Глава 13. профессиональная студия в педвузе
Прикладная дисциплина требует особой методики в изучении и овладении практической стороной науки. Педагогическая технология в процессе поисковой разработки и экспериментального внедрения в систему профессионального образования студента педвуза учебных занятий по овладению практическими умениями вырабатывала параллельно адекватную методику профессионального обучения. Ни традиционные академические лекции, ни семинарские занятия, ни практикумы не соответствовали особой природе новой научной дисциплины.
Требовалась особая разновидность учебных занятий, которые бы содержали в себе основательное теоретическое осмысление профессиональной работы с детьми и, одновременно, практическую проверку, и опытное овладение соответствующими профессиональными умениями. Такого рода занятия получили название студии.
Суть студийных занятий (studio — ит. «изучение») аналогична тому, что составляет сущность студий живописцев, танцоров, певцов, скульпторов. В студии изучаешь и научаешься, развиваешь способность мыслить, набираешь опыт профессиональный.
Студийный вид обучения необходим при постижении теоретического материала в его практическом воплощении на практике. Студия проводится, как правило, в аудитории студенческой, в системе вузовского образования. Но в связи с модернизацией воспитательного процесса в школе, педагогическая студия используется изредка для повышения научно-педагогической квалификации педагогов-практиков. Педагогическую студию проводит преподаватель высокой квалификации (профессор, доцент).
Педагогическая студия — учебно-профессиональные занятия, призванные вооружать педагога на основе научно-теоретических знаний практическими умениями, наделяющая его профессиональным опытом до этапа самостоятельной профессиональной работы.
Многолетняя опытно-экспериментальная работа в вузах, а далее практический опыт внедрения и овладения методикой проведения студийных занятий выработали общую модель педагогической студии, которая обеспечивает качественную продуктивность
учебных занятий.
Педагогическая студия необходима в профессиональной карьере и в целях поддержания профессионального уровня педагога — своеобразная профилактика квалификации — в актерском и спортивном мире это называют «держать себя в форме». Серьезная забота о сохранении «формы» вызывается тем, что возраст, оснащая опытом, тем не менее, способен производить деструктивное влияние на профессионализм, консервируя шаблоны, укрепляя трафареты. Регулярные студийные занятия выполняют суппортивную (фр. support — подставка, поддержка) функцию, но одновременно содействуют тому, чтобы педагоги-практики овладевали новыми достижениями педагогики.
Но студия — это еще и лаборатория педагогического творчества. «Давайте попробуем» — фраза, занимающая по частотности употребления в лексиконе студийцев первое место. «Проверяются» и «опробуются» любые теоретические и методические положения в их технологической транскрипции. На занятиях со студентами вуза или колледжа возможность «пробовать» особенно важна: надо рассеять образ прошлого воспитания, которым богаты студенты как бывшие школьники, и заменить его иным образом современного представления о воспитании.
Обратимся к структуре студийных занятий, ибо этот вопрос хорошо иллюстрирует сущность студийного обучения.
1. Пролог |
Продуманный и организованный педагогом психологический настрой на предстоящую деятельность, инициирование физических и духовных сил на активную работу в группе каждого студента. Эта вступительная часть занятий совершенно необходима, потому что участникам предстоит практическая опытная работа, требующая вполне определенной направленности, высокого интереса, страстного желания и стремления «здесь и сейчас» овладеть профессиональным материалом. Психологический настрой производится следующим образом.
• В первую очередь отметим момент обращения к группе и приветствие всех членов учебной группы: очень важно в обращении определить роль, с которой бы участники студии идентифицировали себя, чтобы в процесс занятий хорошо исполнить данную роль. Примеры носят лишь приблизительный характер: «коллеги», «дорогие друзья», «дамы и господа», «юные исследователи», «пытливые мыслители».
• Далее необходимо определить тему предстоящей работы, назвать ее и четко обозначить границы темы, чтобы было понятно, о чем пойдет речь и каких вопросов касаться не будут все участники студии. Это могло бы выглядеть так: «Тема нашей работы — «Педагогическое явление как социально-психологическое явление». Мы разберем лишь этот вопрос, не касаясь временно операционного оснащения педагогического общения...»
• Очень важно обрисовать цель групповой работы, то есть, идеальное предвидение результата предстоящей деятельности (каков продукт произведенной групповой работы). Продолжим нашу иллюстрацию так: «...По окончании занятия мы выявим сущностный признак педагогического общения и его функции, что уже позволит нам представить общую картину правильной организации общения педагога с детьми».
