Методы и средства обучения

Образование

Образование - это способ социализации личности и преемственности поколений. Одна из главных задач образования состоит в подготовке молодого поколения к самостоятельной жизни и формирование образа будущего в ходе освоения различных форм жизнедеятельности человека. функции к двум основным: 1) воспроизводство культурно-исторического опыта человечества; 2) развитие личности и общества. Образование - сложнейший социально-исторический феномен с множеством сторон и аспектов. В настоящее время рассматривают: Образование как систему - совокупность учебно-воспитательных заведений, учреждений. Образование как педагогический процесс (процесс обучения и воспитания) - усвоение системы знаний. Образование как результат обучения и воспитания - достигнутый уровень в усвоении знаний, умений. Начиная с 2002 года, помимо Закона «Об образовании в Республике Беларусь», приняты следующие законы: «О профессионально-техническом образовании», «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития», «Закон Республики Беларусь об общем среднем образовании». Приняты также «Программа развития национальной системы образования в Республике Беларусь на 2006-2010 годы».

Национальная система образования включает: участников образовательного процесса; образовательные стандарты, а также разработанные на их основе учебные планы и учебные программы; учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования; государственные органы управления образованием (Министерство образования РБ, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов республиканского, регионального, местного уровней управления). Образование подразделяется на основное и дополнительное. Основное образование имеет следующие уровни: дошкольное, общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее, послевузовское. К учреждениям образования относятся: Дошкольные учреждения, учебные заведения - школы различных типов, лицеи, училища, колледжи, вузы, обеспечивающие получение начального, базового, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также получение специального образования для лиц с особенностями психофизического развития. Учреждения внешкольного воспитания и обучения. Соц-пед учреждения. Научно-исслед учреждения, занимающиеся изучением проблем обучения и воспитания, управлением образовательными системами и их проектированием, разработкой и внедрением инновационных педагогических технологий. Институты и факультеты повышения квалификации и другие. Единство и непрерывность системы образования обеспечивается согласованностью учебных планов и программ.

Пед профессия

Профессия педагога – специфический вид трудовой деятельности в системе отношений “человек – человек”, направленный на развитие обучающегося средствами учебных предметов и способами самой пед деятельности (способы воспитания и обуч). Специфика труда учителя выражается в постоянном общении с детьми, имеющими миропонимание, отличающееся от взрослого. Пед труд – это постоянное взаимодействие между человеком, овладевшим культурно-историческим опытом (учитель), и человеком, овладевающим им (ученик). Отличительные признаки:- По содержанию: проф деятельность педагога представляет собой преобразовательную деятельность, направленную на изменение учебного плана, методов обучения, методики преподавания, уровня знаний учащихся, их тезауруса, а также многих сторон личности самого педагога. - По форме: деятельность педагога –это коммуникативная деятельность, включающая непосредственное и опосредованное общение. По структуре: пед деятельность является ценностно-ориентационной деятельностью, направленной на формирование системы ценностей педагога и переноса ее на учащихся. Важную роль в учебно-воспитательном процессе играет пед грамотное взаимодействие учителя с коллегами, родителями учащихся, администрацией школы. Пед деятельность включает в себя общепедагогическую и проф-пед деятельность. Общепед деятельность существует столько же времени, сколько существует само общество.Проф-педагогическая деятельность возникла на определенном этапе исторического развития, вместе с появлением самой идеи целенаправленного развития личности другого человека. Пед функции можно разделить на два больших класса: целеполагающие (ориентационная (направление воспит деятельности), развивающая, мобилизующая (в стимулировании познавательной активности учащихся), информац функции и конструктивная (опред учителем содержания учебной и воспитательной работы,), организаторская(вовлечением учащихся), коммуникативная (влиянии на учеников),гностическая(способности человека адекватно воспринимать, понимать другого человека)). К целеполагающим пед функциям относятся функции, отражающие способы достижения основных целей пед процесса. Таким образом, важнейшей особенностью пед труда является то, что он с начала и до конца является процессом взаимодействия людей. Профессионализм или Компетентность – обладание чел способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Под специальной компетентностью понимается владение собственно проф деятельностью на достаточно высоком уровне. Социальная компетентность-владение совместной (гр) проф деятельностью. Личностная – это владение приемами личностного самовыражения и саморазвития. Индивид опред как владение приемами самореализации развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к проф росту.

