Приготовление уроков без понуканий

Вот как одна мать по имени Полин описала неспособность Сэма к обучению: он будет вертеться, свалится со стула, будет медлить, раздражаться и плакать – все, что угодно, но только не проведет карандашом по бумаге. У Полин надомная работа, и поэтому в доме почти всегда хаос; в такой обстановке Сэм легко отвлекается, кроме того, ему не дает покоя его двухлетняя сестренка. Мать, приходя в раздражение, обрушивается на мальчика с предостережениями: или он сделает уроки, или станет нищим бездельником, когда вырастет. Сэм не только не умеет, но уже и не желает сосредотачиваться. Он обозлен, потому что его заставляют выполнять работу, которую ему не хочется выполнять; он часто пускает в ход кулаки, что, конечно же, приводит в ярость его мать: минута-другая – и они, кажется, горло друг другу перегрызут. Ярость, встревоженность и беспорядок совсем не благоприятствуют учению.

Мы усадили Сэма за крепкий стол, который освободили от посторонних вещей, в хорошо освещенной, относительно прибранной комнате. Вначале Сэм являл собой символ сопротивления: его несгибающиеся в локтях руки и навалившийся на стол торс показывали нежелание делать уроки. Поэтому мы научили его расслаблять тело: «Втяни воздух и медленно полностью выдохни – десять раз подряд. Десять вдохов – выдохов – и ты расслабишься». Потом мы показали ему, как можно удобно сидеть за столом – не на краешке стула, но на всем сиденье, держа ступни на полу, а руки – ладонями вверх – на крышке стола. Делая глубокие вдохи, он должен был представлять, как его руки постепенно согреваются. Когда Сэм освободился от напряжения, сопротивление у него тоже исчезло, и он охотно принялся за приготовление уроков.

Сэм был настроен сопротивляться, а Полин едва сдерживала раздражение. Мы посоветовали ей найти незахламленное место в доме, лучше всего в комнате сына, где он мог бы сидеть за рабочим столом, предварительно закрыв дверь, с тем чтобы сестренка не мешала ему. Матери следовало помочь Сэму мысленно расслабиться – но не докучая ему замечаниями, а скорее, приноравливаясь к нему. Радушно предлагая ему по возвращении из школы перекусить (причем здоровую пищу), мать подготовила бы сына к умственной работе – он бы лучше соображал, «заправившись». Что касается выбора времени, то Сэм успешнее мог разделаться с уроками, если брался за них сразу же после школы. (Некоторым ребятишкам прежде требуется поиграть на улице.) Если Сэм не понимал чего-то, Полин следовало коротко и спокойно объяснить ему это, а потом оставить одного за приготовлением уроков. К тому же мать могла умело подстегнуть его, делая ставку на время: «Если сумеешь справиться с этим заданием за двадцать минут, то пойдешь поиграть на улице».

Сэм – не глупый мальчик; он вполне способен справляться с домашним заданием теперь, когда окружающая его обстановка располагает к успешным занятиям, но он – типичный восьмилетний ребенок, который не любит понуканий. Теперь Сэм радуется похвалам, которые слышит от матери и от учительницы, а также наслаждается чувством хорошо сделанного дела. Как правило, он выполняет домашнее задания потому, что ему самому хочется, а не потому, что его принуждают к этому.

Импульсивность

Именно импульсивность доводит ребятишек с АDНD до беды. Они не способны прежде подумать, а потом уже сделать нечто, не способны предвидеть последствия своих действий. На уроках и в общении таких детей характеризуют как порывистых. С ними всегда приключаются какие-то истории и несчастные случаи, потому что они действуют сгоряча. Мяч выкатывается на проезжую часть улицы, и шестилетний ребенок устремляется за мячом, хотя вы сто раз говорили ему о том, что выбегать на дорогу опасно. Ребенок не слушается, не проявляет уважения к вам? Нет, не в этом дело – просто он действует, подчиняясь порыву. Возможно, он даже будет сожалеть о том, что нарушил правило «не выбегать на дорогу». Порыв внезапно овладевает ребенком, и он подчиняется ему без размышлений.

