Театры для детей как принципиально новое явление в искусстве ХХ в. Педагогические взгляды А.Брянцева, Н.Сац, С.Образцова, Л.Мозолевской
Театры для детей – новое явление в культуре 20 века.(но не все сложившееся в 20 веке дошли до 21-го века – экономич причины, ТЮЗы воспринимались как канал и пропоганда советских идей)
Первые в мире ТЮЗы советские. Первый был создан в Москве (Сац), следующий в Петербурге (Брянцев)
Брянцев создаёт зрелище с элементами народного праздника. Это обусловило стилистику прямого общения со зрителями – это адекватно детской аудитории (приём игры с публикой). Вторым достижением – собрание зрительского парламента (главная репетиция спектакля проходила с делегированными детьми; члены парламента получали возможность бесплатно смотреть спектакли и они становились пропагандистами ТЮЗа в школах. Из этого парламента вышли деятели театрального искусства – туда ходил даже А.Райкин)
Сац – создала первый в Москве ТЮЗ. Будучи дочкой дирижёра МХТ она понимала роль музыки в спектакле. Апофеоз её деятельности – создание детского музыкального театра (оперы, балеты, мюзиклы для детей). Её приёмы – беседовать перед спектаклем со зрителями.
Образцов – руководитель кукольного театра. Он считал, что кукольный театр – 1-й театр для ребёнка для посещения (для понимания и восприятия). Разработал систему взглядов – каким должен быть спектакль для детей 4-х, 5-ти, 6-тилетнего и т.д. возраста детей. На билетах писали от какого возраста спектакль. Он насыщал пребывание в театре ребёнка – в антракте можно было посмотреть на выставку кукол, аквариумы, а после спектакля – детские рисунки о нём.
Любовь И. Мозолевская предложила создать в Минске ТЮЗ стационарный и подготовила учебный курс, которым руководила и 4 выпускных спектакля – стали первыми в ТЮЗе (1956 г.). В ТЮЗе есть спектакли на белорусском языке. Она также вводит в репертуар классиков – переведённых и адаптированных для детской публики.
М.О.Кнебель о роли режиссёра-педагога в книге “Поэзия педагогики”. Современные тенденции развития театральной педагогики в нашей стране и за её пределами.
Она создавала ВУЗовскую специальность “режиссура”.Её педагогич нововведения – подробный этюдный метод организации репетиций, т.е. она перескакивает через застольный период – и сразу на площадку(прочитав произв-е, наметив – на площадку в репетиционном режиме). Суть Кнебель – “Действенный анализ пьесы и роли”.
Педагогические аспекты понятия “студийность”, связь этого понятия с общепедагогическим понятием “педагогика сотрудничества”.
Студийность – единонаправ-я деят-ть режиссёра-педагога и учеников (т.е. мы вместе), представление о равноценности результата и процесса творческой работы (т.е. мне интересно готовить – это не менее интересно чем выступать). Для атмосферы студийности важна равнозначность торческих и моральных качеств достижений и ценностей участников(Вспомнить “Современник”). Дух “студийности” – сразц виден на сцене, он неуловим, но ощущаем.
Содержание и методические основы проведения занятий по мастерству актёра в любительском коллективе и театральном классе.
В учебном классе этот предмет преподаётся для овладевания и дальнейшего получния проф образования, а в любительской студии – отдельно выделенный – очень сложно преподавать(т.к. в любит студии приходят “выступать”, а не учится) – поэтому учебный процесс(ое целенаправленный; к примеру: через 2 недели мы будем выступать на фестивале и т.д.) необходимо прятать в репетиционный (все этюды и т.д.). Разница в мотивации академического и досугового художественного образования.
Особенности работы над прозаическим текстом (работа с педагогом, педагогическое руководство самостоятельной работой).
Прежде всего познакомится с позицией автора, его стилистикой, наметить образ.Поработать над вопросами орфоэпии (правильного произношения) и партитуры (логич ударение, паузы, выразительные средства и т.д.). Работа над сценическим исполнением(декорации, костюмы, свечи, стулья, атрибутика и т.д. т.е. что необходимо)
Содержание и формы преподавания основ театрального искусства в системах базового, углубленного и профессионального образования. Планирование занятий.
Базовый уровень – школьники, студенты – проводим занимательную просветительскую работу. Не только поработать, но и закрепить – сделать публичное обсуждение.
