Специфика развития и социализации

специфика развития и социализации - student2.ru

«Из него же, из чего же, из чего же сделаны эти мальчишки? Из чего же, из чего же, из чего же сделаны эти девчонки?..» —

звучит очень важный вопрос в незамысловатой, но, с точки зре­ния педагогики, — весьма грамотной детской песенке, вопрос, на который каждый человек, имеющий дело с детьми, призван най­ти ответ...

— Мальчики — люди, и девочки — люди. Значит, между ними нет
разницы.

Так говорят одни.

— Неправда. Девочки спокойнее, послушнее, порядочнее, прилеж­
нее, деликатнее.

Так говорят другие.

— ...Мальчики веселые, не наскучат, они не обижаются, искреннее, больше их все занимает, легче убедить.

— У девочек сердце мягче.

— Вовсе нет, мальчик охотнее поможет, услужит.

— Неправда.

И они спорят и никак не могут согласиться.

Этот диалог — извечный спор на всегда волнующую взрос­лых тему — воспроизводит в одной из своих замечательных книг «Правила жизни. Педагогика для детей и взрослых» педа­гог-гуманист, детский врач, писатель Януш Корчак16.

«Так кто же лучше, мальчики или девочки?» — подытоживает полемику автор, доказывая в ходе своих последующих размыш­лений, что спор о том, кто лучше, — беспредметен: они такие, какие есть, в чем-то похожие, во многом отличающиеся друг от друга, — эти мальчики и девочки.

Что касается сходства, здесь более или менее ясно, а вот чем они отличаются?..

Попробуем ответить на этот, казалось бы, совсем несложный вопрос, опираясь на те — увы! — скудные сведения, которые со­держатся в специальной литературе, результаты педагогических наблюдений и на наш с вами жизненный опыт — все мы когда-то (одни раньше — другие позднее) были мальчиками и девоч­ками, общались со своими сверстниками и, наверное, пытались понять: а чем же они отличаются — мальчики и девочки?



М

15 Амотлмвит Ш.А Размышления о гуманной педагогике М , 1995 С. 85

16 Корчак Я. Правила жизни. Педагогика для детей и взрослых // Я. Корчак. Педагогическое наследие. М., 1991. С. 224.


специфика развития и социализации - student2.ru

специфика развития и социализации - student2.ru

ПЕДА1101^ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

р структуру личности человека: его ана-томо-физиологические, психические, социальные свойства и качества;

□ движущие силы и закономерности развития человека и формирования его личности;

□ половозрастные и индивидуальные особенности детей и подростков, специфику их проявления в разных социальных ситуациях развития;

□ внутренние и внешние факторы развития человека, особен­ности их влияния на формирование личности на разных воз­растных этапах, при разных обстоятельствах.

ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

&

□ осуществлять психолого-педагогическую диаг­ностику личности, педагогически целесообраз­но использовать методы исследования;

□ определять цели, задачи, перспективы деятель­ности, направленной на создание условий для гармоничного развития личности ребенка;

□ учитывать половозрастные и индивидуальные особенности развития человека при определении содержания, форм, мето­дов, средств организации деятельности и общения;

□ анализировать характер и степень воздействия на формирова­ние'личности, как каждого фактора в отдельности, так и их совокупности;

□ координировать, корректировать и компенсировать в интересах развития личности формирующее влияние различных факторов (деятельности, общения, семьи, коллектива и др.), опираясь на их совокупный потенциал и возможности воспитания.

специфика развития и социализации - student2.ru

♦ ЗАДАНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО

ОСМЫСЛЕНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ

НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ


1. Мы согласились с вами с тем, что знание особенностей раз­вития человека как природного существа педагогу необходимо, в частности для правильной организации учебно-воспитательного процесса в школе. Не навредить ребенку! — этот непреложный закон педагогической деятельности знают, как будто, все, однако...

Делегаты Всесоюзного съезда работников народного Газова­ния (декабрь 1988 г.) получили при регистрации удииРШый по пронзительности звучания и силе эмоционально-нракжнно-го воздействия документ — «Открытое письмо врача учителю», автор которого, А.А.Дубровский, в частности, отмечи «Наш опыт подтверждает, что самой главной причиной возникновения неврозов, таких, как энурезы, логоневрозы17, различные тР, ис­терии, юношеские гипертонии, фобии, является школа,)*бный процесс, связанный с перегрузкой, нервными переживаниями, перенапряжением, дистрессовыми состояниями, а если шикнуть глубже в суть дела, то все это можно выразить отсутствием уста­новки на постоянную обеспокоенность охраной здоровы учени­ков учителем!»18

Опираясь на свои знания и представления о биологических за­конах, действием которых обусловлены психофизиологические изменения в человеке, а также на свой ученический и стоичес­кий опыт, попытайтесь сформулировать перечень табу -запре­тов на то, что может повредить здоровью ребенка, внести дисгар­монию в его развитие. Эти табу целесообразно представить в виде кратких тезисов-аксиом — истин, не требующих рсаза-тельств.

