Последствия конфликтов

-Негативные последствия:

-Отношения конкуренции между людьми.

-Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.

-Представления о противоположной стороне как о «враге», о своей позиции – как об исключительно положительной, о позиции оппонента – только как об отрицательной.

-Сворачивание или полное прекращение взаимодействия с другой стороной, препятствующее достижению общих целей.

-Убеждение, что «победа» в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы.

-Чувство обиды, неудовлетворенности, плохое настроение, снижение мотивации учебной деятельности.

Позитивные последствия:

-Проблема решается таким путем, который устраивает все стороны, и в результате люди чувствуют себя причастными к решению важной для них проблемы.

-Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.

-Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов и могут использовать его в будущем.

-Эффективное разрешение конфликтов между преподавателями и учащимися разрушает так называемый «синдром покорности» - страх открыто высказывать свое мнение, отличное от других.

-Улучшаются отношения между людьми.

Правила разрешения конфликта:

1.Выявить предмет, источник причину конфликта;

2.Не заменять предмет конфликта (не переходить на личности);

3.Надо знать, как развивается конфликт (стадии);

4.Необходимо внимательное отношение к обеим сторонам конфликта. Надо выяснить, чего добивается инициатор конфликта, какова его цель – деловые самоутверждение, амбиции и т.д;

5.Нужна правильная оценка стиля поведения обеих сторон. В конфликте не должно быть победителей, чтобы он не развился дальше;

6.Нельзя переоценивать или недооценивать заслуги и личность участников, чтобы не ущемить одну из сторон.

С конфликтом, как с явлением неизбежным, не надо бороться. Ими надо управлять. Правильно организованное взаимодействие в ходе конфликта – это верный, хотя и нелегкий путь к согласию.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 9

1. Научно-теоретическая профессиографическая модель преподавателя высшей школы, ее содержательная характеристика.

2. Смоделировать профессиографическую модель тьютора студенческой группы

1. Научно-теоретическая профессиографическая модель преподавателя высшей школы, ее содержательная характеристика.

Профессиограмма – научно-теоретическая модель специалиста, в которой представлены совокупность необходимых профессиональных знаний, умений и навыков, а также профессионально значимых личностных качеств.

Профессиограмма преподавателя вуза – научно-теоретическая модель личности преподавателя, отражающая требования к его личностных качествам, профессиональным знаниям, умениям и навыкам.

Профессиограмма преподавателя состоит из разделов.

Раздел 1. Свойства и характеристики личности преподавателя

В этом разделе представлены профессионально значимые личностные качества преподавателя, такие как научная эрудиция, профессионально-педагогическая культура, педагогическое мастерство, интеллигентность, профессионально-педагогическая направленность, педагогическое мышление, увлеченность педагогической деятельностью, высокий уровень общей культуры и эрудиции, педагогическая наблюдательность, педагогический такт, требовательность и справедливость, уважительность, коммуникабельность, педагогический оптимизм, интерес к общению со студентами, интеллектуальная активность, чувство нового и др.

Раздел 2. Специальная подготовка преподавателя

В данном разделе представлены требования к знаниям и умениям преподавателя по специальности.

Специальные знания

- знание предмета на уровне науки;

- знание современных достижений и перспективных направлений развития данной науки;

- знание современного состояния данной отрасли производства;

- знание области профессиональной деятельности по специальности;

- знание ГОС ВПО;

- знание действующих вузовских учебных программ и учебников по предмету;

- знание цели и задач обучения предмету;

- знание места своей дисциплины в общей системе подготовки специалиста.

Специальные умения

- умения по специальности ………….

Раздел 3. Психолого-педагогическая подготовка преподавателя

В данном разделе представлена совокупность необходимых для успешной педагогической деятельности знаний и умений из области педагогики и психологии.

Психолого-педагогические знания

- знание педагогики и психологии высшей школы (теория обучения, теория воспитания, психология студенчества и др.);

- знание теории педагогической деятельности;

- знание современных концепций высшего профессионального образования;

- знание методики обучения предмету.

Педагогические умения

- диагностические умения;

- проектировочные умения;

- конструктивные умения;

- коммуникативные умения;

- организаторские умения;

- аналитические умения

Раскроем более детально вопрос о педагогических умениях.

Содержание профессиональной деятельности преподавателя вуза.

В содержании деятельности вузовского преподавателя выделяют:

а) учебную работу (аудиторную и внеаудиторную);

б) внеучебную работу.