Педагогика как наука

Наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека. По происхождению термин педагогика в дословном переводе – детовождение.Объект педагогики – воспитание в широком смысле.(процесс развития личности).Категории: 1. Воспитание (самовоспит), обучение(самообуч),пед процесс; 2.личность,формирование,развитие. Предмет педагогики – система отношений, возникающих в ходе воспитания; воспитание как сознательно организованный процесс, происходящий в семье, обществе, в определенных природных, соц, эк, дух и нравственных условиях. В 17в. пед. выделили как отдельную науку, занимающуюся не только изучением, но и воспитанием. Функции: ноуч-теоретич, практич и прогностическая. Педагогика является самостоятельной наукой. Отделившись в свое время от философии, она не утратила тесной связи с другими гуманитарными науками: философией; психологией; социологией; фольклористикой и этнографией. Философия выполняет важную методологическую роль в процессе разработки педагогической теории. Но прежде всего она помогает определить исходные позиции при исследовании пед явлений. С философией педагогику объединяет ряд общих вопросов и проблем, таких как взаимосвязь коллектива и личности, гносеологические проблемы (проблемы теории познания и ученического познания). Педагогика связана и с такими относительно самостоятельными областями философии как этика, эстетика. Психология помогает решать конкретные вопросы обучения и воспитания, способствует выработке умения составлять рациональный режим труда и отдыха, дает знания о возрастных и индивидуальных особенностях детей, которые необходимы в педагогической деятельности. Современная педагогика тесно связана с инженерной психологией, которая исследует взаимодействие человека и техники. Появление этой отрасли науки обусловлено, в частности, интенсивной компьютеризацией обучения. Совсем недавно сформировалась новая наука – педагогическая социология, которая занимается переводом общих данных и результатов социологических исследований в конкретные задачи воспитания. Фольклористика и этнография занимаются изучением народных традиций, обрядов и обычаев разных народов, памятников народного эпоса. В настоящее время существует особая отрасль педагогики – народная педагогика, которая изучает педагогическое содержание этих памятников народной культуры. Биологические науки рассматриваются как естественно-научная база педагогики. Например, педагогика опирается на фундаментальные работы русских физиологов И.М. Сеченова и И.П. Павлова по вопросам нервно-психического развития человека, рефлекторной природы его деятельности и др. Математика служит источником методов, которые применяются в процессе обучения. Кибернетика позволила создать в педагогике программированное обучение.

Методология

Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.Основные метод подходы в педагогике: Системный подход (Н.В. Кузьмина, В.А. Якунин). Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты пед процесса - педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: учёт взаимосвязи компонентов. Личностный подход (Зимняя, Роджерс) признаёт личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры. Задача воспитателя: соз условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности. Деятельностный подход (Леонтьев). Деятельность - основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности. Задачи воспитателя: выбор и организация деятельности ребёнка. Культурологический подход Основание: аксиология - учение о ценностях и ценностной структуре мира. Этнопедагогический подход. Воспитание с опорой на национальные традиции, культуру. Методы педагогических исследований - пути и способы познания объективной реальности пед явлений.Классификация методов исследования: Теоретические методы. Научно-прикладные методы. Экспериментальные. Пед эксперимент - научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. Подразделяются: По масштабу: глобальный; локальный; микроэксперимент. По цели: констатирующий (изучаются существующие педагогические явления) проверочный уточняющий (проверяется гипотеза); формирующий - созидательный, преобразующий (в процессе создаются новые педагогические явления). По месту проведения: естественный; лабораторный. Этапы педагогического исследования: Определение проблемы и постановка цели. Предмет и объект исследования. Построение рабочих гипотез. Выбор методов исследования. Проведения исследования и оформление результатов. Внедрение в практику. Педагогический эксперимент — исследовательская деятельность, осуществляемая с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях. В рамках педагогического эксперимента используется комплекс теоретических и эмпирических методов. Выделяют след этапы эксперимента: теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез); методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов); собственно эксперимент — проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых); аналитический— количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

