Организация летнего логопедического лагеря-санатория для заикающихся детей и подростков
Логопедический лагерь-санаторий для заикающихся детей и подростков организовывался в летние месяцы (июнь — июль) на базе детского отделения патологии речи Кировского областного психоневрологического диспансера.
Основной целью организации нашего летнего логопедического стационара было оказание помощи детям с расстройствами речи, заиканием) и создание условий для их летнего отдыха. Этим определялось и его название: логопедический лагерь-санаторий.
Необходимые средства для организации летнего логопедического лагеря-санатория в 1961 г. были выделены областным отделом здравоохранения, а в 1962 — 1964 гг. — областными отделами здравоохранения и народного образование совместно.
Лагерь-санаторий для заикающихся детей и подростков располагался в живописном месте, окаймленном с трех сторон лесом, в 35 километрах от г. Кирова, в с. Бурмакине Кирово-Чепецкого района. Дети и обслуживающий персонал: врач, логопеды, педагоги-воспитатели, медсестры и др.— размещался в нескольких зданиях, арендованных у двух школ-интернатов, расположенных рядом.
Все дети в лагере-санатории были разделены по группам с учетом возраста и уровня их развития:
■ дети-дошкольники 6 — 7 лет,
■ младшие школьники 1 —2-х классов,
■ младшие школьники 3 — 4-х классов,
■ школьники 5 — 6-х классов,
■ школьники 7 —8-х классов,
■ подростки 9—11-х классов.
В каждой группе в среднем насчитывалось 20 человек. Дети располагались в общих спальнях, но занимались и отдыхали в плохую погоду в специально выделенных для каждой группы комнатах.
За медико-педагогическую работу с детьми в каждой группе несли ответственность прикрепленные к ней логопед, педагог-воспитатель и медсестры.
Из числа юношей и девушек, уже прошедших ранее с известными положительными результатами курс логопедических занятий и, следовательно, хорошо знакомых с требованиями и особенностями логопедической работы с заикающимися, к группам были прикреплены так называемые помощники логопедов. Цель их пребывания в логопедическом лагере-санатории сводилась к закреплению полученных ими ранее навыков правильной речи и поведения, а также к помощи логопедам и воспитателям в проведении педагогических мероприятий. Они активно участвовали в логопедических занятиях в прикрепленных группах: по указанию логопедов занимались с детьми, следили и помогали детям закреплять навыки, полученные в результате логопедических занятий, в повседневной обстановке.
Постоянный личный пример помощников логопедов, их работа над собой являлись одной из эффективных форм психотерапии заикания у детей.
Логопед-методист и врач непосредственно к каждой возрастной группе детей не прикреплялись, а ритмисты проводили свою работу в двух смежных группах.
Обслуживающий персонал лагеря-санатория в 1961 г. в основном состоял из сотрудников детского отделения патологии речи Кировского психоневрологического диспансера, — а в 1962 и 1963 гг. — из студентов старших курсов дефектологического факультета МГПИ им. В.И. Ленина, с которыми перед открытием лагеря-санатория проводилась соответствующая подготовительная работа.
В лагере-санатории большое значение придавалось четкому распределению обязанностей среди сотрудников и соблюдению режима дня (см. ниже).
За строгое выполнение режима в лагере-санатории отвечал старший дежурный, назначаемый ежедневно из числа логопедов и воспитателей. В его обязанности также входило наблюдение за сохранением порядка и чистоты на территории, за качеством приготовляемой пищи, организация помощи детей на кухне, при раздаче пищи, у умывальников и т. д. Он руководил группой дежурных детей по лагерю-санаторию.
Ежедневно в утренние часы в лагере-санатории проводилась конференция всех сотрудников, на которой обсуждались замечания старшего дежурного по итогам прошедшего дня, зачитывался план работы на текущий день и т. д. Это позволяло иногда объединять отдельные мероприятия в разных группах (например, прогулки, экскурсии, просмотр фильма и др.), организовывать взаимопомощь и шефство старших детей над младшими и избегать одновременного проведения однотипных занятий в разных группах, например, микрофонных занятий, работу с фильмоскопами, т. е. занятий с использованием общих помещений и аппаратуры).
