Идеология и социализация

Социализация в современной России содержательно существенно изменилась в связи с политико-идеологическими и социально-политическими процессами, происходящими в обществе, в кото­ром на смену идеологии тоталитаризма пришел неустойчивый и весьма подвижный плюрализм.

Идеологический плюрализм создал во многом новую ситуа­цию стихийной социализации и самоизменения человека. Плю­рализм предполагает сознательный и ответственный выбор че-

ловеком своих нравственных и идеологических ориентиров. Трудность выбора, неудовлетворенность социальной практикой, исторически сформировавшееся у широких слоев населения не­умение делать выбор приводят к нежеланию его делать, к отказу от выбора.

Свобода убирает не только препятствия на пути человека, но и его «подпорки». Это порождает в переходном обществе неоп­ределенность ситуации. А неопределенность может вызвать у живого существа одно из трех базовых отрицательных эмоцио­нальных состояний - или депрессию, или тревогу, или агрессию. Это весьма опасно, ибо утрата ценностей, с одной стороны, и неспособность сделать выбор новых, с другой, ведут к тому, что, потеряв ориентиры, человек теряет цель и надежду и нередко «обращается в чудовище», как писал Ф. М. Достоевский.

Идеологическая неопределенность, социально-политическая изменчивость, стремительная социальная дифференциация обще­ства существенно влияют и на воспитание как социально контро­лируемую социализацию. Наиболее кардинально и ярко это про­является в том, что задачи воспитания и его содержание в изме­няющемся обществе имеют принципиальные отличия от стабиль­ного общества(В. Розин).

С точки зрения определения задач воспитания важно то, что в стабильном обществе интересы, возможности разных социаль­ных слоев, профессиональных и возрастных групп относительно гармонизированы, что определяет их заинтересованность в под­держании стабильности. В связи с этим перед воспитанием в стабильном обществе объективно стоит задача развития челове­ка в процессе и в результате трансляции сложившейся в общест­ве культуры от поколения к поколению и от элитарных слоев к низшим (независимо от любых идеологических и педагогических деклараций). При этом вопрос «что транслировать?» объектив­но не стоит, хотя он и может активно обсуждаться.

В нестабильном, изменяющемся обществе, для которого харак­терны переход от одного типа общества к другому или существен­ное изменение общества внутри одного типа, ситуация принципи­ально иная. В нем отсутствует социальный консенсус, т. е. интересы разных социальных, профессиональных и даже возрастных групп не стыкуются, противоречат друг другу. Большую часть их объеди­няет лишь согласие в том, что это общество надо изменить. Но в вопросе о том, что надо изменить, а тем более в каком направлении изменить, единства нет.

Меняющееся общество не в состоянии ставить реальные и адек­ватные задачи перед воспитанием, ибо оно не имеет устоявшегося канона человека и устойчивого сценария своего развития, оно лишь

пытается определить свои ценности и их иерархию, нащупать но­вые идеологические установки. Оно лишь знает, что нужно воспи­тывать «другого» человека и делать это «по-другому».

В условиях меняющегося общества перед воспитанием фактиче­ски стоит задача одновременно с обществом искать ответ на вопрос «что развивать в человеке?», а вернее, «в каком направлении его развивать?» и соответственно параллельно искать ответ на вопрос «как это делать?».

Подобная ситуация существенно влияет на функционирование в обществе воспитания как социального института. ВоспитаниеВ современных модернизированных общест-как социальный вах существует целая система социальных ин-институт ститутов - исторически сложившихся ус­тойчивых форм совместной деятельности членов общества по использованию общественных ресурсов для удовлетворения тех или иных социальных потребностей (эконо­мические, политические, культурные, религиозные и др.).

Воспитание как социальный институт возникло для организа­ции относительно социально контролируемой социализации чле­нов общества, для трансляции культуры и социальных норм, чем озабочены семья, религиозные организации и организации, соз­данные для реализации социального воспитания, а в целом для создания условий удовлетворения социальной потребности - ос­мысленного взращивания членов общества.

Воспитание как социальный институт представляет собой раз­вивающийся феномен, который возникает на определенном этапе развития конкретного общества, автономизируясь от процесса социализации.

Нарастающее усложнение структуры и жизнедеятельности каж­дого конкретного общества приводит к тому, что на определен­ных этапах его исторического развития:

- воспитание дифференцируется на семейное, религиозное и социальное, роль, значение и соотношение которых не являются неизменными;

- воспитание распространяется от элитарных слоев общества к более низшим и охватывает все большее количество возрастных групп (от детей до взрослых);

- в процессе социального воспитания выделяются как его со­ставляющие сначала обучение, а затем образование;

- появляется коррекционное воспитание;

- меняются задачи, содержание, стиль, формы и средства вос­питания;

- растет значение воспитания, оно становится особой функци­ей общества и государства, превращается в социальный институт.

