Методы и сред-ва обучения. Разл. подходы и классиф. методов и средств обуч. в совр. дидактике
Классификация методов обучения:
1.ПО ИСТОЧНИКУ ЗНАНИЙ:
1.1 Словесные (рассказ, беседа, объяснение, лекция, работа с учеником);
1.2. Практические (упражнение, решение задач, лабораторные работы, практические работы);
1.3. Наглядные (наблюд., иллюстр-ия, демонстрация);
2. ПО ФОРМАМ ДЕЯТ-ТИ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ:
2.1. м-т преподавания; 2.2. м-т учения.
3. ПО СПОСОБУ ОРГ. ПОЗН. ДЕЯТ. УЧАЩИХСЯ:
3.1. м-т объяснительно-иллюстративный; 3.2. репродуктивный: 3.3. проблемный; 3.4. частично-поисковый; 3.5. исследовательский.
4. АВТОР БАБАНСКИЙ
4.1. м-д организации учебн. деятельности, 4.2. м-д стимулирования; 4.3. м-д проверки и контроля.
5. ПО СТЕПЕНИ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ;
5.1. Активные 5.2. Пассивные.
Средства обучения – орудия деятельности учителя и учеников; представляют собой материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности.
Различают следующие средства обучения:
• по составу объектов: материальные (помещения, оборудование, мебель, компьютеры, расписание занятий) и идеальные (образные представления, знаковые модели, мысленные эксперименты);
• по отношению к источникам появления: искусственные (приборы, картины, учебники) и естественные (натуральные объекты, препараты, гербарии);
• по сложности: простые (образцы, модели, карты) и сложные (видеомагнитофоны, компьютерные сети);
•по способу использования: динамичные (видеофильм) и статичные (слайды);
•по отношению к участникам процесса обучения: используемые учителем (классный журнал) и используемые учащимися (рабочая тетрадь);
•по особенност. строения: плоские (схемы), объемные (глобус) и вирт-ые (мультим. презентации);
• по характеру воздействия: визуальные (диаграммы, измерительные приборы), аудиальные (магнитофон) и аудиовизуальные (видео, компьютер);
• по носителю информации: бумажные (учебник), магнитооптические (фильмы), электронные (компьютерные программы) и лазерные (CD-ROM, DVD);
•по уровням содержания образования: на уровне урока (раздаточный материал), на уровне предмета (учебник, дидактические материалы) и на уровне всего процесса обучения (учебные кабинеты);
•по отношению к технологическому прогрессу: традиционные (наглядные пособия, музеи, библиотеки), современные (СМИ, компьютеры, мультимедиа) и перспективные (Web-сайты, локальные и глобальные компьютерные сети).
Адаптационный период в первом классе
Нач. период обучения в 1кл. должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечив-е его дальнейшее благоп. развитие, обучение и воспитание. Задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования.
Первый год обучения трудный для ребенка: меняется привычн. уклад его жизни, он адаптируется к новым соц. условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблаг-но адаптация протекает у детей с наруш-ми физич. и психолог. здоровья.
Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимател-ть, неусидчивость, быстр. отвлекаемость, неумение управлять своим повед-ем, связаны с особен-ми их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать внимание на полож-ых проявлениях ученика.
В начале обуч. учитель должен предост. каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе. Совершенно не допустимы в это время замечания типа «Быстрее!», «Задерживаешь всех!» и т.п. Объем работы школьников должен увеличиваться постепенно.
Учитель строит свою деятельность с учетом степени и длительности адаптации первоклассников к школе. Он должен быть сдержанным, спокойным, подчеркивать достоинства и успехи детей, стараться наладить их отношения со сверстниками. Целесообразно вызывать в первые месяцы учебного года к доске детей неуверенных в себе, стеснительных, демонстрировать перед классом недостатки и ошибки отдельных учащихся.
Стиль общения учителя с первокл. должен учитывать особенности поведения детей, связанные с их умением общаться с взрослыми и сверстниками. Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Не допустим авторитарный стиль общения учителя с ребенком.
Первоклассники способны сосредоточенно, без отвлечения заниматься однотипной деятельностью 10-12 минут, что определяет требования к организации и структуре урока в первом классе.
Для первоклассников очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве. Поэтому следует активно включать игру в учебный процесс, а не запрещать её, не исключать из жизни первоклассника. В первом классе игра имеет особое значение для формирования умения учиться – основной деятельности, которой занимается теперь ребенок. Принципиально важно обратить внимание на два вида игр – ролевые и игры с правилами (дидактические, подвижные, настольно-печатные).
Учитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, необходимо существенное место на уроках отводить моделирующей деятельности со схемами, моделями звуков и слов, геометрическими формами, объектами природы и т.п.