Основные даты жизни и деятельности
1776 — Иоганн Фридрих Гербарт родился.
1802—1841 — профессор Гёттингенского и Кёнигсбергского университетов.
1841 — Иоганн Фридрих Гербарт скончался.
Основные работы
1806 — «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания». 1816 — «Учебник психологии».
1831 — «Письма о приложении психологии к педагогике». 1835 — «Очерк лекций по педагогике».
Литература
1. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999. – С.146 – 168.
2. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей.//Хрестоматия по истории педагогики. – Мн., 1971. – С.215 – 257.
3. Константинов Н.А. и другие. История педагогики. – М., 1982. – 447 с.
4. Латышина Д.И. История педагогики. – М., 2002. – 603 с.
5. История педагогики/ Под ред. А.И.Пискунова. – М., 2001. – 512с.
6. Сегянюк Г.В. Гiсторыя педагогiкi. – Мазыр, 2000. – 432с.
7. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1981. – С.284 – 461.
Тема 8. Становление системы образования в России и Беларуси в первой половине 19 века.
План.
1. Создание в России государственной системы образования. Устав 1804 года.
2. Царская политика в области образования. Устав 1828 года.
3. Влияние декабристов на педагогическую мысль и школу России.
4. Школа и просветительские идеи в Беларуси в конце 18 начале 19 века.
1. Создание в России государственной системы образования. Устав 1804 года.
К началу 19 века под влиянием начавшегося кризиса крепостнических отношений царское правительство России вынуждено было пойти на уступки общественному демократическому мнению (правил Александр первый 1777-1825, царь либеральный). Была проведена и реформа просвещения. Среди многих министерств организованных царской властью в 1802 году было создано и первое министерство народного просвещения.
В 1803 г. были опубликованы "Предварительные правила народного просвещения", а затем, в 1804 г. – "Устав учебных заведений, подведомых университетам". К их разработке были привлечены и передовые деятели русской культуры. Этими документами была оформлена новая система школьного образования в составе четырех типов учебных заведений: приходское училище, уездное училище, гимназия, университет. Она более соответствовала начавшемуся процессу развития капиталистических отношений.
Согласно принятому уставу Россия была разделена на шесть учебных округов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Виленский и Дерптский (Дерпт с 1721 перешел к России, а в 1625 был швейцарским городом, с 1893 по 1919 г Юрьевск, в буржуазной Эстонии г Тарту, г. Тарту с 1940 в советской Эстонии). Во главе каждого учебного округа были поставлены университеты. На университеты наряду с научными и учебными возлагались и административно-педагогические функции. Они должны были управлять всеми учебными заведениями своего округа, в связи, с чем при советах университетов создавались училищные комитеты, и профессора университетов должны были выполнять функции методистов и инспекторов ("визитаторов"). Была установлена строгая бюрократическая зависимость низших звеньев системы народного образования от высших: приходские училища подчинялись смотрителю уездного училища, уездные – директору гимназии, гимназии – ректору университета, университет – попечителю учебного округа.
Приходские училища –одногодичный курс обучения, цель подготовки учащихся к уездным училищам, во-вторых, дать детям низших слоев населения религиозное воспитание и навыки чтения, письма и счета. Правительство не отпускало на эти школы средств, поэтому они почти не развивались. В учебный план приходских училищ входили такие учебные предметы: закон божий, нравоучение, чтение, письмо, первые действия арифметики и некоторые отделы книги "О должностях человека и гражданина", который с 1786 года применялась в народных училищах как официальное пособие, рассчитанное на воспитание чувства преданности самодержавию. Занятия в школе должны были проводиться 9 часов в неделю.
Уездные училища с двухгодичным сроком обучения создавались по одному в губернских и уездных городах, а при наличии средств и в больше числе. Целью уездных училищ было, во-первых, подготовить учащихся для поступления в гимназию, а, во-вторых, сообщить детям неприливигированных свободных сословий "необходимые познания для работы в промышленности". Учебный план включал 15 учебных предметов: закон божий, "Книга о должностях чел и гражд.", российская грамматика, география, история, начальные правила геометрии, физики, естествен наук, технология промышленности, хозяйства относящееся к краю, где находилось училище. Это создавало непосильную нагрузку для учащихся. Предметы преподавались двумя учителями, их недельная нагрузка равнялась 28 часам, каждый учитель вел 7-8 предметов. Уездные училища финансировались лучше, чем малые (малые за счет пожертвований, а уездные частично за счет государственного бюджета.