Именно из-за своей импульсивности дети с АDНD незаслуженно получают ярлыки «плохие», «глупые». Поскольку у детей АDНD не проявляется внешним увечьем, страдающих этим расстройством не балуют предложением помощи, им не сочувствуют. Представьте, что в класс на инвалидной коляске вкатывает ребенок с церебральным параличом. Дети будут помогать этому ребенку добраться до его места. У слепого ребенка тоже будут назначенные помощники среди одноклассников. Ребенок с АDНD врывается в класс, налетает на столы, ерзает на стуле и все уроки подряд только и делает, что раздражающе вертит в руках карандаш и постукивает по столу. Такой ребенок становится мучением для одноклассников, и они сторонятся его. Находя способы помочь ребенку справиться с его импульсивной природой, вы можете уменьшить груз его поведенческих проблем и повысить его самооценку. Попробуйте следовать нижеследующим рекомендациям, применяя особые меры воспитания к импульсивному ребенку.

● Заставляйте ребенка выполнять упражнения на развитие способности «сначала думать, потом делать» – например, пусть считает до пяти, прежде чем действует. Побуждайте ребенка думать о последствиях всякого поступка до его совершения и объяснять вам эти последствия. Учите ребенка представлять чувства другого человека и описывать их вам. Прививайте ребенку привычку напоминать себе о необходимости управлять импульсивным поведением: пусть заучит такие «стоп-фразы»: «Посчитай до пяти». «Подожди минутку». «Остановись и подумай». Поупражняйтесь с ним так, чтобы обычные для него ситуации импульсивного поведения включали внутренний механизм напоминаний.

● Если ребенок не в настроении, предлагайте ему выбор с учетом того, что все варианты приемлемы для вас и он в любом случае выполнит необходимое: «Что ты хочешь сделать сначала – почистить зубы или надеть пижаму?» Благодаря выбору ребенок может помедлить и подумать, прежде чем бросится делать что-то; выбор воспитывает в ребенке крайне важную для жизни способность – способность принимать решение. Выбор примиряет ребенка с необходимостью сделать уроки: «Что ты хочешь сделать сначала – математику или письмо?»

● Импульсивные дети могут быть также агрессивными, из-за чего даже чаще попадают в беду. Показывайте своему ребенку пример мягкого обращения и воспитывайте у него чуткость. Можно подарить ребенку выносливое домашнее животное, о котором он будет заботиться, – собаку или ручную крысу.

● Не бейте ребенка. Дети с АDНD, как известно, не реагируют на шлепки как метод исправления поведения. Они не способны связать наказание со своими действиями и в результате только озлобляются.

● С детьми вообще как можно реже прибегайте к слову «плохой» в воспитательных целях. Что же касается детей, страдающих АDНD, то вам надо вычеркнуть слова-ярлыки из своего лексикона. Вместо того чтобы сказать: «Это ужасно» – скажите: «Так не делают». И тогда ребенок будет ощущать свою принадлежность к тем, кого знает, как вести себя, и не будет считать себя неисправимым, «ужасным» мальчиком. Сократите до минимума всякие отрицательные грамматические конструкции. Вместо фразы: «Не делай так» – скажите: «Я помогу тебе запомнить, как надо делать».

● Импульсивный ребенок и импульсивный воспитатель – неподходящая пара. Вашему ребенку требуется время, чтобы направить свое внимание на что-то иное, вам требуется время, чтобы выработать план того, как направить поведение ребенка в лучшую сторону, – а вовсе не вмешиваться и немедленно пресекать его действия. Попробуйте метод трех карточек: положите на стол три карточки разного цвета и нарисуйте на каждой рожицу, так чтобы вторая была печальнее первой, а третья – печальнее второй. Когда поведение ребенка становится деструктивным, вручите ему первую карточку. Если он продолжает вести себя так же неудовлетворительно, он получает вторую, более «печальную» карточку, а затем и третью. К этому времени либо его действия меняются на конструктивные, либо вы изобретаете лучший метод воздействия.