Ученая работа преподавателя связана с проведением аудиторной и внеаудиторной форм обучения студентов. К аудиторным видам работы относятся: чтение лекций, проведение семинарских, практических и лабораторных занятий. К внеаудиторным видам учебной работы относятся: проведение консультаций, зачетов, экзаменов, руководство курсовыми и выпускными квалификационными работами, руководство практикой, проверка контрольных работ, контроль СРС.

Учебная нагрузка планируется на каждого преподавателя в строгом соответствии со штатным расписанием (должности – ассистент, преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор).

Внеучебнаяработа преподавателя складывается из следующих ее видов:

а) учебно-методическая работа;

б) научно-исследовательская работа;

в) воспитательная работа;

г) организационно-методическая работа.

Внеучебная работа преподавателя составляет «подводную» часть нагрузки и занимает вторую половину дня.

Учебно-методическая работа преподавателя включает в себя:

- подготовка к лекциям

- подготовка к практическим занятиям

- разработка учебно-методических комплексов, учебных программ

- разработка содержания лекций по новому курсу

- разработка содержания семинарских (практических) занятий

- разработка тестов, задач, контрольных заданий

- разработка электронных учебных и методических пособий

- составление экзаменационных вопросов

- разработка и подготовка к изданию новых учебных пособий

- подготовка к переизданию методической литературы

- редакционная работа

- подготовка наглядных, мультимедийных пособий для учебного процесса

- осуществление рейтингового контроля знаний студентов

- проведение и посещение открытых занятий

- участие в работе методических комиссий и советов факультета, вуза.

Научно-исследовательская работа преподавателя включает в себя:

- выполнение запланированных госбюджетных и внебюджетных научно-исследовательских работ

- участие в научных конференциях

- подготовка монографий, научных статей

- участие в международных, федеральных, республиканских и отраслевых грантах и проектах

- работа над кандидатскими и докторскими диссертациями

- работа в качестве оппонента или научного рецензента

- научное редактирование научных сборников, научных отчетов

- руководство научным кружком или проблемной группой студентов. магистрантов, аспирантов

- руководство экспериментальной площадкой

- подготовка студентов к участию в олимпиадах, конкурсах, научных конференциях, выставках.

Воспитательная работа преподавателя включает в себя:

- работа в качестве куратора академической группы

- подготовка и проведение воспитательных форм работы в студенческих группах (беседы, диспуты)

- работа в студенческом общежитии

- руководство клубами, секциями, кружками и др.

- подготовка и участие в общеуниверситетских и факультетских воспитательных мероприятиях.

Организационно-методическая работа включает в себя:

- выполнение поручений ректората, деканата

- подготовка докладов к заседаниям Ученого совета университета, совета факультета, кафедры

- выполнение общекафедральных поручений

Таким образом, профессиональная деятельность преподавателя вуза представляет собой комплексный вид педагогической деятельности, требующий от него обширных и глубоких знаний, развитых умений как по специальности, так и педагогике высшей школы.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 8

1. Содержательная характеристика инновационных технологий воспитания и психолого-педагогической поддержки субъектов образования (технология психолого-педагогической поддержки индивидуальности ребенка; технологии профессионально-личностного роста; технологии формирования готовности к самостоятельной успешной профессиональной деятельности и др.).

2. Представить модель образовательной среды с конфликтными элементами. Предложить технологию совместной деятельности школьного социального педагога и психолога, обеспечивающую психологическую безопасность образовательной среды.

1. Содержательная характеристика инновационных технологий воспитания и психолого-педагогической поддержки субъектов образования (технология психолого-педагогической поддержки индивидуальности ребенка; технологии профессионально-личностного роста; технологии формирования готовности к самостоятельной успешной профессиональной деятельности и др.).

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии.

1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации школы: от освоения школьниками начальных сведений об информатике к использованию компьютерных программных средств при изучении общеобразовательных предметов, а затем к насыщению элементами информатики структуры и содержания образования, осуществления коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе применения информационных технологий. В результате в школьной методической системе появляются новые информационные технологии, а выпускники школ имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности. Данное направление реализуется посредством включения в учебный план новых предметов, направленных на изучение информатики и ИКТ. Опыт применения показал: а)информационная среда школы открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов; б) информатизация обучения привлекательна для ученика в том, что снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений "учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям "ученик-компьютер-учитель”, повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы;

в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.

В настоящее время можно вполне определенно говорить о нескольких типах проектирования.

Прежде всего, это психолого-педагогическое проектирование развивающих образовательных процессов в рамках определенного возрастного интервала, создающих условия становления человека подлинным субъектом собственной жизни и деятельности: в частности, обучения - как освоения общих способов деятельности; формирования — как освоения совершенных форм культуры; воспитания — как освоение норм общежития в разных видах общности людей.