Личность.

Личность - понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность и определяющих его социальные поступки, поведение среди людей. Свойства личности включают в себя и общее, и особенное, и единичное. Особенное в личности обозначается понятием индивидуальность. Индивидуальность - это особенности характера, психического склада, совокупность характерных признаков, в том числе и биологических, отличающих одну личность от другой. В структуре личности выделяются и такие компоненты, как первичные потребности в пище, сне, одежде; биологические свойства; характер, воля; самосознание; социальный опыт; высшие духовные потребности (познавательные, нравственные, эстетические); мотивы поведения и деятельности. Источник активности личности - его потребности в виде желаний и влечений. Благодаря сознанию и само­сознанию, потребность становится мотивом поведения и дея­тельности человека. Рассматривая процесс формир и развития личности, мы стремимся максимально полно учесть единство внешних и внутренних факторов, определяющих изменения, происходящие с личностью в результате образования. На личность действует множество факторов. Благодаря этим воздействиям человек изменяется, развивается. Развитие - это сложный и противоречивый процесс приобретения человеком новых качеств и их со­вершенствования. Общим подходом является выделение групп факторов развития личности. Ведущим фактором является образование, как специально организованный процесс, имеющий цель, осуществляемый подготовленными людьми, и опирающийся на теорию. Он выделяет и рассматривает следующие периоды и ведущие виды деятельности: до одного года - общение (младенчество); от 1 года до 3 лет - вербальное общение и практический интеллект; от 3-4 лет до 6-7 лет - игра в ролевой форме, обеспечивающая развитие общения и предметной деятельности (дошкольный возраст); от 6-7 лет до 9-10 лет - учение обеспечивает формирование интеллектуальных и познавательных способностей; от 9-10 лет до 13-14 лет - трудовая деятельность и интимно-личностное общение (подростковый возраст). от 13-14 лет до 16-17 лет - интимно-личностное общение становится ведущим (старший школьный возраст)

Мы в своем исследовании можем ориентироваться еще и на выделение этапов развития подростков и старших школьников:

I этап: с 9-10 лет до 11-12 лет - физическое развитие;

II этап: с 11-12 лет до 13-14 лет - интеллектуальное;

III этап: с 13-14 лет до 15-16 лет - развитие социальной сферы;

IV этап: с 15-16 лет до 18-19 лет - духовное развитие.

Факторы: наследственность, окруж среда, воспитание, деятельность.