Логопедическая работа
Общим режимом лагеря-санатория в первую половину дня ежедневно, кроме воскресенья, предусматривалось 3 часа на логопедические и логоритмические занятия. Продолжительность групповых занятий составляла 45 минут, у дошкольников — 20 — 25 минут. Логопедические занятия носили форму дидактической или подвижной игры, изучения школьного программного материала или его повторения, составления рассказа по картинке или пересказа прочитанного, диспута по прочитанной книге или конкурса на лучшее составление рассказа по личным воспоминаниям, просмотра диафильма с последующим его обсуждением или чтения по ролям, беседы на тему воспитания мужества, смелости, аккуратности, трудолюбия, правдивости и т. п. или разучивания хоровых песен, танцев, упражнений на координацию движений с речью и т. д.
Содержание логопедического занятия определялась речевыми возможностями детей. Строго соблюдался принцип последовательного усложнения выработки и закрепления новых правильных навыков речи и поведения у детей.
Основными ориентирами в последовательной работе логопеда служили общеизвестные ступени: сопряженная и отраженная речь, ответы на вопросы и т. д. И хотя мы отказались от формального использования этих ступеней вне зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, однако придавали решающее значение именно продуманной последовательности в работе с заикающимся ребенком. Опыт убеждает нас, что непоследовательное, неоправданное перескакивание с одного этапа логопедической работы на более сложный нередко ведет к срыву всей медико-педагогической работы с заикающимся ребенком и рецидиву заикания. В результате ребенок, а тем более подросток, теряет веру в логопеда и в свои силы и возможности.
При закреплении у заикающихся детей новых навыков постоянно использовалась целая система последовательно усложняемых моментов. В этой системе предусматривалось не только постепенное усложнение речевого материала, но и обстановки, в условиях которой этот речевой материал использовался. Параллельно с усложнением речевого материала разнообразились и условия, в которых протекало это закрепление: менялись места занятий, на занятия приглашались посторонние люди, организовывались выступления детей перед большой аудиторией слушателей и т. д.
Одним из проявлений этой системы последовательно-усложняемых моментов в логопедической работе с заикающимися детьми являлся и сам принцип организации ежедневных логопедических занятий. Так, на первом занятии в группах с детьми проводились целенаправляющие психотерапевтические беседы, закрепление уже усвоенного детьми материала, подготовительные артикуляторно-голосодыхательные упражнения; на втором занятии — всегда использовался новый речевой материал или новые условия, в которых он применялся; на третьем — проводились речевые игры; логоритмика, драматизация и т. п.
Одновременно воспитывалось умение правильно оценивать свои речевые возможности, умение владеть собой и преодолевать при помощи логопедических приемов замеченные у себя неправильности в поведении и речи. С этой целью, в частности, проводились специальные микрофонные занятия обучающие ребенка правильному анализу собственной речи и сопоставляющие его речь в настоящее время с той, которая у него была зафиксирована при поступлении на лечение.
Наши наблюдения показывают, что использование магнитофона на логопедических занятиях повышает ответственность детей за свою речь, активизирует их внимание и наблюдательность; регулярные микрофонные занятия действуют на волю заикающегося ребенка дисциплинирующие, заставляют добиваться определенной цели, вызывают у него заинтересованность и вносят разнообразие в логопедические занятия.
В системе начальных логопедических мероприятий в лагере-санатории активно использовался период максимального ограничения речи детей (молчание, шепотная речь и др.), а также рече-ручной режим.
Логопедические занятия с детьми носили как групповой, так и индивидуальный характер, когда приходилось иметь дело с особо сложными случаями заикания у детей, сопровождавшегося расстройствами их психики или фонетической стороны речи. Преимущественно индивидуальный характер на определенном этапе носила также коррекционная работа с детьми с неправильным звукопроизношением.
Большое внимание уделялось соблюдению так называемого речевого режима, т. е. комплексу непосредственно влияющих на речь условий, при которых протекает наиболее успешное формирование свободной речи у заикающихся.
В первую очередь сюда относится обстановка, в которой происходит перевоспитание заикливой речи у детей: спокойный, доброжелательный тон сотрудников, щадящий режим, исключающий насмешки и нездоровое, грубое отношения к заикающимся детям.
Речевым режимом предусматривалось также систематическое использование заикающимися детьми навыков и знаний, получаемых в результате логопедических занятий, как на речевых занятиях, так и в разнообразной повседневной обстановке: в труде, в играх, в общении со взрослыми и сверстниками и т. д.