УглублЁнная сис-ма образования – профориентационные цели (не реакреционизм, а академизм) – а) есть к этому или нет склонностей; б) есть ли способности (получается ли овладеть?); в) выстроить прогноз обоснованный проф выбора
Профессиональная система – готовит тех, кто будет заниматься в этой сфере (актёров, режисёров, театр. педагогов, теоретиков и историков)
усвоения знаний, умений и навыков выделяются следующие звенья процесса обучения: формирования новых знаний, закрепления и совершенствования знаний, формирования умений и навыков, применения знаний на практике, повторения, систематизации знаний, контроля усвоения знаний, умений и навыков. Существуют разные взгляды на педагогическую задачу и методику преподавания основ актерского искусства. Если руководствоваться программой Станиславского, то главной задачей первого курса надо признать работу актера над собой, то есть овладение основами артистической техники. Этой задаче должна быть подчинена работа и над этюдом и над отрывком. В основе работы актера над собой лежит принцип: от сознательного овладения артистической техникой к подсознательному пользованию ею.. Многие педагоги боятся засушить учащихся черновой тренировочной работой. Они считают ее малоинтересной и торопятся как можно скорее перейти к более увлекательной репетиционной работе над этюдами, отрывками и спектаклями В системе появился длинный перечень элементов самочувствия, которые он рассматривал как ступени, подводящие актера к творч.поиску.Говоря об элементе воображение, мы имеем сейчас в виду не только способность фантазировать, то есть создавать в своем воображении новые образы и связи действительности, но и умение своей фантазией воздействовать на окружающую сценическую жизнь и изменять ее в нужном направлении. Логика и последовательность и есть самый надежный путь к овладению этими элементами. Тренировочная работа актера обязательно содержит и элементы творчества. На материале упражнений они учатся совершать несложные действия в условиях сценического вымысла. Характер и объем тренировочной работы по сценическому движению, гимнастике, танцам, манерам, так же как и по постановке голоса, дикции, орфоэпии, логике речи, определяются специальными программами. Результат по всем тренировочным дисциплинам находится в прямой зависимости от регулярности проведения этой работы. Тренировочная работа проводится, как правило, в форме групповых занятий, по общей программе..Нельзя ко всем подходить с общей меркой. Чтобы исправить эти природные или приобретенные недостатки, необходимо прежде всего их выявить и зафиксировать. Педагоги должны быть опытными диагностами. Что же касается оценки творческих и человеческих качеств студента, то на это отводится более длительный срок. Как первый шаг к ознакомлению учащихся с теоретическими основами предмета целесообразно провести цикл бесед по общим (вопросам театрального искусства и по отдельным разделам программы, по мере их прохождения .С самого начала желательно приучить студентов вести творческий дневник, в котором бы они фиксировали процесс занятий и жизненные наблюдения. Первый курс определяет направление всей дальнейшей работы театральной школы. Именно здесь закладываются основы артистической техники и морально-этические нормы коллективного творчества. Если с самого начала не внушить ученикам верного представления о высоком гражданском призвании художника, не воспитать в них потребности к постоянному совершенствованию, то в дальнейшем уже трудно будет восполнить упущенное. Поэтому к работе первого курса следует подойти с особой ответственностью, уделяя исключительное внимание как подбору педагогов, так и организации учебного процесса.
Основные психофизические механизмы театрального творчества и их влияние на личность творца. Развитие эмоциональных, волевых, интеллектуальных, творческих качеств личности средствами театрального искусства.
Психотехника позволяет нам разобраться, откуда берутся чувства, эмоции, желания, как они работают и как ими управлять, и что такое вдохновение. Психофизический тренинг является неотъемлемой частью каждого урока по мастерству актера, даже если предстоит провести лекционное занятие.
Упражнения психофизического тренинга условно можно разделить по следующим направлениям (темам):
1) освобождение от мышечных напряжений (от так называемых «зажимов»). 2) Внимание. В этой теме содержатся упражнения на сосредоточение внимания (на «здесь и сейчас»), переключение внимания, привлечение внимания к себе и т.д. 3) Воображение и фантазирование, которые являются необходимым звеном творческого поиска, наполняют сходные движения человека разнообразным и, главное, осмысленным содержанием. 4) Собственно общение и взаимодействие с проработкой невербальных средств общения (интонаций, мимики, движений и т.п.) и его содержания (контекста, подтекста, атмосферы). Упражнения этой темы даются в начале любого занятия, это так называемые «разогревающие процедуры». Освободиться от зажимов учащимся помогают такие упражнения, как РАССЛАБЛЕНИЕ ПО СЧЕТУ, НАПРЯЖЕНИЕ – РАССЛАБЛЕНИЕ, ПЕРЕКАТ НАПРЯЖЕНИЯ, УПОР, ЗАЖИМЫ ПО КРУГУ, ОГОНЬ – ЛЕД, РТУТЬ, РАСТЕМ, ПОТЯНУЛИСЬ – СЛОМАЛИСЬ, ПЛАСТИЛИНОВЫЕ КУКЛЫ, СПАГЕТТИ, МАРИОНЕТКИ (ПОДВЕСКИ). Развитие эмоциональных, волевых, интеллектуальных качеств средствами театрального искусства Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя). Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.