Пед процесс

Пед процесс – это метод и способ организации воспитательных отношений, которые заключаются в систематическом и целенаправленном выборе и применении внешних факторов развития субъектов обучения. Понятие «процесс» произошло от латинского слова processus и означает «движение вперед», «изменение». Педагогическим процессом определяется постоянное взаимодействие субъектов и объектов образовательной деятельности: воспитателей и воспитываемых. Структура педагогического процесса включает в себя:1. Цель – выявление итогового результата.2. Принципы – это основные направления в достижении цели.3. Содержание – получение практического дидактического методического материала, необходимого для решения педагогических задач.4. Методы – это необходимая работа учителя и ученика с целью передачи, переработки и восприятия содержания обучения.5. Средства – способы «работы» с содержанием.6. Формы – это последовательное получение результата педагогического процесса.Целью педагогического процесса является эффективное прогнозирование итога и результата работы. Метод педагогического процесса – это способы взаимоотношений учителя и ученика. Различные виды классификации методов педагогического процесса могут определяться следующим образом: по источнику познания: словесные (рассказ, беседа, инструктаж), практические (упражнения, тренировки, самоуправление), наглядные (показ, иллюстрирование, предъявление материала), на основе структуры личности: методы формирования сознания (рассказ, беседа, инструктаж, показ, иллюстрирование), методы формирования поведения (упражнения, тренировки, игра), методы формирования чувств (стимулирования) (одобрение, похвала). Закономерностями педагогического процесса являются следующие: Динамика педагогического процесса. (Педагогический процесс предполагает поступательный характер развития).Развитие личности в педагогическом процессе.Управление учебно-воспитательным процессом.Стимулирование. (Эффективность педагогического процесса). принципы пед процесса. 1. Гуманистический принцип.2. Принцип взаимосвязи теоретической направленности пед процесса с практической деятельностью. 4. Принцип научности.5. Принцип ориентации пед процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения.6. Принцип коллективизма процессов обучения и воспитания. 7. Систематичность, преемственность и последовательность. 8. Принцип наглядности. Пед взаимодействие- это основа педагогического общения, которое в совр. школе реализуется в виде пед. диалога.Признаками того, что у учителя есть контакт с уч-ком:1) взаимное индивидуальное восприятие уч-ля и уч-ков; 2) Восприятие мыслей педагога и уч-ков как значительных, развитие их в дальнейшем общении; 3) общность важных суждений; 4) сохранение интереса. Системы педагогического взаимодействия: 1)ученик-учитель (индивидуальное),2) учитель-ученики (коллективное), 3)учитель-коллеги (групповое).

7.Содержание образования

Обучение – это процесс социально обусловленный, конечным результатом которого должна быть личность, способная жить в современном обществе. важной функцией обучения является социальная функция, направленная на формирование личности, которая будет соответствовать социальным требованиям. Процесс обучения – это целенаправленный процесс создания личности, который является социально обусловленным и педагогически организованным процессом. На содержание образования влияют потребности общества, которые выступают в качестве объективного фактора. Еще одним из факторов, влияющих на содержание обучения, являются изменения в развитии науки и техники. Под содер образования понимают систему знаний, умений, навыков, а также систему мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми должен овладеть учащийся в процессе обучения. Выделяются основные направления содержания воспитания и образования:– физическое; эстетическое; трудовое;умственное; нравственное. Содержание образования должно быть на всех его ступенях направлено на достижение главной цели воспитания, а именно формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Содержание образования должно строиться на строго научной основе, т. е. включать в себя только принятые и устоявшиеся в науке факты и учебные материалы. В содержании образования теоретический материал должен сочетаться с практикой.Таким образом, содержание образования – это система получения знаний, умений и навыков, которые в дальнейшем будут применяться в производственном труде и должны соответствовать поставленным целям развития человека. Учебно-программная документация (УПД) – это совокупность нормативных документов, определяющих цели, задачи и содержание образования по конкретной специальности.К учебно-программной документации относятся: учебный план специальности;учебные планы специализаций;учебные программы дисциплин.Учебная программа – документ, в котором определено содержание обучения и наиболее целесообразные способы организации его усвоения учащимися. В учебной программе отражаются цели обучения и воспитания, раскрываются содержание дисциплины, рекомендуемые дидак процессы и предпочтительные организационные формы обучения. По своему назначению учебно-программная документация подразделяется на типовую, индивид, экспериментальнуюирабочую.При разработке учебно-программной документации необходимо руководствоваться настоящими методическими указаниями и норм правовые документами:Закон РБ «Об образовании в РБ»;В плане учебного процесса отражаются перечень дисциплин и общий объем времени (в часах) на их изучение, формы промежуточного и итогового контроля знаний, основные виды учебной деятельности, примерное распределение учебного времени по годам обучения. Мин образ-ния.

