Социально-педагогическая деятельность школы: модели, проектирование систем

Проектирование образовательных и социально-педагогических проектов – это средство решения проблем повышения качества образования и развития профессионально-инновационной деятельности, культуры управленческого труда руководителя школы, методологической и методической подготовки педагога и педагога-методиста к обучению ученика, а также развития разнообразных форм взаимодействия школы и социокультурной среды в регионально-муниципальном образовательном пространстве.

Образовательные проектытребуют от педагогов вы-сокой методической и педагогической культуры и способности на основе анализа педагогической реальной ситуации в школе, регионе, стране проектировать и реализовывать эффективные способы образовательного процесса, моделировать, обновлять содержание образования в соответствии с требованиями современного развивающегося и постоянно изменяющегося общества.

Образовательные проекты способствуют развитию умения самостоятельно решать поставленные задачи

Социально-педагогические проекты предполагают наличие у руководителей школы, методических центров и объединений, заместителей директоров по учебной и воспитательной работе, классных руководителей и педагогов-социологов, социальных педагогов способности к аналитико-прогностической деятельности, проектированию образовательных и социально-образовательных пространств в окружающем школу социуме, к координации совместной деятельности социума и школы по развитию детей и кооперированию со специалистами-профессионалами города, района, села, с общественностью. Социально-педагогические проекты создаются как по инициативе школы, так и по имеющейся потребности в их разработке в обществе. В связи с этим руководителям и педагогическим работникам образования важно уметь выявлять, исследовать и формулировать социальный заказ на ту или иную деятельность, вовлекающую детей, родителей и педагогов, среди различных социальных институтов и учреждений микрорайона, города, района, села, а также своевременно мотивировать общественные учреждения на совместную деятельность. То есть необходимо анализировать внутренние ресурсы школы (педагогические, информационные, учебно-воспитательные и другие) и ресурсы социума: кадровые, творческие, материально-технические, финансовые – с целью максимального их привлечения в процесс обучения и воспитания.

В таком случае проекты образования и социально-педагогические проекты ориентированы на формирование способности проектирования на основе исследования и анализа ситуации в образовании и социуме, концептуальное видение будущего развития школы через проблематизацию ключевых затруднений, технологическую реализацию выбранного проекта. Это требует иного качества образования учащихся, ориентированного не на сумму знаний, а на развитие «познавательных и созидательных способностей», и более высокой профессиональной компетентности руководителя и педагога, ориентированных прежде всего на развитие личности ученика. В связи с этим работникам образования, и прежде всего педагогам и руководителям образовательных учреждений, необходимо овладевать проектно-прогностической функцией на основе антропологии и, что особенно важно, педагогической антропологии, так как только знание человека во всех его проявлениях, знание законов развития личности ребенка, закономерностей и механизмов ее становления позволят более целенаправленно и эффективно развивать необходимые способности человека ХХI века: мобильного, конструктивного, коммуникабельного, ответственного, способного быстро решать возникающие проблемы как в своей собственной жизни, так и в профессиональной.

Антропологический подход позволяет:

в образовательных проектах:

· определиться в выборе основных идей и ценностей, формируемых данным образовательных проектом у учащихся;

· представить банки данных об учащихся: их психофизическом состоянии, умственном и речевом развитии, потребностях и интересах в образовательных услугах, о родителях (профессиональном и социальном статусе, материальной обеспеченности семьи), о результатах деятельности в учебной, творческой деятельности, социальной практике;

· разработать механизмы педагогической деятельности педагогов с учетом особенностей развития детей, акцентируя антропологическую сущность образовательного процесса и гуманистическую направленность содержания образования;

· скоординировать деятельность методических объединений педагогов, психологической службы, работу педагога-логопеда, педагога-дефектолога, социального педагога и социолога по развитию личности ребенка;

· скооперировать работу всех субъектов образования и представителей учреждений социального окружения, заинтересованных в развитии сферы образования на основе проектирования муниципально-образовательного пространства;

в социально-педагогических проектах:

· выявить творческих, неравнодушных, профессиональных специалистов, способных оказать действенную помощь и непосредственно участвовать в процессе подготовки детей к жизни;

· выявить основные идеалы и ценности муниципально-образовательного пространства, на основе которых будет реализоваться проект;

· обеспечить взаимодействие всех субъектов социокультурной среды по целенаправленному и системному социопедагогическому воздействию на развитие личности ребенка на основе исследования и анализа проблем социально-образовательного характера конкретной территории (села, района, города) и привлечения квалифицированных кадров из сферы производства, культуры, здравоохранения, внутренних дел и других;

· создать проектные команды, творческие коллективы по проектированию и реализации проектов, использованию ресурсного потенциала муниципальной территории;

· соорганизовать коммуникацию разных структур муниципально-образовательного пространства.

