Методические указания студентам
По выполнению самостоятельной работы
Изучение курса «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка» требует систематической самостоятельной работы студентов и своевременного выполнения заданий. Задания для самостоятельной работы студентов рекомендуется выполнять перед проведением практических и семинарских занятий по теме.
Раздел 1. Теоретические основы физического воспитания детей
Тема 1. Введение. Общие вопросы теории физического воспитания ребенка. Физическое воспитание как приобщение ребенка к физической культуре.
Задание 1:конспектирование работы Кудрявцева В.Т., Егорова Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст) : Программно-методическое пособие. М., 2000, опубликованное на его форуме.
Студенты знакомятся с указанными материалами, конспектируют в соответствии с планом:
· детерминанты выделения новых направлений исследований в области развивающей педагогики оздоровления детей;
· задачи физического воспитания на современном этапе развития системы дошкольного образования;
· основные направления научных исследований в области физического воспитания на современном этапе;
· характеристика результатов исследований по направлениям.
Форма отчетности:конспект.
Задание 2:аннотирование статей из сборников статей и материалов конференций по проблемам физического воспитания детей за последние 5 лет.
Студенты знакомятся с материалами сборников, представленными в библиотеке вуза и методическом кабинете факультета, отбирают наиболее интересные с их точки зрения статьи, составляют аннотации.
Форма отчетности:аннотации статей (не менее 5).
Задание 3:работа с Интернет-ресурсами.
Студенты находят на сайтах Интернет-форумы, тематика которых связана с проблемами физического воспитания детей, составляют протоколы.
Форма протокола:
Адрес форума | Тема | Автор высказывания | Содержание высказывания |
Форма отчетности:протоколы обсуждения темы на форуме (не менее 2).
Задание 4.Составьте глоссарий понятий ТМФВ.
Форма отчетности: глоссарий.
Тема 2. Методологические, естественнонаучные, психолого-педагогические основы физического воспитания. Методы научного исследования.
Задание 1.Составьте таблицу, раскрывающую многоуровневую систему управления движениями (по А.И. Бернштейну)
Уровни управления движениями | Содержание психомоторного развития и управления движениями |
А | |
В | |
С | |
Д | |
Е |
Задание 2.Составьте таблицу ««Анализ программ физического воспитания детей»
Программа | Цель физического воспитания | Задачи и направления физического воспитания | Содержание физ. упражнений | Результаты физического воспитания |
«Детство» | ||||
«Радуга» | ||||
«Из детства в отрочество» | ||||
«Истоки» | ||||
«Золотой ключик» | ||||
«Развитие» | ||||
«Азбука здоровья» |
Тема 3. Формирование здорового образа жизни средствами физической культуры.
Задание 1.Напишите реферат по формированию основ здорового образа жизни средствами физического воспитания.
Задание 2.
1) Раскройте оздоровительные задачи: охрана и укрепление здоровья ребенка, совершенствование физического развития, повышение сопротивляемости и защитных свойств организма, улучшение физической и умственной работоспособности.
2) Представьте образовательные задачи: формирование привычек здорового образа жизни, элементарных навыков охраны собственного здоровья, развитие психофизических качеств, привитие навыков правильной осанки, личной и общественной гигиены, овладение специальными знаниями, связанными с физической культурой.
3) Раскройте воспитательные задачи: привитие интереса к знаниям физическими упражнениями, формирование потребности заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих, комплексное решение задач нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания в процессе физического воспитания.
Задание 3. Заполните таблицу «Условия физического воспитания детей».
Санитарно-гигиенические факторы | Эколого-природные факторы | Физические упражнения оздоровительной направленности |
Тема 4. Основы обучения ребенка двигательным действиям.
Задание.Напишите реферат по проблеме обучения детей ходьбе, бегу, упражнениям в равновесии, прыжкам и др.
Тема 5. Физическое воспитание детей раннего возраста.
Задание. Составьте методические рекомендации по организации физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми 1 года жизни.
Раздел 2. Организация и методика проведения различных видов
Двигательной деятельности ребенка
Тема 6. Гимнастика организация и методика проведения строевых упражнений.
Задания:
1. Раскройте роль строевых упражнений в психофизическом развитии ребенка.
2. Подготовьтесь к презентации терминологии используемой для обучения детей строевым упражнениям.
3. Опишите методику обучения детей СУ в разных возрастных группах (по выбору студентов).
Форма отчетности:конспекты первоисточников, картотека команд, указаний и распоряжений для разных возрастных групп при выполнении строевых упражнений.