2. Попробуйте построить логическую цепочку, отправным зве­ном которой будет понятие «самосознание», а завершающим — «поиск смысла жизни».

3. Найдите примеры (в истории, литературе, жизни), подтверж­дающие вывод В.М. Бехтерева (см. раздел «Проблемно-аншти-ческий материал») о том, что «умножение человеческих позна­ний» без воспитания чувств и воли «послужит только к тону, что­бы создать вредного члена нашего общества».

4. Составьте аннотацию на статью Г.С. Костюка, представлен­ную в разделе «Проблемно-аналитический материал». Позволим себе напомнить, что аннотация является кратким изложением публикации с характеристикой ее направленности, научных по­зиций автора и т.д.

И еще одно задание по этой статье Г.С. Костюка: вгексте много иноязычных слов, специальных терминов и понятий. Ма­териал не будет понят, если вы не сделаете для себя его «пере­вод». Составьте словарик к этой статье, найдите определения, внесите все в ваш краткий педагогический словарь.

17 Логоневрозы — нарушения речевой функции.

18 Дубровский А.А. Открытое письмо врача учителю: Здоровье детей-буду­
щее народа. М., 1988. С. 11 — 12.

5. Напишите письмо Кириллу Петровичу Яновскому, в котором в тезисной форме выскажите свои суждения по поводу содержания еГо статьи (см. «Проблемно-аналитический материал» к данной теме). Попытайтесь написать письмо в стиле, которым пользова­лись при проведении научных дискуссий в том далеком 1901 г.

6. Попытайтесь построить «образ-Я» Тома Сойера. Напомним, что «образ-Я» — это система представлений человека о себе ре­альном, себе ожидаемом, себе идеальном.

7. Замечательная повесть-сказка Р. Киплинга за­канчивается следующей сценой:

т

«И когда Маугли с тяжелым сердцем взобрался по хорошо знакомым скалам на то место, где его когда-то приняли в Стаю, он застал там только свою четверку волков, Балу, почти совсем ослеп­шего от старости, и тяжеловесного, хладнокровно­го Каа, свернувшегося кольцом вокруг опустевшего места Акелы.

 

— Значит, твой путь кончается здесь? — сказал Каа, когда Маугли бросился на землю. — Еще ког­да мы встретились в Холодных Берлогах, я это знал. Человек в конце концов уходит к человеку, хотя джунгли его и не гонят»19.

Выросший в стае волков Маугли «с тяжелым сердцем» пошел к людям, в ту среду, к которой он принадлежит по праву челове­ческого происхождения. Что ждет его среди людей? Киплинг предложил читателю домыслить судьбу своего героя. Давайте по­пытаемся это сделать, представив себя в качестве апологета био­логической, социологической и биосоциальной философско-пе-дагогических концепций. Не забывайте, что апологет — это убеж­денный сторонник какой-либо идеи, учения, который, отстаивая свое мнение, умеет выстраивать систему логических доказа­тельств, находить необходимые аргументы.

8. Охарактеризуйте направленность личности Януша Корчака
на основе той информации о нем, которой вы уже располагаете,
а также на основе этико-психологического анализа предлагаемого
вашему вниманию отрывка из его книги «Как любить ребенка»:

«Будь самим собой, ищи свой собственный путь. Познай себя прежде, чем захочешь познать детей. Прежде чем намечать круг их прав и обязанностей, отдай себе отчет в том, на что ты спосо­бен сам. Ты сам тот ребенок, которого должен раньше, чем дру­гих, узнать, воспитать, научить.

19 Киплинг Р. Маугли: Повесть-сказка. М, 1978. С. 189.

Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика являете наукой о ребенке, а не о человеке. (...)

Будь самим собой и присматривайся к детям тогда, когда они могут быть самими собой. Присматривайся, но не предъявляй требований. Тебе не заставить живого, задорного ребенка стать сосредоточенным и тихим; недоверчивый и угрюмый не сделает­ся общительным и откровенным; самолюбивый и своевольный Не станет кротким и покорным. А ты сам?

Если ты не обладаешь внушительной осанкой и здоровыми легкими, ты напрасно будешь призывать шумную ораву к поряд­ку. Но у тебя добрая улыбка и терпеливый взгляд. Не говори ни­чего: может быть, они сами успокоятся? Дети ищут свой путь.

