Тема 2.3 Личность как объект и субъект воспитания
Программа повторения
По дисциплине Педагогика
Раздел 1.Введение в педагогическую профессию
Тема 1. 1 Педагогическая профессия и ее роль в современном обществе
Возникновение и развитие педагогической профессии в разные исторические периоды.
Роль и место педагога в век информационного общества. Повышение требований общества к педагогу на современном этапе. Педагогическая деятельность, ее аспекты. Содержание педагогической деятельности. Понятие о профессиональной компетентности педагога как интегральном проявлении профессионализма. Компоненты профессиональной компетентности: профессионально-содержательный, профессионально-деятельностный, профессионально-личностный, их характеристика. Педагогические способности, их влияние на уровень» профессиональной компетентности и мобильности педагога.
Понятие о профессиограмме как качественно-описательной модели представителя педагогической профессии, ее составляющие.
Тема 1.2Профессиональная компетентность учителя.
Тема 1.3 Пути и формы овладения педагогической профессией
Содержание и структура освоения педагогической профессии. Спектр педагогических специальностей. Характеристика системы профессионального педагогического образования в России. Перспективы овладения педагогической профессией. Непрерывное образование как необходимое условие профессионального роста и развития личности педагога.
Характеристика содержания и форм организации учебно-воспитательного процесса и самостоятельной учебной деятельности студентов в колледже.
Роль и место самообразования и самовоспитания в становлении педагога-профессионала. Этапы (стадии, уровни) самообразования. Общие правила и рекомендации по организации самообразования.
Раздел П. Общие основы педагогики
Тема 2.1 Предметно-проблемное поле современной педагогики.
Педагогика как наука. Предмет, обьект исследований в педагогике. Функции педагогики: описательная, объяснительная, прогностическая. Задачи педагогики: изучение, обобщение и описание практического опыта воспитания и обучения; разработка новых технологий, методов, форм, и средств обучения. Основные педагогические понятия: воспитание, образование, обучение, самовоспитание, самообразование, развитие, формирование. Междисциплинарные понятия в педагогике. Структура педагогики и ее связь с другими науками.
Тема2.2 Целостный педагогический процесс и его характеристика.
Понятие целостного педагогического процесса и его структура.
Функции целостного педагогического процесса: воспитывающая, развивающая и образовательная. Компоненты целостного педагогического процесса: целевой, содержательный, деятельностный, результативный.
Закономерности педагогического процесса как выражение его сущности. Закономерности, обусловленные социальными условиями. Закономерности, обусловленные природой человека. Закономерности, обусловленные сущностью воспитательного процесса.
Принципы целостного педагогического процесса: целенаправленность педагогического процесса, научность, доступность, систематичность и последовательность, сознательность, активность, самодеятельность, наглядность, коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка, прочность, связь с жизнью и др.
Тема 2.3 Личность как объект и субъект воспитания.
Движущая сила и закономерности развития личности. Факторы развития личности. Роль наследственности и среды в развитии, их взаимосвязь. Роль активности ребенка в развитии его индивидуальности и личностных качеств. Профессионально-педагогическое воздействие на ребенка как решающий фактор его развития. Развитие его в процессе различных видов деятельность и общения.
Индивидуальность в воспитании. Личность как обьект и субьект воспитания. Возрастные особенности развития личности: сущность, периодизация детского возраста. Неравномерность развития, сензетивные периоды, акселерация. Зона актуального развития и зона ближайшего развития. Особенности воспитания учеников различных возрастных групп. Учет индивидуальных особенностей в воспитании.