Тема 5. «Защитим права детей»
Форма:Практикум.
Подготовительный этап:
Студентам дается предварительное задание (за 2 недели до семинара):
1. Провести анкетирование родителей (любых: своих, знакомых, друзей – репрезентативный анализ каждого студента должен быть не менее 10 человек).
Анкетирование родителей:
— Что вы знаете о правах детей?
— Нужно ли рассказывать детям об их правах?
— Кто, по-вашему, это должен делать? С какого возраста следует начинать информировать детей об их правах и обязанностях?
— Какие вопросы, связанные с правами детей, вами иобязанностями родителей, вас волнуют больше всего?
— Наказываете ли вы своих детей? Как часто? Какие виды наказаний вы считаете приемлемыми?
2. Представить, разбившись на группы, теоретический материал по проблеме в виде информационных презентаций:
1 группа – Государство и семья (студенты освещают правовые документы разных стран, включая Россию регламентирующие права семьи).
2 группа – Права ребенка (студенты раскрывают содержание международных и российских документов по правам детей);
3 группа- Насилие детей (в семье и пр.).
Методические рекомендации для преподавателей!
· Информационные презентации студенты проводят в различных формах по свободному выбору (в виде устного журнала, газеты, интервью, мультимедийной презентации и пр.).
· Заранее оговаривается время презентации и критерии оценки презентации (содержание, оформление, форма защиты и пр.).
Ход семинара
1.Вступительное слово преподавателя: Семинар посвящен проблеме правого просвещения студентов (родителей). Задача преподавателя познакомить их с основными международными и российскими нормативно-правовыми актами, в которых закреплены права детей, права и обязанности родителей.
Необходимость такого разговора с родителями обуславливается их недостаточной информированностью в области прав детей, своих прав и обязанностей. Данные социологических исследований свидетельствуют о том, что только 8% родителей, по их мнению, хорошо знают семейное законодательство, семейные, международные и российские документы о правах детей. Почти половина из опрошенных матерей и отцов никогда не читали литературы, содержащей информацию о правах детей. Вместе с тем важность и необходимость пополнить свои знания в области прав детей, прав и обязанностей родителей признают 71% респодентов.
2. Анализ анкетирования студентами родителей.
Методические рекомендации для преподавателей!
· Преподаватель заранее собирает все анкеты и, обобщив результаты, докладывает их студентам на семинаре.
· Можно заслушать индивидуальные выступления студентов по их исследованию. Обобщение результатов проводится непосредственно на семинаре.
· Можно заранее студентов объединить в группы, чтобы они провели обобщенный анализ анкеты в виде презентации.
3. Информационная презентация «Правовое поле детей: государство и семья» по группам.
4. Практикум - «Решение жизненных ситуаций по защите прав детей».
Блок 1 - «Ребенок в семье».
Ситуации:
· Родители постоянно ссорятся (кричат друг на друга, дерутся, используют неформальную лексику). Ребенок при этом плохо спит, не высыпается, нервозный. Нарушены ли в этом случае его права?
· Родители разводятся и делят ребенка. Каковы права ребенка при разводе родителей? Может ли суд отдать права на проживание ребенка с отцом?
· Родители физически наказывают ребенка, например, отец за любую провинность бьёт сына, а мать, боясь гнева мужа, не может его защитить. Как разрешить такую ситуацию? Лишают ли родительских прав в российской семье (в других странах) за физические наказания ребенка?
· Ребенок провинился дома (разбил любимую вазу мамы, сломал телевизор, испортил папину вещь, потихоньку вынимает деньги у родителей из кошелька и др.) Что делать родителям?
Блок 2 – «Ребенок в школе».
Ситуации:
· Директор «престижной» школы не принимает документы на обучение ребенка, мотивируя отсутствием свободный мест в классе. Могут ли настаивать родители о принятии ребенка в данную школу в случаях:
- если школа находится на территории микрорайона, где проживают родители;
-если родители живут в другом микрорайоне города;
-если директор настаивает на вступительном спонсорском взносе в фонд развития школы;
- если ребенок находится под опекой?
· Ребенок нарушил дисциплину в школе (подрался с мальчиком, обидел девочку, нагрубил учительнице, опаздывает на уроки или «прогуливает» их, получил двойку по предмету, постоянно отвлекается на уроке, курит в туалете или на территории школы, разбил стекло в классе и др.). Что делать родителям?
· Учитель злоупотребляет своим служебным положением (оскорбляет и унижает ребенка при всем классе, постоянно занижает отметку по предмету, ударил ребенка, настроил всех детей в классе против ребенка и пр.). Как родители должны защитить права ребенка?
· Родителям класса не нравится методика преподавания данного учителя по предмету, а старшеклассникам-выпускникам скоро поступать в вуз. Имеют ли право родители требовать у администрации школы о замене педагога в классе?
· Ребенка незаслуженно наказывают в школе (в течение недели он должен убирать класс, учительница поставила ребенка в угол на уроке, ребенок удален с урока за плохое поведение, учительница не разрешает ученику ходить на его уроки, учитель постоянно кричит на детей и др.). Как родителям защитить права ребенка в школе?
Блок 3 – «Здоровье ребенка».
Ситуации:
· Родители отказываются госпитализировать больного ребенка. Имеют ли они на это право? Каковы действия врачей?
· Родители не согласны с назначением лечения ребенка, так как ему становится хуже. Что они могут предпринять в данном случае?
· Вредные привычки родителей влияют на здоровье детей (курение в доме, алкоголизм одного или обоих родителей, наркомания и пр.). В какой мере общественность или государственные органы могут вмешаться в данную ситуацию?
· Ребенок не долечился, а родителям не продляют больничный лист по уходу за ребенком. Что делать?
· Ребенку сделали прививку (например, против гриппа, краснухи, гепатита), или ввели какое-либо лекарство, а у него на данное лекарство или прививку возникла аллергия. Каковы действия медицинских работников и родителей? Могут ли родители подать в суд на медицинских работников за халатное отношение к работе?
Методические рекомендации для преподавателей!
Обсуждение ситуаций можно проводить в различных вариантах:
· Ситуации раздаются и обсуждаются по двум-трем группам в форме дискуссии или соревнования. В данном случае следует обговорить правила проведения дискуссии или критерии оценки соревнования.
· Материалы ситуаций раздаются студентам заранее, чтобы, используя нормативные документы, они смогли подготовиться к обсуждению.
· Студенты могут сами придумать по 1-2 ситуациям команде соперников и т.д.
· Можно создать группу экспертов по правам ребенка, которые будут оценивать работу других групп.
5. Подведение итогов семинара. Рефлексия.
ПРИЛОЖЕНИЕ