Воспитание как социальный институт включает в себя ряд эле­ментов:

совокупность семейного, социального, религиозного и коррекционного воспитания;

набор социальных ролей: воспитуемые, воспитатели-про­фессионалы и волонтеры, члены семьи, священнослужите­ли, руководители государственного, регионального, муни­ципального уровней, администрация воспитательных ор­ганизаций;

воспитательные организации различных видов и типов;

системы воспитания и органы управления ими на государ­ственном, региональном, муниципальном уровнях;

набор позитивных и негативных санкций, как регламенти­рованных документами, так и неформальных (определяемых традициями, обычаями и т. д.);

ресурсы: личностные (качественные характеристики субъ­ектов воспитания - детей и взрослых, уровень образования и профессиональной подготовки воспитателей), духовные (ценности и нормы), финансовые, материальные (инфраст­руктура, оборудование, учебно-методическая литература и пр.).

Воспитание как социальный институт имеет определенные функции в общественной жизни. Наиболее общие функции воспи­тания следующие:

- создание условий для относительно целенаправленного взра­щивания и развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей, которые могут быть реализованы в процессе воспи­тания;

- подготовка необходимого для функционирования и устойчиво­го развития общества «человеческого капитала», способного и гото­вого к горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;

- обеспечение стабильности общественной жизни через трансля­цию культуры и способствование ее преемственности и обновле­нию;

- способствование интеграции стремлений, действий и отно­шений членов общества и относительной гармонизации интересов половозрастных, социально-профессиональных и этноконфессиональных групп (что является предпосылками и условиями внут­ренней сплоченности общества).

Отметим некоторые существенные различия семейного, рели­гиозного, социального и коррекционного воспитания - составных частей воспитания как социального института.

В основе религиозного воспитания лежит феномен сакральности (т. е. священности), и значительную роль в нем играет эмоциональный компонент, который становится ведущим в се­мейном воспитании. В то же время в социальном и коррекционном воспитании главенствует рациональный компонент, а эмо­циональный играет существенную, но лишь дополняющую роль.

Существенно различаются семейное, религиозное, социаль­ное и коррекционное воспитание по принципам, целям, содер­жанию, средствам, как осознаваемым и формулируемым, так в еще большей мере имплицитно (несформулированно) присущим каждому из этих видов воспитания в конкретном обществе.

И наконец, четыре вида воспитания принципиально отличаются друг от друга характером доминирующей взаимосвязи субъектов воспитания.

В семейном воспитании взаимосвязь субъектов (супругов, де­тей, родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер) имеет кровно­родственный характер.

В религиозном воспитании, которое осуществляется в религиоз­ных организациях, взаимосвязь субъектов (священнослужителей с верующими и верующих между собой) имеет конфессионально-общинный характер, т. е. она определяется исповедуемым ими ве­роучением и отношениями, складывающимися в соответствии с вероучительными принципами.

Социальное и коррекционное воспитание осуществляются в организациях, создаваемых для этой цели. Взаимосвязь субъектов этих видов воспитания (индивидуальных - воспитателей и воспи-туемых, воспитуемых между собой; групповых - коллективов;

социальных - организаций, органов управления и др.) имеет ин­ституционально-ролевой характер.

Воспитание как социальный институт, обладая универсальными элементами и характеристиками, имеет более или менее существен­ные различия, связанные с историей развития, социально-эконо­мическим уровнем, типом политической организации и культурой того или иного общества.

ГОСУДАРСТВО

Государство - понятие политолого-юридическое. Государство -звено политической системы общества, которое обладает власт-

О понятии ными функциями. Оно представляет собой «государство" совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций (правительственный аппарат, административные и финансовые органы, суд и пр.), осуществ­ляющих управление обществом.

Государство можно рассматривать как фактор стихийной со­циализации постольку, поскольку характерные для него полити-Государство ка, идеология, экономическая и социальная и стихийная практика создают определенные условия для социализация жизни его граждан, их развития и самореализации. Дети, подростки, юноши, взрос­лые, более или менее успешно функционируя в этих условиях, вольно или невольно усваивают нормы и ценности, как деклари­руемые государством, так и в еще большей мере реализуемые в социальной практике. Как известно, они полностью никогда не совпадают, а в определенные периоды истории государства могут быть противоположными. (Все это определенным образом может влиять и на самоизменение человека в процессе социализации.)

Государство Государство осуществляет относительно и относительно направляемую социализацию своих граждан, направляемая принадлежащих к тем или иным половозра-социализация стным, социально-профессиональным, на-

ционально-культурным группам. Относи­тельно направляемая социализация тех или иных групп населения объективно осуществляется государством в процессе решения им задач, необходимых для реализации своих функций.

Так, государство определяет возрасты: начала обязательного обучения (и его продолжительность), совершеннолетия, вступления в брак, права вождения автомобилей, призыва на службу в армию (и ее продолжительность), начала трудовой деятельности, выхода на пенсию. Государство законодательно стимулирует и порой фи­нансирует (или, наоборот, сдерживает, ограничивает и даже запре­щает) развитие и функционирование этнических и религиозных культур. Ограничимся лишь этими примерами.