● Импульсивным детям трудно стоять в очереди или ждать своей очереди. Они склонны вмешиваться в чужой разговор. Стоя в очереди – в кинотеатре за билетами или к кассе в универсаме, – развлеките ребенка игрой в слова или расскажите ему какую-нибудь историю. Со временем научите ребенка тому, как он сам может занять себя – чтением комикса или книги или умственной игрой (например, он может подыскивать в уме слова, начинающиеся с каждой буквы алфавита). Увлекая ребенка играми, приучайте его ждать своей очереди. Возможно, вам придется придумать еще что-то, чтобы облегчить для ребенка время ожидания его очереди.

приготовление уроков без понуканий - student2.ru

ПРОВЕРЯЙТЕ РЕБЕНКА

Будьте готовы к тому, что ваш подросший ребенок подвергнет испытанию на прочность установленную вами систему ограничений: «Почему я всегда должен отчитываться перед тобой? Я уже большой». Проверяя местонахождение ребенка, вы приучаете его к мысли, что вместе с расширением прав увеличиваются обязанности. Кроме того, воспитанные дети всегда сообщают родителям, куда они идут. Проверка – это не контролирование поведения. Помогите детям уразуметь, что родительская ответственность включает и такой пункт, как знание того, чем занимаются дети. Требуйте, чтобы ребенок сообщал вам, куда он идет, с кем, чем будет заниматься и когда вернется. Вводите такую практику, когда ребенок еще в предподростковом возрасте, с тем чтобы он принял проверку как дело естественное, иначе, достигнув подросткового возраста, ребенок решит, что вы держите его под контролем, и он начнет борьбу за независимость. Объясните ребенку, что мама и папа тоже знают, где находится каждый из них. В семьях все должны знать местонахождение друг друга.

Воспитывая гиперактивного ребенка, вы будете думать, что угождаете ему, а порой будете считать, что он манипулирует вами. Смотрите на эти воспитательные приемы как на способ радоваться жизни вместе с вашим особенным ребенком, которому вы помогаете приспособиться к жизни. Взаимоотношения с гиперактивным ребенком учат вас ценному для посредников качеству: встречайте человека там, где он стоит, и искусно ведите его туда, куда хотите привести.

Гиперактивность

Количество и качество двигательной активности – вот что отличает гиперактивность от нормальной активности детей. Движения гиперактивных детей часто кажутся бессмысленными; эти дети суетливы и беспокойны. Они налетают на вещи, сталкиваются с людьми и влезают, вскарабкиваются на все подряд. Родители постоянно бегают по пятам за такими детьми и подхватывают их за шаг до беды. Родительская задача – помочь этим детям обуздывать избыточную энергию и направлять ее в русло конструктивного поведения. Если у вас гиперактивный ребенок, испробуйте следующие методы:

● Научите ребенка приемам расслабления. Пусть спокойно сядет, скрестив ноги, глубоко дышит и держит ладони раскрытыми, в то время как вы будете массировать его разведенные пальцы рук. Для того чтобы ребенок научился глубоко дышать, полезно, чтобы он представил себе, что у него в животе воздушный шар и что он должен надуть шар.

● Научите ребенка ощущать свое тело. Научите уважать личное пространство других ребятишек. «Вообрази, что твое тело окружено прозрачным шаром, и он не дает тебе сталкиваться с другими детьми». Большинство детей с АDНD не задумываются о последствиях своих действий, однако некоторые, наоборот, становятся даже чрезмерно предусмотрительными.

● Структурируйте окружающее пространство. Ваш дом может оказаться жертвой «ураганчика», если вы излишне загромождаете его. Жизнь бок о бок с гиперактивным ребенком приучает вас самих к порядку, однако не ждите, что ваш дом будет таким же аккуратным, как у соседей, чей ребенок малоподвижен. Будьте реалистами. Вряд ли ваш ребенок сядет тихонечко в кружок с другими детишками в детском саду. Вам повезет, если он останется в парке, когда вы будете гулять с ним там. Гиперактивные дети, как и все прочие дети, нуждаются в установлении границ.

● Некоторые из этих детей также гиперактивны в речи – этакий «язык-мельница». Приучите их слушать других людей и дождаться своей очереди, чтобы высказаться. Но если родители тоже не в меру разговорчивы, им будет трудно показывать детям пример сдержанной речевой активности.