Наш опыт одновременной и сравнительно продолжительной работы с большим коллективом заикающихся детей и подростков совершенно отвергает предположение о возможном в таком коллективе подражании и перенимании заикающимися детьми друг у друга неправильных навыков и привычек. При правильно организованном речевом режиме в логопедическом стационаре большой коллектив детей, разных по возрасту, но однородных по речевому расстройству, имеет даже ряд преимуществ. Например, появляется возможность шефства старших над младшими, сильных (в речевом отношении) над слабыми, тем самым расширяются рамки наглядной психотерапии. В большом коллективе появляется также и больше возможностей для разнообразия форм логопедической и воспитательной работы с детьми.
Воспитательная работа
В условиях летнего лагеря-санатория логопедическая и воспитательная работа, неразделимо переплеталась, и лишь общим режимом предусматривалось преимущество логопедических мероприятий в первую половину дня, а воспитательных—во вторую, т. е. если от завтрака до обеда лагерь-санаторий представлял собой санаторий для больных детей, то после тихого часа он напоминал несколько своеобразный пионерский лагерь.
Наше педагогическое наблюдение за заикающимися детьми подтверждает мнение о том, что у большинства детей речевой недуг так или иначе сказывается на их поведении, поэтому организации и осуществлению воспитательных мероприятий в логопедическом лагере-санатории мы придавали особое значение.
Формы воспитательной работы с детьми в группах были многочисленными и разнообразными: однодневные походы, прогулки в лес за ягодами, за грибами, знакомство с природой родного края, выходы на речку, различные турниры и соревнования, работа на участке, самообслуживание и поддержание порядка на территории и в помещении, ручной труд и разнообразнейшие игры, чтение, беседы, просмотр кинофильмов, подготовка и проведение концертов самодеятельности, пионерский костер и многое другое.
Мероприятия по организации детского коллектива во многом соответствовали условиям пионерских лагерей. Так, в каждой группе были выбраны старосты, санитарные тройки, соблюдалась очередность дежурств по палатам и рабочим комнатам. Каждая группа имела свой уголок со списками детей, перечнем требований речевого режима, расписанием дежурств,режимом дня и пр.
На утренней линейке всего лагеря-санатория после подъема флага дети рапортовали о состоянии дел в группах за прошедший день, происходила передача дежурств по санаторию, обсуждались текущие дела.
В лагере-санатории выпускались детские стенные газеты, велось «Зеркало чистоты» и т. п.
Большое внимание уделялось развитию детской художественной самодеятельности, имеющей огромное значение в лечебно-педагогической работе с заикающимися детьми. Элементы ее включались обязательно и в логопедические и логоритмические занятия. За весь цикл лечения дети по группам подготавливали по два концерта: один в середине курса, другой в конце его.
Первое художественное выступление детей проводилось в форме вопросов и ответов и носило характер вечера вопросов и ответов, литературной, географической или математической викторины, вечера загадок. К дню этого торжественного события в группе дети празднично украшали зал, готовили соответствующие декорации и костюмы, рассылали приглашенным входные билеты. В день выступления дети были полными хозяевами в зале: следили за порядком, выступали, отмечали победителей по числу правильных ответов. В вечере вопросов и ответов принимали участие все дети группы.
Цель первого выступления каждого ребенка заключалась в подведении итогов его речевой работы. Удачное выступление ребенка в подобных сложных условиях (а каждое выступление тщательно продумывалось логопедом и воспитателем, подбирался материал соответственно речевым возможностям ребенка, репетировался им) — служило темой для психотерапевтической беседы с ним, вселяло в ребенка веру в свои силы и возможности, являлось прекрасным стимулом к дальнейшей работе над собой.
Участвуя в художественном выступлении дети проходили своеобразный экзамен на проверку прочности у них новых речевых и поведенческих навыков в сложных для них условиях. Результаты этого экзамена использовались логопедами в дальнейшей работе с ними.
Второй концерт — заключительный — давался детьми каждой группы при выписке, для приехавших за ними родителей.
Цель заключительного концерта — а в нем использовались отрывки из пьес, интермедии, сценки, стихотворения и пр.— состояла в своеобразном отчете перед родителями о результатах лечения их детей в лагере-санатории.
Заключительный концерт проводился нами по следующей схеме:
1. Краткое сообщение логопеда о целях детских выступлений.
2. Прослушивание родителями первичной магнитофонной записи речи детей, сделанной при их поступлении в лагерь-санаторий и одной из последних записей, отражающей их речь в настоящее время на логопедических занятиях.
3. Детские художественные выступления.
4. Беседа логопеда с родителями о результатах лечения детей, советы, рекомендации по дальнейшей их работе в домашних условиях.