• Выявление мотива планируемой деятельности совершенно обязательно, иначе групповая работа преобразуется в действие по воле педагога, никак не обретая социально-психологической природы. В нашем примере это звучало бы так: «Для педагога очень
важно понимать это: он может забыть или не суметь исполнить какие-то операционные действия, но ориентация на общие функции поможет ему найти общий правильный профессиональный путь».
• Чтобы каждый из студийцев был максимально активен, надо выявить личностный смысл планируемой работы. Например, сказать следующее: «После нашей работы каждый уже сможет приступить самостоятельно к овладению педагогическим общением...»
• Теперь остается лишь проявить заботу о самочувствии каждого, проверить обустройство группы для работы. Предположим, спросить, всем ли удобно, все ли готовы к работе, у всех ли есть в наличии материал для нее.
2. Этюд |
Первая содержательная часть занятий, обеспечивающая реальное представление о том явлении, которое должно быть осмыслено на занятиях. Предъявляется «картинка», некий конкретный и яркий образ явления, которое предстоит осмысливать и которое обозначено в теме деятельности. Предложить образное представление явления — значит предотвратить формальное восприятие знаний, наметить возможный путь к практическому овладению данным явлением. Так, перед изучением конфликта следует «увидеть» конфликт в его внешнем обличий, а перед тем, как анализировать продуктивность педагогического требования, необходимо иллюстрировать реальные формы существования педагогического требования.
Назовем основные способы конструирования этюда.
• Поставим на первое место ролевую игру как наиболее яркую иллюстрацию социально-психологического явления, которое изучается на профессиональных занятиях педагогов.
• Отметим большое влияние художественного образа, предъявленного произведениями живописи, танца, скульптуры, литературы, театра.
• Факт из жизни великого человека обладает мощным воздействием, ибо великая личность чрезвычайно яркая во всех своих проявлениях, и «картинка» персоналии выдающейся личности запоминается основательно, служа в будущем представленческой опорой.
• Рисунок, воспроизводящий эпизод реальной жизни или проблемную ситуацию повседневности, очень хорошо воспринимается студийцами, потому что вызывает особенное доверие («Это есть сама жизнь!»).
• Графическое изображение, будучи, скорее символом, чем образом, тоже выполняет роль зрительной опоры для последующего абстрагированного рассмотрения явления.
• При хорошем техническом оснащении вуза эффективно используются материалы видео- и аудиозаписей, дающие изображение явления в динамике.
Представим, что преподаватель предлагает воспроизвести сценически два варианта общения педагога с детьми (текст на карточках). Один из вариантов иллюстрирует парадигму «администратор — ученик». Другой рисует картину общения «педагог — ребенок». Сопоставление становится импульсом для выявления сущностного признака педагогического общения.
3. Экспликация |
Центральная часть студийной работы. Разворачивается логическая цепь размышлений: обобщаются факты, определяются понятия, выводятся суждения, производятся умозаключения, иллюстрируются выводы, проверяются мысленно практикой, проецируются возможные изменения хода и характера реального воспитания согласно сделанным выводам.
Способ выстраивания экспликации сегодня общеизвестен: ставятся вопросы один за другим:
«что?» — что за явление? каковы его существенные признаки? какова его форма проявления,? каковы связи с другими явлениями?
«почему (зачем)?» — почему оно существует? зачем оно создано людьми? педагогами? каково его основное назначение в жизни?
«где?» — в каких сферах воспитательного процесса или в какой сфере личностного развития располагается данное явление?
«когда?» — в какой период жизни данное воспитательное явление разворачивается? при каких условиях присутствует?
«как?» — как организуется взаимодействие с данным явлением? как организовать данное проявление?
И рассматриваемое явление предстает перед слушателями в своем сущностном виде.
Нередко все это оформляется в виде схемы, графика, условной формулы, символического знака или условной картинки. Последнее важно для запоминания, для последующего обдумывания нового вопроса. Бесспорно, к каждому из положений должна приготовляться иллюстрация в виде «картинки» из реальной практики воспитания.
4. Практикум |
Практикум — этап особенного интереса для педагога-практика. Ему надо видеть практическое воплощение теоретических идей и «здесь и сейчас» опробовать технологию такого воплощения.
Составляется система ролевых упражнений, которые, с одной стороны, служат иллюстрацией практической реализации произведенного решения, а с другой стороны, выполняют функции научения некоторым профессиональным умениям. Именйо в ходе | таких упражнений впервые опробуются варианты поведенческих форм, складывается первый профессиональный опыт.
