Производительный труд
Производительный труд предполагает участие школьников в создании материальных ценностей, вступление в производственные отношения. Этот вид трудовой деятельности развивает у учащихся профессиональные интересы, склонности, потребность в труде.
5.3. Педагогические условия осуществления трудового воспитания.
Успех трудового воспитания зависит от его правильной организации, от соблюдения ряда педагогических условий:
- подчинение труда детей учебно-воспитательным задачам. В общественно полезном и производительном труде учащихся должны находить практическое применение знания и умения, полученные в учебном процессе. Задачи трудового обучения и воспитания детей решаются комплексно в процессе учебной деятельности, во внеклассной работе, в домашнем труде, кружковой работе;
- сочетание общественной значимости труда с личными интересами школьника. Дети должны быть убеждены в целесообразности и полезности предстоящей деятельности для общества, их семьи и для себя;
- доступность и посильность трудовой деятельности. Соблюдение этого условия исключает физические перегрузки, требует выбора трудовых заданий в соответствии с силами и способностями детей;
- разумная требовательность в осуществлении трудовой деятельности учащихся. Задача учителя состоит в том, чтобы в процессе выполнения трудового задания поддерживать у детей желание довести работу до конца, приучить их работать систематически; и равномерно. В отдельных случаях подобную требовательность предъявляет классный коллектив;
- сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности. С одной стороны, необходимо сотрудничество детей в звеньях, бригадах, цехах, с другой - каждый член детского коллектива должен иметь конкретное задание, уметь его выполнять.
5.4. Профессиональная ориентация школьников
Вопросы профориентации и ее научного обоснования в отечественной педагогике стали особенно актуальными с середины 60-х гг. XX века.
В настоящее время проблему профессиональной ориентации разрабатывают А. Е. Голоншток, Е.А.Климов, П. П.Костенков, А.Д.Сазонов, В.Ф.Сахаров, С. Н. Чистякова и др.
Профессиональная ориентация - оказание педагогической, психологической и медицинской помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении.
Система профессиональной ориентации включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение (профинформация), профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация.
Профессиональное просвещение имеет своей целью сообщение школьникам определенных знаний о социально-экономических и психофизиологических особенностях тех или иных профессий. Это - ознакомление детей с профессиями, с потребностями конкретного региона в рабочих руках, в тех или иных специалистах.
Профессиональная диагностика осуществляется специалистами по отношению к каждому конкретному человеку с использованием различных методик. В ходе профессиональной диагностики изучаются особенности высшей нервной деятельности человека, состояние его здоровья, интересы и мотивы, ценностные ориентации, установки в выборе профессии. На основании диагностики даются конкретные рекомендации, проводятся консультации о целесообразности ориентации на выбранный вид т рудовой деятельности.
Профессиональная консультация заключается в советах специалистов (психологов, врачей, педагогов), в установлении соответствия между требованиями, предъявляемыми к профессии, и индивидуально-психологическими особенностями человека.
Различают несколько типов профессиональных консультаций.
В ходе справочно-информационной консультации школьника знакомят более глубоко с содержанием профессии, с требованиями к ней, с возможностями трудоустройства.
Диагностическая индивидуальная консультация имеет целью определение возможных областей деятельности, в которых ученики могут наиболее успешно трудиться.
Медицинская профессиональная консультация устанавливает степень соответствия здоровья человека требованиям профессии.
Профессиональный отбор направлен на предоставление личности свободы выбора в мире профессий. Его осуществляют высшие и средние специальные учебные заведения или учреждения, принимающие человека на работу
Профессиональная адаптация - это процесс вхождения молодого человека в профессиональную деятельность, приспособление к системе производства, к рудовому коллективу, условиям труда, особенностям специальности. Успешность адаптации является показателем правильности выбора профессии.
Перечисленные компоненты профориентации взаимосвязаны, соподчинены.
6. Формирование эстетической культуры учащихся
Понятие об эстетической культуре личности.
Содержание эстетической культуры человека раскрывается посредством анализа процесса ее формирования.
Формирование эстетической культуры - это процесс:
- целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности;
- выработки системы художественных представлений, убеждений и идеалов;
- воспитания эстетической чуткости и вкуса, стремления и умения вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться с уродливым, безобразным, готовности к посильному проявлению себя в искусстве.
6.2. Эстетика детской жизни
Эстетическое освоение человеком действительности не ограничивается только лишь деятельностью в области искусства - эстетическое начало заложено в человеческом труде, в деятельности, направленной на преобразование человеком окружающей жизни и самого себя.
Осознание и переживание труда как явления возвышенного, облагораживающего, прекрасного составляют фундамент эстетического развития личности.
Для того чтобы детский труд не превращался в тягость и приносил эстетическое наслаждение, он должен быть одухотворен высокой общественно значимой целью, красотой и точностью движений, вдохновением, строгой экономией времени.
Эстетические возможности содержит себе и деятельность учения. Вполне целесообразно говорить об эстетике решения уравнения или задачи, о красоте умственных действий.