Таким образом, относительно направляемая социализация, осу­ществляемая государством, будучи адресованной большим группам населения, создает определенные условия конкретным людям для выбора жизненного пути, для их развития и самореализации.

Государство Государство осуществляет более или менее и воспитание эффективную социально контролируемую

социализацию своих граждан, создавая для этого как организации, имеющие своими функциями воспитание определенных возрастных групп, так и создавая условия, кото­рые вынуждают организации, в чьи непосредственные функции это не входит, в той или иной мере заниматься воспитанием.

Воспитание становится одной из важнейших функций государ­ства начиная с серединыXIX в. Государство совершенствует вос­питание, добиваясь того, чтобы оно эффективно формировало человека, соответствующего социальному заказу, определяемому

общественным и государственным строем. Для этого оно выраба­тывает определенную политику в сфере воспитания и формирует государственную систему воспитания.

Государственная политика в сфере воспитания - определение задач воспитания и стратегии их решения, разработка законода­тельства и выделение ресурсов, поддержка воспитательных ини­циатив, что в совокупности должно создать необходимые и дос­таточно благоприятные условия для развития и духовно-ценностной ориентации подрастающих поколений в соответствии с позитивным интересами человека и запросами общества.

Государственная система воспитания - совокупность государ­ственных организаций, деятельность которых направлена на реа­лизацию воспитательной политики государства. Она включает в себя три уровня - федеральный, региональный (уровень субъектов федерации) и муниципальный (города, районы). Государственная Государственная система воспитания вклю-система воспитания чает в ceбя несколько элементов:

1. Соответствующие законодательные и иные акты, являющиеся основой системы и определяющие состав входя­щих в нее организаций и порядок ее функционирования.

Государственная система воспитания включает в себя большой спектр различных воспитательных организаций:

учебно-воспитательные учреждения различного типа (детсады, общеобразовательные и профильные школы, ли­цеи, гимназии,ПТУ, техникумы, колледжи, курсы и т. д.);

учреждения для детей, подростков, юношей с существенно ослабленным здоровьем;

учреждения для одаренных в тех или иных сферах познания и видах деятельности, а также имеющих устойчивые интере­сы, ярко выраженные способности;

организации, занимающиеся социально-культурным и дру­гими видами оздоровления микросреды; индивидуальной и групповой опекой детей, подростков, юношей;

учреждения для детей, подростков, юношей с психосоматиче­скими и (или) социальными отклонениями и (или) дефектами;

организации, занимающиеся перевоспитанием и реабилита­цией.

С течением времени увеличивается многообразие воспитатель­ных организаций в связи с усложнением социально-экономи­ческих и культурных потребностей общества, меняются их роль и значение в системе воспитания.

2. Определенные средства, выделяемые государством для ус­пешного функционирования системы воспитания. Эти средства подразделяются: на материальные (инфраструктура, оборудова­ние, учебные пособия и т. п.), финансовые (бюджетные, внебюд­жетные, частные инвестиции), духовные (ценности, передавае­мые в процессе воспитания, личностные ресурсы его субъектов и

пр.).

3. Набор социальных ролей, необходимых для реализации функций воспитания: организаторы воспитания на федераль­ном, региональном, муниципальном и локальном (в рамках кон­кретной воспитательной организации) уровнях; воспитатели-профессионалы различной специализации (учителя, воспитате­ли, тренеры, социальные работники и пр.); воспитатели-волонтеры (добровольцы, общественники); воспитуемые раз­личного возраста, половой и социально-культурной принадлеж­ности.

4. Набор определенных санкций, применяемых в отношении организаторов, воспитателей и воспитуемых. Санкции делятся на позитивные (поощрительные) и негативные (осуждающие, нака­зывающие).

5. Определенные ценности, культивируемые государственной системой воспитания, которые адекватны типу социально-поли­тической, экономической и идеологической систем общества.

6. Органы управления воспитанием на федеральном, регио­нальном и муниципальном уровнях, благодаря которым государ­ственная система воспитания функционирует и развивается.

Органы управления реализуют ряд функций, в результате че­го воспитание становится системным образованием. Они разра­батывают стратегию воспитания в пределах своей компетенции (на федеральном, региональном или муниципальном уровне) и создают необходимую для ее реализации инфраструктуру (сово­купность организаций, обеспечивающих организационно, мате­риально, содержательно и методически процесс социального и коррекционного воспитания). Другой функцией органов управ­ления является обеспечение системы воспитания необходимыми средствами и кадрами (их подготовка и переподготовка; при­влечение, отбор и работа с кадрами). Третьей функцией органов управления можно считать определение в пределах их компе­тенции состояния системы воспитания; изучение тенденций и выявление проблем ее развития.

Эффективность государственной системы воспитания во мно­гом зависит от того, насколько в содержании, формах, методах и стиле воспитания реализуется принцип культуросообразности воспитания.

Наши рекомендации