8. Дидактика

Дидактика - раздел педагогики; теория образования и обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования. Предмет - обучение как средство образования; закономерности и принципы обучения, его цели, методы; деятельность преподавания и обучения. Взаимосвязь преподавания и учения. Вне преподавания и учения обучения не существует. Обучение возникает когда учение направлено по специальному плану. Дидактика - теория обучения. Бывает общая и частная дидактика.
1. Общая - с какими целями, чему и как обучать учащихся на всех уроках.
2. Частная - изучает как организовано обучение по отдельным предметам.
Задачи:Описание и объяснение процесса обучения и условная реализация его.Конструирование процесса обучения.Нормативная функция. Главная функция - научное обоснование практики обучения.Дидактика использует знания других наук с целью научного обоснования практики обучения. Обуче́ние — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ЗУН (знания, умения, навыки), развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. Под закономерностью понимаются необходимые и устойчивые связи и отношения между дидактическими явлениями. С этой закономерностью связан принцип активности и самостоятельности в обучении. Закономерность отвечает на вопрос, что установлено. Принцип отвечает на вопрос, как закономерность может быть реализована на практике. Принципы дидактики осмысливаются и разрабатываются в педагогической науке на протяжении нескольких веков. Их основоположником считается великий славянский педагог Ян Амос Коменский. Вслед за ним и западноевр и отечеств педагогики. В основе принципа наглядности.Принцип систематичности и последовательности. Принцип доступности. Принцип научности. Принцип связи теории с практикой.

Дидактические принципы определяют содержание, формы и методы учебной работы в соответствии с целями воспитания и закономерностями обучения.

Методы и средства обучения

Методы обучения (способ познания) - это упорядоченные способы деятельности учителя и учащихся, направленные на эффективное решение учебно-воспитательных задач. Среди методов обучения выделяют два вида: метод обучения как инструмент деятельности учителя для выполнения руководящей функции - научение, а также метод обучения как способ познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями. Общие методы обучения является многомерным педагогическим явлением, которое включает в себя ряд аспектов: •гносеологический (соответствие закономерностям познания); •логико-смысловой (использование методов обучения в соответствии с законами мышления и содержания учебного материала); •психологический (учет психологических механизмов познания); •педагогический (достижения учебной цели) Средства обучения - это разнообразное учебное оборудование, которое используется в системе познавательной деятельности (книги, тетради, лабораторное оборудование) В дидактике существуют различные подходы к классификации методов:

1) по источникам знаний и характером восприятия информации (Верзилин);

2) по характеру логики познания ( Лернер, Скаткин);

3) по степени проблемности усвоения знаний и уровнем учения ( Махмутов);

4) на основе целостного подхода к процессу познания (Банско)

Наиболее распространенной является классификация методов обучения по дидактической целью и функциональной направленностью На основе этого подхода выделяют три группы методов: по источникам знаний, по характеру логики пиз знания, по уровню самостоятельной мыслительной деятельности. Если компьютер используется только как средство учебной деятельности, то его функции мало чем отличаются от тех, которые он выполняет в рамках других видов деятельности. Возможности применения значительны: от справочной системы до средства моделирования некоторых ситуаций.

Выполнение функции обучения - наиболее существенная характеристика применения компьютера в обучении. Задачи применения компьютера в обучении:

1) обеспечение обратной связи в процессе обучения;

2) обеспечение индивидуализации учебного процесса;

3) повышение наглядности учебного процесса;

4) поиск информации из различных источников;

5) моделирование изучаемых процессов или явлений;

6) организация коллективной и групповой работы.

По целям и задачам обучающие компьютерные программы делятся на иллюстрирующие, консультирующие, программы-тренажеры, программы обучающего контроля, операционные среды. Одни из них предназначены для закрепления знаний и умений, другие ориентированы на усвоение новых понятий.

Наши рекомендации