Бесспорно, что существует ряд других методик для проведения первичного опыта:
• игровое воспроизведение реальной ситуации педагогической
повседневности;
• деловая игра, когда студенты получают определенные про
фессиональные роли;
• сценические иллюстрации по заготовленному тексту, когда
студенты воспроизводят театрализованным порядком зафиксиро
ванную ситуацию воспитания;
• опытно-экспериментальная проверка в условиях практичес
кой действительности в аудитории и за стенами аудитории по окон
чании занятий.
Очень хорошо вносить игровой элемент в такого рода упраж-. нения, чтобы студийцы были психологически раскованы и, благодаря интересному сюжету игры, полностью раскрывали свои способности, были бы максимально свободны. Особенно важно подчеркивать, что профессиональная неопытность не позволяет студенту сразу научиться высочайшему уровню профессионального умения, но позволяет ошибаться, говорить «глупости», давать «несуразные» варианты профессионального поведения — все это, в итоге, открывает путь для проб и ошибок «здесь и сейчас», но не тогда, когда педагог придет к детям и начнет с ними работу. Лучше ошибаться в учебной аудитории, чем совершать их в профессиональной деятельности.
...Предлагаем в качестве иллюстрации реальную методику, созданную студентами1 для собственного тренинга в овладении профессиональными операциями. Отметим ее простоту и изящество. Предлагается разыгрывать одинаковую ситуацию «Двое в одном купе поезда», но поочередно наполняемую разными воздействиями пассажиров друг на друга: произвести «Я-сообщение», обратиться с просьбой о помощи, высказать «положительное подкрепление», поставить «вопрос в связи с обстоятельствами» и т.д. В итоге протекает интенсивный тренинг в.технологических операциях, но в условиях игры он не тягостен и не скучен.
Заметим попутно следующее. Обычно подобрать материал для тренинга бывает самым сложным моментом в проведении практикума: слишком много разных и практически оправданных ситуаций приходится придумывать и собирать воедино. В приведенном же примере отброшена указанная сложность оказывается, возможна единая ситуация в ее вариативных содержательных формах.
5. Рефлексия |
Это короткий этап осмысления значимости проведенной работы для каждого участника групповой работы. Через отражение прошлого («что мы делали», «что поняли», «как себя чувствовали», «что было важным для будущей профессии...») сознание вычленяет сущность происшедшего, определяет роль для последующей жизни осмысленного явления. Чаще всего рефлексия проводится с помощью методик «недописанного предложения»: «За этот час я понял, что...», или «Я не напрасно провел этот час, потому что...», или «Главным для меня было...» — или же что-то подобное, что помогает произвести оценку профессиональных обретений. Но, конечно, может быть поставлен один общий лаконичный вопрос, например: «Не напрасно ли провел я эти часы?» или «Что было главным для тебя и твоего профессионализма?» Можно на первоначальном этапе ограничиваться лишь вопросом о самочувствии: «Как ты себя чувствовал во время занятий?» А после серии занятий не исключается оценочный вариант отражения состояния или своей работы на занятиях: например, «Моя работа может быть оценена на «5».
Рефлексия завершает единичное учебное занятие, но Может быть проведена как итоговое осмысление какого-то вполне определенного этапа студийной работы. Тогда она принимает форму устной или письменной рефлексии при одинаковой методике.
...Приведем примеры из материалов письменной формы рефлексии студентов по завершении всего курса педагогической технологии. Вот фрагменты из студенческих работ, посвященных осмыслению значимости курса: «...Мое главное достижение - я смогла перебороть страх перед аудиторией...»; «...Я совершил первый шаг своего профессионального практического обучения...»; «...Раскрылся мой внутренний мир, я избавилась от комплексов, я открыла в себе способность общаться...»; «Теперь я могу сказать то, что я думаю...»; «Я очень стеснительный человек и поэтому агрессивный, такие занятия стали для меня средством преодолеть и то, и другое»;«В отношениях
со своими близкими я стала более терпимой, я стала открытой, доброжелательной, общительной, я понимаю самое себя».
Рефлексия может проводиться на уровне эмоциональном, когда
студийцы сообщают о переживаниях своих в процессе учебных
занятий. Но со временем преподаватель добивается аналитического уровня рефлексивной деятельности студийцев, так чтобы в
анализе своего состояния и своей активности происходил анализ
профессиональных обретений.