● Не устраивайте тайм-ауты по причине гиперактивности. Само слово «аут» имеет негативную окраску. Сохраните в резерве этот воспитательный прием, но измените название. Пусть это будет «время думать» или «спокойное время». Если ребенок наращивает темп, переходя от одного деструктивного занятия к другому, объявите ребенку, что настало «время подумать», и устройте его в тихом месте поразмышлять о том, какое занятие будет более полезным. Для исправления поведения гиперактивного ребенка лучше почаще устраивать «время думать», причем краткое, продолжительностью в несколько минут, нежели обращаться к этой мере изредка, но затягивать это время. Поскольку ребенок и без того может чувствовать себя отвергнутым, не отправляйте ребенка в «ссылку» в его комнату. Лучше пусть это будет большое кресло (например, «плюшевое», то есть с плюшевым мишкой) в детской. Ваша цель – добиться того, чтобы ребенок посидел спокойно и подумал, тем более вам не нужно закрывать его одного. Не важно, как вы будете называть эту воспитательную меру, важно преподнести ее ребенку, скорее, как спортивный «тайм-аут» – как время передышки для перевозбужденного активного ребенка, время, когда он может собраться и настроиться на дело. Если происходящее вывело вас из равновесия, дайте и себе передышку. Вам она необходима. Убедитесь в том, что ребенок не причинит себе вреда, оставшись без вас, возьмите книгу и… отправляйтесь в ванную комнату.

● Пусть вместо «времени вне игры» у вас с ребенком будет много «времени в игре».

Поскольку гиперактивные дети нуждаются в руководстве и игре, построенной на взаимодействии, устраните всякие возможные помехи из окружающей среды. Зарезервируйте некое время, которое даже лучше было бы назвать «временем концентрации внимания». Отключите телефон, выключите телевизор и подключитесь к вашему ребенку. В течение дня несколько раз старайтесь устанавливать связь с ребенком, когда вы оба настраиваетесь на «время концентрации внимания».

Является ли АDНD социальной болезнью? Подобно факторам, определяющим характер ребенка АDНD, – это тоже феномен столкновения природы и воспитания. Насколько поведение ребенка обусловлено генами и полом, с одной стороны, и воздействием окружающей среды – с другой? Несомненно, некоторые дети рождаются биологически предрасположенными к гиперактивности, рассеянности, импульсивности. Однако я считаю, что если они узнают опыт родительской привязанности, последовательного воспитания, если этих детей в школе обучают, учитывая их особенность, многие из них могут хорошо устроиться в жизни. Они сохранят свой запал, когда вырастут, и, уже взрослые, выгодно используют его в своих профессиональных занятиях, преуспевая на Уолл-стрит или на Бродвее. Они скорее проявят себя в коммерции, чем в бухгалтерском деле, то есть выберут карьеру, где импульсивность и энергичность – это явный плюс.

Другому ребенку с АDНD, возможно, не повезет. Он растет в семье, где привязанность отсутствует, где воспитание характеризуется непоследовательностью, если вообще ему придают какое-то значение, где родительский авторитет сомнителен, к тому же ребенок посещает школу, где всех детей меряют одной меркой и где система обучения не предусматривает индивидуального подхода к детям. Для этого ребенка его темперамент станет помехой, и он, вероятно, окажется неудачником в жизни.

Может ли быть так, что АDНD – это ряд нормальных свойств, получивших неправильное развитие? Верно ли, что АDНD намного реже встречается в других странах по сравнению с Соединенными Штатами, или просто статистика в других странах не слишком точна? Может, АDНD – это «американский товар», продукт лихорадочной американской жизни, культуры, порождающей раннюю независимость детей, такой культуры, где насилие с колыбели, искусственное вскармливание, занятые родители, детсад и развод – общепринятые нормы? Не лечим ли мы наших детей, для того чтобы они встроились в нашу систему, или, может быть, мы цементируем нашу систему? Это вопросы, на которые нам отвечать. АDНD может иметь биологические причины, но станет ли ребенок с этим расстройством, когда вырастет, созидателем или преступником, во многом определяется отношением родителей к ребенку и социальной системой помощи. Мы считаем, что средства против увечащих личность последствий АDНD надо искать, скорее, на страницах этой книги, в трех первых ее главах, чем в кабинете врача или в аптеке.

Наши рекомендации