Концептуальные положения
• Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества познании
• Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс.
• Ребенок усваивает материал не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
Условиями успешности обучения являются:
— проблематизация ребенка (знания — дети удивления и любопытства);
— активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом);
— связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.
Особенности содержания
Проблемное обучение основано на создании особого типа мотивации - проблемной, поэтому требует адекватною конструирования дидактического содержания материна, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
Сама логика научных знаний в генезисе представляет логику проблемных ситуаций, поэтому часть учебного материала содержит исторически правдоподобные коллизии из истории науки. Однако такой путь познания был бы слишком неэкономичен; оптимальной структурой материала будет являться сочетание традиционного изложения с включением проблемных ситуаций.
Проблемные ситуации могут быть различными по (содержанию неизвестного, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям,
Особенности методики
Проблемные методы — это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении учащимися выдвинутых проблем.
В современной теории проблемною обучения различают два вида проблемных ситуаций:психологическую и педагогическую. Первая существует в головах учеников, вторая — представляет организацию учебною процесса.
Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Не слишком трудная, не слишком легкая познавательная задача не вызовет проблемную ситуацию в головах учеников. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Технологическая схема проблемногообучения (постановка и разрешение проблемной ситуации) показана на рис. 2. Учитель вызывает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своею обучения и как результат у ребенка образуются новые знания и приобретается способ действия. Трудность управления процессом проблемного обучения состоит в том, что возникновение проблемной ситуации -- акт индивидуальный, поэтому требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.
|
Методические приемы создания проблемных ситуаций:
- подведение обучаемых к противоречию с предложением самим найти способ его разрешения;
— столкновение противоречий практической деятельности;
— изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
— предложение обучаемым рассмотреть явление с различных позиций (например: командира, юриста, финансиста, педагога);
— побуждение обучаемых делать сравнений, обобщений, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
— постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
— определение проблемных теоретических и практических заданий (например; исследовательских);
— постановка проблемных задач (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).
Для реализации проблемной технологии необходимы:
— отбор центральных проблем в сие теме обучения предмету;
— определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;
— построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;
- личностный подход и матерея во учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.