРР, врождённая миопия высокой степени.

Проведение текущих обследований и проверок показало, что:

· По состоянию слуха один имеет нейросенсорную тугоухость IV степени, один – 3 степень тугоухости, трое – 3 при обследовании не дали адекватной реакции. Один учащийся слухопротезирован – на одно ухо. По степени подготовки к школе все учащиеся класса условно относятся к слабой группе.

· Произносительные навыки у всех пятерых отсутствуют.

· Словарного запаса у детей нет. Уровень развития речи всех учащихся характеризуется как резко ограниченный.

· Навык чтения с губ не сформирован.

· По уровню развития психических функций отмечается следующее: у одного учащегося психические функции сформированы в пределах возрастной нормы; один ученик характеризуется неадекватным поведением: не способен достаточное время концентрировать внимание, но может удерживать в памяти определённый объём материала, характеризуется хорошей зрительной памятью, демонстрирует достаточно развитое наглядно-действенное мышление. Один учащийся оставлен на повторное обучение в 1 классе из-за отсутствия какой бы то ни было положительной динамики.

· Двое учащихся класса по всем параметрам демонстрируют резкое отставание от возрастной нормы.

Наши рекомендации