Так, реализуя проекты антропологической направленности, возможно достижение следующих результатов:

· представление четкой и объективной информации о ребенке, его особенностях психического, физического развития, социальном опыте и состоянии семьи;

· выявление потенциальных возможностей для развития ребенка;

· проектирование индивидуализированных, личностно ориентированных траекторий образования для ребенка;

· проектирование педагогических, личностно ориентированных технологий педагогами школы через создание проблемных ситуаций, активного субъектно-деятельностного подхода к обучению, адекватного особенностям развития ребенка;

· достижение осознанного процесса познания всеми учащимися с использованием научных методик и технологии организации мыследеятельности, коммуникации, мотивации (антропологические, культурологические, философские, герменевтические, педагогические, методологические);

· развитие проектировочной функции в деятельности всех субъектов образования (учащихся, педагогов, руководителей школы, методистов, педагогов-социологов, социальных педагогов, классных руководителей и других специалистов социума) и выявление общего методического и методологического поля взаимодействия по повышению профессиональной культуры и проектировочной компетентности;

· создание команды социальных партнеров по проектированию социально-педагогической деятельности в городе, районе, что повышает качество обучения и в конечном итоге влияет на качество жизни города, района;

· разработка социально-педагогических проектов взаимодействия школы и учреждений города: «Модель успеха в достижениях ученика, учителя, руководителя школы, города (района, села), страны», «Психолого-педагогические особенности развития детей», «Антистрессовые технологии реабилитационной педагогики», «Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения и воспитания», «Профилактика СПИДа и наркомании в школе и городе среди молодежи», «Культура педагогической коммуникации», «Самореализация и самоопределение школьников: возможности школы и социального окружения» и так далее.

Для разработки и реализации образовательных и социально-педагогических проектов в школе необходима целенаправленная и системно организованная деятельность педагогического коллектива по овладению теоретическими основами проектной деятельности, по разработке образовательных (учебных) проектов и освоению метода проекта в образовательном процессе. С этой целью возможно создание специальных органов при руководителе: временных творческих коллективов по разработке проектов, антропологических центров, методических служб, объединений и групп инициативных и творческих педагогов, действующих на общественных началах.

Управление процессом овладения методом проекта позволяет развить следующие проектные способности всех субъектов образования:

· ученику – способность самоопределения к познавательной, трудовой, социальной, профессиональной деятельности; умение анализировать события и принимать адекватные решения в проблемных ситуациях; самостоятельно организовать свою деятельность в соответствии с поставленными целями; коммуникативные способности как необходимое условие для эффективного взаимодействия в обществе;

· учителю– освоить метод проекта при проектировании содержания и методики образования; моделировать и конструировать содержание образования при помощи учебного материала и реальных социальных ситуаций, способность к диалогу в учебном процессе и социальном взаимодействии;

· представителям социального окружения – освоить метод позитивно-ориентированной работы с детьми через проектирование социальных проектов; улучшить качество жизни местного сообщества, участвуя в построении социально-образовательного пространства.

Для подготовки учителя к освоению метода проекта, к разработке образовательных проектов конкретных образовательных областей предлагаем следующие рекомендации.

1.Тема учебного проекта выбирается из реальных образовательных проблем, существующих в деятельности учащихся, и ориентируется на обучение учащихся важнейшим умениям саморазвития, самовоспитания, постановки и достижения разумно значимых целей, что позволит им в дальнейшем успешно социализироваться.

2. Средствами реализации образовательного проекта могут быть:совместная творческая деятельность учащихся и педагога, где ученик и учитель – равноправные партнеры, помощники и консультанты; активная мыслительная деятельность; создание реальных образовательных и социальных ситуаций, в рамках которых учащиеся исследуют, проблематизируют, анализируют, организуют собственную деятельность по достижению поставленных задач.