Далее — это социально-педагогическое проектирование образовательных институтов и развивающих образовательных сред, адекватных определенным видам образовательных процессов; а главное — адекватных традициям, укладу и перспективам развития конкретного региона России.

И, наконец, собственно педагогическое проектирование — как построение развивающей образовательной практики, образовательных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности.

Именно здесь возникает особая задача проектно-исследовательской деятельности по обеспечению перехода от традиционного образования (традиционной школы, традиционных систем управления, традиционного обучения и воспитания) к образованию инновационному, реализующему общий принцип развития человека.

Так, в психологии развития необходимо специальное проектирование возрастных нормативов (как определенного комплекса индивидуальных способностей ребенка в конкретном возрастном интервале) и критериев развития на разных этапах онтогенеза .

В педагогике развития — это проектирование развивающих образовательных программ, адекватных возрастным нормам, переведенных на язык образовательных технологий, т. е. через ЧТО? и КАК? это развитие будет осуществляться.

В образовательной практике — это проектирование детско-взрослых общностей в их культурно-деятельностной определенности, т. е. проектирование такого образовательного пространства, где данное развитие может быть осуществлено.

Иными словами, проектирование системы развивающего и развивающегося образования возможно, если одновременно осуществляются: психологическое исследование возрастно-нормативных моделей развития личности, педагогическое конструирование образовательных программ и технологий реализации этих моделей, соорганизация всех участников образовательного процесса, проектирование условий достижения новых целей образования и средств решения задач развития.

Примеров проектной работы, которая ведется в современном отечественном образовании, можно насчитывать, наверное, уже сотнями. Обозначим лишь несколько типов такой работы:

● на уровне отдельного педагога — это проектирование образовательных программ, включающих в себя учебную, воспитательную, педагогическую подпрограммы;

● на уровне руководителя образовательной структуры - это проектирование типа образования, обеспеченного системой конкретных образовательных программ;

● на уровне управления в образовании — это проектирование программ развития образовательных структур разного типа, набор которых адекватен наличному контингенту детей, учащихся, студентов;

● на уровне политики в образовании — это проектирование образовательной системы как социокультурной инфраструктуры конкретного региона или страны в целом.

2. Личностно – ориентированные технологии в преподавании предмета

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.

3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьника

Применение такой инновационной технологии, как информационно – аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно – обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.

4. Мониторинг интеллектуального развития

Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.

5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика

Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах детского творчества и др.

6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ

Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.

7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы

Предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех или иных инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими специалистами в этой области.

Таким образом, опыт современной российской школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения.

Новые образовательные стандарты вводят новое направление оценочной деятельности – оценку личных достижений. Это связано с реализацией гуманистической парадигмы образования и личностно-ориентированного подхода к обучению. Для общества становится важным объективировать личные достижения каждого субъекта образовательного процесса: ученика, учителя, семьи. Введение оценки личных достижений обеспечивает развитие следующих компонентов личности: мотивации саморазвития, формирования позитивных ориентиров в структуре Я-концепции, развитие самооценки, волевой регуляции, ответственности.

Поэтому в стандартах в итоговую оценку ученика включается и накопленная оценка, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений на протяжении всех лет обучения в школе.

В качестве оптимального способа организации накопительной системы оценки выступает портфолио. Это способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов учащегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. Иными словами – это форма фиксации самовыражения и самореализации. Портфолио обеспечивает перенос «педагогического ударения» с оценки на самооценку, с того, что человек не знает и не умеет на то, что он знает и умеет. Значимой характеристикой портфолио является его интегративность, включающая количественную и качественную оценки, предполагающая сотрудничество ученика, педагогов и родителей в ходе его создания, и непрерывность пополнения оценки.

Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:

● диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени);

● целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);

● мотивационную (поощряет учащихся, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов);

● содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и выполняемых работ);

● развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу);

● рейтинговую ( показывает диапазон и уровень навыков и умений);

следует все же добавить:

● обучающую (создает условия для формирования основ квалиметрической компетентности);

● корректирующую (стимулирует развитие в условно задаваемых стандартом и обществом рамках).

Для учащегося портфолио – это организатор его учебной деятельности, для учителя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.

В данном контексте учеником следует считать любого обучающегося, а учителем – руководителя процесса обучения.

Известны несколько типов портфолио. Наиболее популярны следующие:

● портфолио достижений

● портфолио – отчет

● портфолио – самооценка

● портфолио – планирование моей работы

(любой из них имеет все характеристики, но при планировании рекомендуется выбирать одну, ведущую)

Выбор типа портфолио зависит от цели его создания.

Наши рекомендации