Своя эстетика есть и в искренних человечных взаимоотношениях между учащимися и учителями, между воспитанниками, между старшими и младшими школьниками. Примитивные и черствые отношения между людьми в семье и школе глубоко ранят ребенка, оставляют след на всю жизнь.
Важно вводить элементы эстетического оформления в ближайшее окружение и быта человека. Необходимо пробуждать у школьников стремление утверждать красоту в школе, дома, везде, где они проводят свое время. Следует шире привлекать детей к тому, чтобы они создавали эстетическую обстановку в школе, в классе, в квартире.
6.3. Организация эстетического восприятия детьми природы.
Природа дает богатейший материал для развития эстетических чувств, наблюдательности, воображения.
«… а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? - писал К.Д.Ушинский. - Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога...» (Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. - М., 1952. - Т. 2. - С. 52-53).
Педагогами замечено, что эстетическое отношение к природе формирует нравственное и природоохранное отношение к ней. Дети приходят к пониманию того, что добро в отношении к природе заключается в сохранении и приумножении ее богатства, в том числе - красоты, а зло - в нанесении ей ущерба, в ее загрязнении.
Непосредственному изучению и наблюдению явлений природы способствуют курсы биологии и географии. Во время экскурсий и прогулок на природе у детей обостряется эстетическое видение ее красоты, развиваются творческие способности.
Воспитанию эстетического отношения к природе активно способствуют беседы и конференции по произведениям художественной литературы.
6.4. Формирование эстетической культуры средствами искусства.
Эстетическое развитие личности средствами искусства в педагогике принято называть художественным воспитанием.
Учебный план общеобразовательной школы включает следующие дисциплины художественного цикла: литературу, музыку, изобразительное искусство.
Одно из сильных средств воспитания литературного и эстетического вкуса - развитие культуры чтения. На уроках литературы дети учатся воспринимать литературу как искусство слова, воспроизводить образы художественного произведения, тонко подмечать свойства и характеристики действующих лиц.
Уроки литературы знакомят детей с биографиями писателей, поэтов, учат образному восприятию мира.
Овладевая культурой чтения, ученик начинает задумываться над тем, при помощи каких художественных средств писателю удается вызвать у читателя глубокие и яркие впечатления.
Основой музыкального воспитания на уроках музыки в школе является хоровое пение, которое развивает музыкальный слух, память, ритм, гармонию, певческие навыки, художественный вкус. Кроме этого большое место на этих уроках отводится прослушиванию музыкальных произведений в записи, а также ознакомление с элементарными основами музыкальной грамоты.
Важным путём приобщения учащихся к художественной культуре является преподавание изобразительного искусства. Оно призвано развивать у школьников художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, изобразительные способности.
Для достижения этих целей необходимо научить детей основам изобразительной грамоты, сформировать у них умение пользоваться выразительными средствами рисунка, живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства.
Важно обеспечить непосредственное ознакомление учащихся с выдающимися произведениями русского, советского, зарубежного изобразительного искусства и архитектуры, научить их понимать выразительный язык художника.
Однако возможности художественного образования и эстетического воспитания учащихся на уроках ограниченны. Эта ограниченность должна быть компенсирована в системе дополнительного образования.
Большое распространение получили беседы, лекции, встречи за круглым столом, университеты культуры, клубы друзей искусства. Значительную роль в формировании эстетической культуры учащихся играют театр, кино-, видео- и телефильмы.
7. Воспитание физической культуры личности.
7.1. Задачи и содержание воспитания физической культуры.
Организация работы по воспитанию физической культуры учащихся направлена на решение следующих задач:
- содействие правильному физическому развитию детей, повышение их работоспособности, закаливание, охрана здоровья;
- развитие основных двигательных качеств - силы, выносливости, ловкости и быстроты. Особенно следует сказать о выносливости. Приучая школьников преодолевать неуверенность, страх, усталость, болевые ощущения, мы тем самым воспитываем у них не только физические, но и моральные качества;
- формирование жизненно важных двигательных умений и навыков. Двигательная деятельность успешно осуществляется лишь тогда, когда человек владеет специальными знаниями, умениями и навыками. Двигательные умения формируются в процессе выполнения определенных движений. Среди них есть естественные двигательные действия (ходьба, бег, прыжки, метание, плавание и др.) и двигательные действия, которые редко или почти не встречаются в жизни, но имеют развивающее и воспитывающее значение (упражнения на гимнастических снарядах, акробатика и т.п.);
- воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой. В основе здорового образа жизни лежит постоянная внутренняя готовность личности к физическому самосовершенствованию. Она является результатом регулярных (в течение многих лет) занятий физическими упражнениями при положительном и активном отношении к ним самих учащихся.
- привитие необходимого минимума знаний в области гигиены и медицины, физической культуры и спорта. Школьники должны получить четкое представление о режиме дня и личной гигиене, о значении физической культуры и спорта для укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности, о природных факторах закаливания, о вреде курения и алкоголя и т.п.
7.2. Основные средства воспитания физической культуры.