При этом педагог из «информатора» становится проектировщиком образовательных ситуаций в рамках исследовательских технологий (исследовательской, проблемной, проектной и др.). «Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, то есть целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации» (Н. Пахомова). Потому главными средствами в образовательном проекте становятся способность и умение как педагога, так и ученика правильно ставить цель, выявлять существенную проблему и определять четкие задачи по достижению необходимого результата в реальных или имитирующих реальную обстановку ситуациях. Говоря о способах, можно упомянуть такие, как игромоделирование, метод проекта, кейс-метод исследования и т.д.

3. Этапы проектной деятельности:

Социально-педагогическая деятельность школы: модели, проектирование систем - student2.ru

При разработке в школе № 4 г. Скопина Рязанской области образовательного проекта «История Рязанского края Х – начала ХХ века» педагоги исходили из того, что в истории носителями образцов того или иного способа познания являются тексты, исторические источники и духовные подвижники Земли Рязанской. Основной целью курса являлось освоение учащимися методов исторического исследования, позволяющих не только реконструировать прошлое, но и делать выводы, оценки, восстанавливающие объективное содержание прошлого. Таким образом, предполагалось в рамках данного проекта развитие универсальных способностей учащихся, позволяющих составить картину жизни общества, основываясь на исторических фактах (см. табл. 1).

Социально-педагогическая деятельность школы: модели, проектирование систем - student2.ru

Рассмотрим примеры других образовательных ситуаций, которые были спроектированы в этой же школе и позволили выйти за рамки собственно учебного процесса школы.

Одна из ситуаций разворачивалась в ходе участия учеников в семинаре «Рязанские святыни». Учащиеся наравне со взрослыми (историками-краеведами, работниками краеведческого музея г. Скопина, учителями) обсуждали проблему сохранения и возрождения исторических памятников Рязанщины: храмов, икон, святых Земли Рязанской, – проектировали способы ее разрешения. Главным итогом этой работы стало получение опыта собственного осмысления данной проблемы, осознание собственного незнания истории родного края, а также умение фиксировать свои мысли в виде логических схем.

 

Другую ситуацию педагоги школы смоделировали во время пребывания в храмах – Кремлевском в г. Рязани, в Троице-Сергиевой лавре. Непосредственное общение учащихся с носителями православной культуры активизировало собственные знания по истории родного края и русской культуры, процесс взаимопонимания с представителями духовной культуры.

Особенно важным для детей стало стремление проявить интерес к собственной истории – истории страны, своего рода, к поиску своих «корней». Поэтому музей, который существует в школе, рассматривается не только как хранилище исторических материалов, но прежде всего как средство организации непрерывной исследовательской деятельности учащихся на основе социального взаимодействия с городским музеем, бывшими выпускниками, знаменитыми людьми города.

Таким образом, образовательные проекты способствуют развитию умения самостоятельно решать поставленные задачи, овладевать коммуникативными навыками, раскрывать свои способности, реализовать их в разнообразных видах деятельности, вовлекая учащихся в различные социально-образовательные ситуации.

Образовательные проекты развивают технологические возможности педагогов, их способность к применению деятельностного подхода к образовательному процессу, умение проектировать свою деятельность и деятельность других субъектов социального окружения и учащихся.

Все это помогает решить проблему разрыва между информированностью учащихся, отсутствием реальных условий для развития способности учащихся к функциональной грамотности, которые дает школа, и запросами социума в условиях развивающейся социокультурной, экономической, технологической инфраструктуры и, тем самым, способствует повышению качества образования и развитию профессиональной инновационной деятельности в регионально-муниципальном образовательном пространстве. Образовательные и социально-педагогические проекты расширяют возможности для самостоятельного проявления учащихся в различных видах деятельности, их собственного самоопределения и самореализации в конкретных делах, приобретающих при умелом педагогическом управлении личностную значимость для ребенка.

Список литературы
 
 
  1. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособ. для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2004.
  2. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002.
  3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: / Под ред. акад. РАО А.И.Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.
  4. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2006.
  5. Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность /В.А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус.– М.: Роспедагентство, 2005.
  6. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов / А.В. Мудрик / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2004.
  7. Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пос./ А.А. Орлов, А.С. Агафонова. Под ред. А.А. Орлова. - М.: Академия, 2004.
  8. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2005.
  9. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2003.
  10. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2004.
  11. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2001.
  12. Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность/ Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. . – М.: Академия, 2004. – 208 с.
  13. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том I / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2003. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том II / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2003.
  14. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М., 2008.
  15. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2005.

Наши рекомендации