Гимназии – учеба продолжалась 4 года. Цель гимназий предназначенных для дворян и чиновников, являлась, во-первых, подготовка к университету, а, во-вторых, преподавание наук тем, которые "пожелают приобрести сведения, необходимые для благовоспитанного человека". Учебный план был крайне обширным, энциклопедичным. В него входили иностранные языки: лат, нем, франц, статистика, философия, логика, метофизика, нравоучение, словесность, теория поэзии, эстетика, математика, физика, естественные науки, теория коммерции, технология, рисование. В гимназии предлагалось иметь восемь учителей. В учебном плане гимназии отсутствовал закон божий. Это явилось результатом влияния передовых русских людей на устав 1804 года. В гимназии не преподается русский язык. Гимназии были поставлены в лучшие материальные условия по сравнению с уездными, государство полностью содержало гимназии. Юноши дворянского происхождения, окончившие гимназии, имели широкие права на занятие различных государственных должностей. Дети низших сословий могли по окончанию гимназии быть утверждены учителями (начальных и средних школ) только по решению сената.
Университеты составляли высшую ступень системы народного образования, в них поступали имеющие знания в объеме гимназического курса. Царское правительство дало университетам некоторую автономию. Университеты управлялись выборными советами, профессора выбирали ректоров и деканов. Профессорам рекомендовалось употреблять по отношению к студентам гуманные меры воздействия. Студенты могли создавать различные общества, кружки, устраивать товарищеские сходки. Главной задачей университетов являлась подготовка чиновников для всех родов государственной службы, в том числе и в области просвещения.
В учебные заведения вводился "способ учения", разработанный в 80-х годах 18 века комиссией народных училищ. Всем учителям предписывалось применять ту организацию и методы обучения, которые были рекомендованы в книге "Руководство учителям народных училищ". По-прежнему не разрешалось никаких отступлений от правил официальной дидактики. В уставе 1804 года, как в уставе 1786 года, учителя рассматривались как чиновники. Царская власть не признавала за ними права на педагогическое творчество.
Несмотря на многие трудности, существование сословно-крепостнического строя, школьное дело в стране неуклонно развивалось. Этому способствовало развитие капиталистических отношений, рост населения, особенно городского, потребность в грамотности, деятельность передовых ученых и учителей.
К началу Отечественной войны 1812 года в России было 47 губернских городов и почти в каждом из них были гимназии, уездные и приходские училища. К началу Отечественной войны (правление Александра 1) правительство все больше отходило от либеральных положений 1804 года и принимало меры к тому, чтобы использовать систему народного образования для распространения в народе самодержавной крепостнической идеологии. С 1811 г был введен закон божий во всех учебных заведениях.
После Отечественной войны 1812 г свободолюбивые настроения в стране стали усиливаться, возникли тайные общества декабристов, передовые идеи стали проникать в школы.
В учебных заведениях распространяется запрещенная литература: стих Пушкина, Грибоедова, поэтов-декабристов – Рылеева, Одоевского и др., в которых воспевалось высокое гражданское, патриотическое чувство, желание посвятить себя служению Родине, борьбе с тиранами. В отдельных школах передовые учителя рассказывали уч-ся о несправедливости крепостного права и темных сторонах российской действительности.
В ответ на нарастающее в стране общественное недовольство и волнение среди крестьян, казаков, солдат и крепостных рабочих царское правительство установило аракчеевский режим (приняло ответные меры).
В царских указах было в то время объявлено, что дети крепостных крестьян не должны приниматься в гимназии, институты, университеты. Для того, чтобы затруднить простым людям возможность учиться в школах в 1819 году была введена плата за обучение в приходских, уездных училищах и в гимназиях.
В целях усиления религиозного воспитания в школах министерство народного просвещения было преобразовано в 1817 г в министерство духовных дел и народного просвещения. Мероприятия нового министерства были направлены на усиление религиозного воспитания. в 1819 году были изменены учебные планы всех школ, введено "чтение из священного писания", запрещено преподавание естествознания.
Из гимназического курса исключались предметы, которые могли способствовать развитию у учащихся "вольнолюбивых настроений, как-то философия, политическая экономия, естественное право, эстетика.
Особенно рьяно обрушилась реакция на университеты.