Кроме этих двух обязательных для всех детей художественных выступлений нами подготавливался один общий концерт детской художественной самодеятельности, состоящей из лучших номеров групп. Этот большой концерт дети давали в заключение своего летнего лечения и отдыха для местных жителей и колхозников в их сельском клубе. Перед началом концерта логопед проводил небольшую беседу о заикании у детей, его лечении и предупреждении.
Нужно отметить, что заикающиеся дети с особенной охотой и удовольствием готовятся к концертам: мастерят костюмы и маски, сооружают бутафорию, заучивают роли, репетируют. А их удачное выступление — это сильное психотерапевтическое средство для них самих и для их сверстников, прекрасная профилактика заикания и пропаганда логопедических знаний для населения.
Лечебная работа
При поступлении на лечение в логопедический лагерь-санаторий ребенок обследовался совместно врачом и логопедом.
На особый учет были взяты физически ослабленные дети и дети с повышенной нервной возбудимостью. С первых же дней им назначалось соответствующее медикаментозное лечение, намечались общеукрепляющие мероприятия: дозировка воздушных и солнечных ванн, водных процедур и пр.
Врач и логопеды определяли периоды и формы щадящего и тренировочного режимов. Первые дни, например, дети наводились в постелях, соблюдался режим молчания, затем шепотной речи и т. д. Тренировочный режим предусматривал закрепление полученных в лагере-санатории положительных речевых навыков в разнообразных условиях.
Сочетание и правильное соотношение этих двух видов индивидуального режима с общим санаторным в значительной мере предопределяло положительный исход лечения заикания в условиях стационара.
Медицинское воздействие предусматривало также снятие у ребенка речевых судорог, насильственных движений и сопутствующих заиканию расстройств — логофобии, угнетенности, болезненной фиксации на своем недуге и др. При этом для лечения подростков активно применялась гипнотерапия в сочетании с другими видами медико-педагогического воздействия.
Всей работой, направленной на оздоровление организма ребенка, и прежде всего его нервной системы, руководил врач.
Медицинские сестры, прикрепленные к каждой группе детей, выполняли назначения врача и указания логопеда, вели постоянное наблюдение за здоровьем детей и состоянием их речи.
Летний логопедический лагерь-санаторий для заикающихся детей и подростков организуется в Кировской области уже 4 года подряд: с 1961 по 1964 г. За это время в нем отдохнули и одновременно получили необходимую помощь свыше 500 заикающихся детей и подростков. Каждое лето 120 — 160 детей покидают лагерь-санаторий физически окрепшими, загоревшими, отдохнувшими. В среднем 86% заикающихся детей и подростков выписываются с хорошей речью или со значительным ее улучшением. У многих детей параллельно устраняются и другие речевые расстройства.
Таким образом, результаты работы летнего логопедического лагеря-санатория вполне оправдывают его организацию.
Следует, однако, отметить, что лечебно-педагогическая работа, проводимая в течение двух месяцев, естественно, не вырабатывает у многих детей (особенно старшего возраста) достаточно прочных навыков речи и поведения. Поэтому при выписке детей из логопедического стационара им рекомендуется еще закрепление полученных результатов в домашних условиях, рекомендуется еще некоторое время находиться под наблюдением логопеда по месту жительства.
Опыт показывает, что логопедические сезонные санатории для заикающихся детей можно рекомендовать в качестве одного из звеньев в общей системе организации логопедической помощи детям и подросткам
Режим дня логопедического лагеря-санаторая
7.30 — 8.15 — подъем,приемлекарств, измерение температуры,физкультурная и речевая зарядка, утренний туалет
8.15 — 8.30 — линейка
8.30 — 9.15 —завтрак и подготовка к занятиям 8.30 — 9.00 — утренняя планерка сотрудников
9.15 — 10.00—первое логопедическое занятие 10.15— 11.00 — второе логопедическое занятие 11.15 — 12.00 — третье логопедическое занятие 12.00 — 13.00 — воспитательский час, подвижные игры, подготовка к обеду
13.00 — 14.30 — обед 14.30 — 16.30 — послеобеденный отдых
16.30 — 19.00 — прием лекарств, полдник, игры, прогулки, труд 19.00 — 20.00 — ужин
20.00 — 22.00 — спокойные игры, чтение, подготовка ко сну, прием лекарств
21.00 — сон у младших детей 22.00 — сон у старших детей.
Методическое письмо МЗ СССР № 10-93/14-121
от 12 сентября 1964г.
С.С. Ляпидевский