Система образования включает компоненты

1. дошкольное образование

2. школьное образовании

3. профессиональное среднее образование

4. профессиональное высшее образование

5. послевузовское образование

6. дополнительное образование (дома ю.техников, кружки)

Сегодня в России создается многовариативная разноуровневая многопроф-ая система образования. В основе ее базовые принципы:

1. демократизация

2. альтернативность

3. открытость

4. гуманизация

5. гуманитаризация

6. принцип дифференциации и т.д.

Современная школа должна ориентироваться на удовлетворение образовательных потребностей личности, семьи, общества. Д.б.направлена на развитие и совершенствование наклонностей, интересов школьника, способствовать самоопределению, самореализации. Для этого школа должна быть многовариантной, диф-ной

Для того, чтобы школа была разной она должна различаться основаниями:

Виды образовательных учереждений

Типы: общеобразовательные, проффесиональные

Гимназия-общеобразовательное учереждение повышенного уровня образования, разных профилей, на базе широкого гуманитарного образования. Цель-подготовка выпускников с компетентным уровнем образованности для поступления в ВУЗы. Прогимназия 5-9, собственно гимназия 10-11. Можно с любой ступени, система отбора учащихся. 2 языка минимум

Лицей может быть общеобразовательный и профессиональный. Общеобр учереждение повышенного уровня образования, имеющее опр специализацию и профильную направленность. 4 и 2 года. 1 язык

Образовательный центр – разноуровневое и многопрофильное общеобр учреждение, предоставляющее учащимся выбор образовательных программ, соответствующих их потребностям и возможностям. Обр программ: базовые, повышенные, корреляционно-компетентностные, дополнительные.

Авторская школа - общеобр уч-ие, где пед коллективом разрабатывается и реализуется специфическая пед с-ма, отличающаяся содержанием, организацией обр-го процесса.

Реальная школа - тенденция диверсификации разнообразия

А) школоа, которая предоставляет возможность любому ребенку достигнуть уровня функциональной грамотности пр. основная реальная школа до 9 кл

Б) школа, реализующая обр-ые программы прикладной направленности.

Образовательный комплекс – объединение различных обр-х учреждений, обеспечивающих непрерывность и преемственность образования (школа-универ, ясли-сад, школа-интернат)

Учереждения дополнительного образования детей – спортивные, музыкальные, ДДЮТ. Цель-расширение общего образования и развития личности, ее задатков, способностей. Есть однопрофильные и многопрофильные.

Колледж – профессионального типа – учреждение профессионального образования, начального, среднего или высшего. Цель-подготовка подготовка выпускников к конкретной проф-й д-ти

Дифференциация образования. Виды и типы образовательных программ в совр.системе образования.

В январе 1992 г. Закон РФ об образовании.

Образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания и интересах человеческого общества, государства, сопр. констанцией достижения гражданина, определяемых государственным уровня знаний.(сов-ть знаний и компетенций, которыми владеет человек, специально организованный процесс овладения, социальный институт воспроизводства культуры, сфера прфф д-сти специалистов, становление качеств личности)

Дифференциация – это ориентация образовательных учреждений на достижения учащихся или студентов при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса. Дифференциация может воплощаться на практике разными способами, например, через группировку учащихся по признаку их успеваемости; разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору; разделение учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в развитии; составление индивидуальных планов и образовательных маршрутов для отдельных учащихся или студентов в соответствии с интересами и профессиональной ориентацией и т. д.

З-н РФ об образовании

Образовательные программы определяют содержание образования,определенного уровня и направленности.

1 Нормативный документ, определяющий содержание и организацию образовательного процесса на конкретном этапе и уровне развития.

2. Образовательный маршрут самого учащегося

Структура

1. Цели программы

2 Учебный план (инвариантная часть-общая для всех, вариантная различная)

3. Комплект учебных программ – отображает материал, основные дидактические единицы, подзаголовки

4. Набор программ внеучебной д-ти

5 Описание организационно-пед условий и пед технологий (способы преподавания, обед, перерывы)

6. Система методик пед д-ти Способы, с помощью которых педагоги получают инфо о качестве усвоения материала

7 Описание ожидаемых результатов и дальнейших направлений обр-го маршрута

Типы:

общего, профессионального, дополнительного

Начальное, основного, среднего, высшего

: начальное, среднее, высшее

Образовательные программы общего образования:

Начального: базовая, расширенная, компенсирующая, индивидуальная, реабилитационная.

Основного: базовая, углубленная, профильная, компенсирующая, индивидуальная, реабилитационная (лиц, гим)

Среднего: профильная, углубленная, лицейская, гимназическая, специализированная.

Типы образовательных программ:

1. ориентационная – формирование личностных ориентиров

2. фундаментальная – освоение фунд.знаний в опр.научной области

3. прикладная (технологическая) – создает условия для совокупности умений, способов действия

4. смешанная

Наши рекомендации