Методика проведения социометрического опроса

тттштшттттшттшштштттвттттшттшттшттшшжттшттттш

Проанализировать характер взаимоотношений в коллективе и при­нять меры по их оптимизации позволяет метод социометрии.Его основу составляет социометрический опрос.

1. Социометрический опрос— одна из разновидностей опроса, в ходе которого выясняются взаимоотношения между членами кол­лектива, положение в нем отдельных членов путем взаимовыборов по предложенным критериям.

2. Возможности метода.Позволяет анализировать внутриколлек-тивные и внутригрупповые отношения, изучать структуру микро­групп в коллективе и положение в нем отдельных членов (проблемы авторитетности, лидерства), оценивать психологическую совмести­мость и уровень группового единства коллектива.

3. Условия и требования к проведению опроса:

♦ проводится в коллективах, имеющих опыт совместной деятельно­сти не менее 6 месяцев;

♦ оптимальное количество членов группы — 10-15 человек;

♦ все члены коллектива должны иметь возможность непосредствен­ного активного общения;

♦ содержание вопросов должно быть ясным и понятным каждому опрашиваемому.

4. Процедура опроса.

♦ Подготовительный этап:

-Ф- определение проблемы, выбор объекта;

<■ формулирование социометрических критериев;

♦ разработка бланка социометрического опроса.

♦ Основной этап:

■Ф- установление психологического контакта и инструктаж опра­шиваемых о порядке работы; <- проведение социометрического опроса; ■Ф- построение социоматрицы, социограмм, вычисление индексов.

♦ Завершающий этап:

■Ф- анализ результатов опроса; ■Ф- формулирование выводов;

■Ф- разработка мер психолого-педагогической коррекции взаимо­отношений в коллективе.

5. Социометрический критерий (СК).

СК принято обозначать тот вид деятельности, для выполнения которой нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких чле­нов коллектива. Критерии формулируются в виде вопросов о же­лании опрашиваемого участвовать совместно с кем-либо в опреде­ленной деятельности. Например, рассмотрим варианты СК в двух сферах деятельности (служебно-функциональной и социально-бы­товой).

Уважаемый товарищ!

В иелях изучения взаимоотношений в Вашем коллективе просим Вас ответить на предлагаемые вопросы, вписывая фамилии Ваших товари­щей (или их номера по списку группы). Предварительно просим Вас указать свою фамилию или ее номер в обшем списке. Анонимность ре­зультатов опроса гарантируется.

ФИО (№ по списку группы):__

Если бы от Вас зависел подбор нового состава группы для выполнения сложной и ответственной задачи в течение длительного времени в осо­бых условиях, то кого из членов коллектива Вы включили бы вее состав:

а кого не включили бы:

С кем из товарищей Вы хотели бы пойти на дискотеку:

а с кем не хотели бы:

6. Социометрическая матрица.По результатам опроса строится социометрическая матрица. В горизонтальных строках по числу чле­нов коллектива указываются субъекты выбора (кто выбирает), а в вертикальных столбцах — объекты выбора (кого выбирают). Выбо-

ры обозначаются в клетках матрицы: положительный «+», отрица­тельный «-».

Вариант

№ п/п Кто вы­бирает Кого выбирают Потребность вобшении
ФИО К   Ист
А   - + +   - +   0,14
Б +       +   -  
В + - * + +   + + 0,57
Г   - - * + - +   -0,1
д +           -  
Е +   +     * + + 0,57
Ж + + -   - + * -
+ -   - + -   * -0,1
Социо­метриче­ский ста­тус к;      
К"      
Ист 0,9 -0,4 0,1 0,4 -0,3 0,3      

7. Социограмма— схема межличностных отношений в коллекти­ве. Она строится по данным социоматрицы и представляет односто­ронние или взаимные выборы в виде соответствующих стрелок.

Социограмма позволяет выявить структурные элементы межлич­ностных отношений внутри коллектива лидеров, изолированных элементов, отверженных, подгруппы, которых может насчитываться несколько, и типы их коммуникативных связей. Лидер — это наибо­лее авторитетный член группы, получающий максимальное количе­ство позитивных выборов. Изолированный элемент — член группы, которого не выбирают товарищи. Отверженный — член группы, по­лучивший максимальное количество отрицательных выборов при отсутствии даже одного положительного.

В качестве примера на рис. 1П2 представлена социограмма связей респондента, обозначенного в социоматрице Ж.

8. Социометрические индексы (СИ)позволяют представить ре­зультаты опроса в количественной форме. Различают персональные и групповые СИ. К персональным относят следующие.

а) Индекс социометрического статуса (Ист) определяет положе­ние, место конкретного человека в коллективе по выделенному кри­терию:

методика проведения социометрического опроса - student2.ru

где К++ и К"" — количество взаимных положительных и отрицатель­ных выборов соответственно; N — число испытуемых. Индекс психо­логической совместимости члена коллектива «А» равен:

методика проведения социометрического опроса - student2.ru

На основе анализа социоматрицы, расчета социометрических ин­дексов можно сделать следующие выводы.

1. Наибольшей потребностью в общении обладают респонденты В и Е, которые сделали соответственно 5 и 4 положительных выбо­ров. Очевидно, у них хорошо развито чувство коллективизма.

2. Наиболее высокий статус имеют респонденты А и Д, получившие максимум положительных и минимум отрицательных выборов. Можно предположить, что воспитательную работу с членами коллектива целесообразно опосредованно проводить через этих респондентов, предварительно выяснив, что лежит в основе их

авторитета (для этого использовать опрос, наблюдение, беседу, анализ документов и др. методы).

3. Ярко выраженных изолированных и отверженных респондентов в группе нет. Хотя надо иметь в виду, что при разрыве взаимоот­ношений между Ж и Б первый не будет иметь со стороны товари­щей ни одного положительного выбора при четырех отрицательных.

Анализ социометрии и полученных групповых индексов показы­вает: если в процессе индивидуально-воспитательной работы уда­стся преодолеть антипатию Г к Б и 3 к Е, то это позволит увели­чить количество взаимных положительных выборов и тем самым повысить индекс психологической сплоченности (И,1СГ).

Приложение 3

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ ПО ПЕДАГОГИКЕ ОПРОСА1

Наши рекомендации