Не требуй от себя, чтобы ты уже сразу был степенным, зрелым воспитателем с психологической бухгалтерией в душе и педагоги­ческим кодексом в голове. У тебя есть чудесный союзник — вол­шебная молодость, а ты призываешь брюзгу — дряхлый опыт»20.

Нам часто приходится искать аргументы в защиту своей пози­ции, найти удается не всегда... Если допустить, что авторитетное суждение Я. Корчака могло бы быть использовано в качестве од-" ного из аргументов, то постарайтесь найти ему место в ряду дока­зательств каких-либо тезисов, представленных в материале дан­ной темы.

9. И еще раз обратимся к известным, наверное, каждому чело­
веку именам. Буратино и Мальвина — в этих персонажах А. Тол­
стой достаточно рельефно отразил особенности развития и пове­
дения мальчика и девочки. Охарактеризуйте героев сказки, опи­
раясь на данные об особенностях развития детей разного пола, с
которыми вы познакомились при изучении данной темы.

10. Сформулируйте определения понятиям:
закономерность
индивидуальные особенности
потребность,

предметно (орудийно)-манипулятивная деятельность,

сюжетно-ролевая игра,

темперамент.

Не забудьте внести эти понятия в ваш краткий педагогический словарь!

М 7тТсК55-%ЯК ЛЮбитЬ Ребенка // я- Корчак. Педагогическое наследие-


специфика развития и социализации - student2.ru

♦ ПРОБЛЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ (ТЕКСТЫ)

В.М.Бехтерев(1857-1927),

невропатолог, психиатр, физиолог,

морфолог, педагог, общественный деятель

Вопросы общественного воспитания

(1904 г.)

.Кроме самых основных, элементарных проявлений нервно-психи­ческой сферы, относящихся собственно к рефлекторной ее деятельнос­ти все остальные приобретения человеческой личности добываются пу­тем постоянного упражнения и создания навыков, совокупность кото­рых и составляет то, что называется воспитанием. В сущности процесс воспитания представляет собой как бы дальнейшие наслоения нервно-психических процессов на почве более элементарных или обыкновен­ных рефлексов. Эти дальнейшие наслоения выражаются развитием бо­лее высших рефлексов, которые в общей своей совокупности могут быть названы воспитательными рефлексами. Человек, получивший вос­питание, имеет, таким образом, как бы две природы — одна приобре­тается как унаследованная часть его организации от предков и образу­ет собой ряд прирожденных и наследственных рефлексов, другая же приобретается путем естественного упражнения и искусственного созда­ния навыков и образует собой совокупность воспитательных рефлексов. В сложной деятельности человека не всегда легко разграничить эти две его организации — прирожденную, или наследственную, и приобре­тенную благодаря естественному или искусственному воспитанию, но онотем не менее возможно и необходимо.

Первая сторона организации, которую ради простоты можно бы на­звать наследственной, состоит из такого порядка явлений, который на­правлен главным образом к обеспечению личного существования при

осредстве относительно простых, или так называемых обыкновенных Р°флексов наступательного и оборонительного характера, тогда как вто-ппп Приоо})етенная сторона организации состоит из более сложных

Роявлений нервно-психической деятельности как личного, так и обще­ственного характера.

__ тРУДно видеть отсюда, что человек, как социальная единица, яв-я продуктом воспитания, а не является результатом прирожденных

,и наследственных условий.
ост^У4311. когда человек был от первых дней своего существования
Ромвсякого воспитания, как было с известным Гансом Гаспа-

словя казывают> что сама природа не обеспечивает человеку ни дара °УКВап И даже пРавильной способности передвигаться, оставляя его в Дейгтв °М смысле слова беспомощным в условиях окружающей его гвительности.





Такие примеры наглядно показывают, что собственно значит в жиз­ни человека воспитание. Они говорят нам, что человеческая личность есть продукт воспитания, так как без воспитания человек остается на степени жалкого животного, не могущего себе даже обеспечить соб­ственной жизни.

...Если образование направлено к умножению человеческих позна­ний и, следовательно, к увеличению эрудиции, то воспитание развивает ум человека, приучая его к синтезу и анализу, оно служит к облагора­живанию душевных чувств и к созданию и укреплению его воли. Отсю­да понятно, что как бы ни был образован человек, но если ум его не отличается известной гибкостью, если чувства его остались на ступени грубого эгоизма, если он, наконец, окажется лишенным в известной мере и воли, то все его образование с точки зрения общественной пользы будет простым балластом, ничуть не более. Если, с другой сто­роны, человек с образованием получает в течение своего развития не­соответственное направление чувств и воли, то его образование может сделаться лишь средством или орудием к удовлетворению личных стра­стей и в этом смысле послужит только к тому, чтобы создать вредного члена нашего общества21.

Г.С. Костюк(1899-1982), психолог, академик

Наши рекомендации