Уроки по аналогии с организованными событиями

1. УРОК-АУКЦИОН

«Аукцион» - слово латинского происхождения, озна­чающее продажу с публичного торга, при котором товар (или его образцы) предварительно выставляют для осмот­ра. Аукцион конструируется по образу и подобию настоя­щего, взрослого аукциона. Он способствует освоению детьми некоторых экономических связей, вводит участни­ков в систему товарно-денежных отношений, сохраняя все свои конструктивные элементы - признаки: спикер-ведущий, участники аукциона - «покупатели»: бизнесмены, предприниматели, любители «редкостей», представители различных фирм; товар введен в лоты; денежные единицы определяют отношения между участниками аукциона. Обя­зательным атрибутом является гонг и молоток, ударом ко­торого подтверждается, что «товар продан», а также но мера таблицы, определяющие сумму, назначенную поку­пателем за товар и его порядковый номер.

Цель - в занимательной форме повторить тему, пока­зать практическое применение знаний.

Урок вместе с учителем готовят члены кружка по пред­мету: организуют сбор объектов для "продажи", продумы­вают оформление.

Структура урока:

- приветствие; повторение основных вопросов темы (опрос); "продажа" предметов; музыкальная пауза; про­должение "продажи"; музыкальный финал; подведение итогов.

Ход аукциона:

1. Ведущие в импроризированных костюмах распола­гаются за демонстрационным столом. Перед ними - боль­шой волчок, а вокруг него по кругу расположены " прода­ваемые" предметы.

2. Ведущий запускает волчок. Остановившаяся стрелка указывает, какой именно предмет будет продаваться.

3. Покупатели, желающие получить этот предмет, должны рассказать о нем с точки зрения изучаемой темы, выступают по очереди. Ведущий после каждого ответа громко считает: "Раз...два...три!" Выигрывает тот, кто до счета: "Три!" последним дает ответ.

Урок-аукцион наиболее эффективен в 6-7 классах.

Урок-аукцион в старших классах

В старших классах урок-аукцион целесообразно прово­дить как итоговый по одной или нескольким темам.

"Товаром" на уроке-аукционе являются знания учащих­ся. "Товар" на аукционе называется "лот", продающий - "купец". Ведущий на таком уроке - учитель.

Подготовка к уроку начинается за две недели. Назна­чаются 4 "купца", которые готовят лоты, и "банкир", кото­рый отвечает за подготовку класса и сводной таблицы ре­зультатов аукциона. Это должны быть хорошо успевающие по предмету ученики. Остальные ученики разбиваются на "акционерных общества" по 6 человек в каждом. Среди них назначается "президент".

"Президентам" выдается перечень вопросов для повто­рения, рекомендуется литература, и они организуют по­вторение материала в своих "акционерных обществах" и подготовку эмблемы и девиза.

Каждый "купец" готовит по 2-3 лота (задания) под руко­водством и контролем учителя. Оценку ответов учащихся дают "купцы". Перед уроком соответствующим образом расставляются столы в классе, а в начале урока ведущий объявляет об открытии аукциона, представляет "купцов", "банкира", "президентов акционерных обществ". Затем по­очередно акционерные общества представляют свои эмб­лемы и девизы. Максимальная оценка - 2 балла. Этот кон­курс оценивают все 4 "купца". "Банкир" определяет сред­ний балл по каждому "акционерному обществу" и заносит в сводную таблицу результатов аукциона. Затем ведущий поочередно дает слово "купцам" для представления лотов (заданий).

Лот 1 - проверка "акционерных обществ" на "платеже­способность", т. е. подготовленность учащихся по данной теме. Лот представляет собой 10 вопросов, на которые нужно дать односложный ответ "да" или "нет". Первый "ку­пец" читает вопросы лота, члены "акционерных обществ" при ответе "да" поднимают руки, при ответа "нет" - не под­нимают. Учет количества поднятых рук по каждому вопросу ведут в заранее подготовленных первым "купцом" карточ­ках "президенты" "акционерных обществ", но не в своем обществе, а в соседнем (перед началом этого конкурса "президенты" переходят к соседям). Подсчет количества правильных ответов и среднего балла по собранным у "президентов" карточкам осуществляет первый "купец" и сведения передает "банкиру" для сводной таблицы.

Лот 2. Каждому "акционерному обществу" выдается индивидуальное задание. Вопросы для обществ одинако­вые, а задания - разные. Объявляются условия этого кон­курса: время на подготовку ответов 5 минут, максимальная

оценка - 4 балла (по количеству вопросов). За правильное дополнение или исправление другое общество может по­лучить поощрение в виде 1 балла.

Оценку ответов производит второй "купец" и передает "банкиру" для заполнения сводной таблицы (учет ведется по лотам с нарастающим потоком).

Лот 3. Готовит и представляет 3 "купец". Время на об­суждение - 5 минут, максимальное количество баллов - 3. За правильное дополнение или исправление другое "ак­ционерное общество" получает поощрение 1 балл. Третий "купец" оценивает ответы и результаты и передает "банки­ру" для сводной таблицы.

Лот 4. Готовит 4 "купец". (Работа по схемам, алгорит­мам и т.д.).

Лот 5. Для эмоциональной разрядки и смены вида деятельности представляет из себя "Черный ящик". "Ак­ционерным обществам" необходимо по описанию, сделан­ному первым "купцом", определить, что находится в "Чер­ном ящике". Время на обдумывание - 2 минуты. "Акцио­нерное общество", первым угадавшее содержание, полу­чает 2 балла, остальные - 0.

Лот 6, 7, 9 (по усмотрению учителя).

Лот 8. Расшифровка ребуса (изменение вида деятель­ности учащихся). Представляет 4 "купец". По истечении трех минут "купец" объявляет результаты.

Методика проведения конкурса по лотам 3, 4, 6, 7, 9 та­кая же, как и по лоту 2.

Ведущий объявляет, что все "товары" проданы, аукци­он закрывается. "Банкир" заканчивает подсчет баллов и объявляет результаты аукциона.

Сводная итоговая таблица результатов аукциона по­зволяет преподавателю провести анализ усвоения темы.

Условия проведения аукциона:

1. Обязательно на листе ватмана изготавливается об­щая карточка лота для всеобщего обозрения.

3. Вопросы по каждому лоту должны быть одинаковыми для всех "акционерных обществ", а задания разные Количество баллов за лот должно быть равно коли­честву вопросов, чтобы "купец" мог оценить ответ "акцио­нерного общества" по каждому вопросу. Общая оценка за лот, таким образом, складывается из суммы баллов, полу­ченных обществом за каждый вопрос лота. Это облегчает подсчет результатов конкурса и сокращает время оценки.

4. При проведении урока-аукциона ведущему необхо­димо менять очередность ответов "акционерных обществ" и следить за тем, чтобы каждый член "акционерного обще­ства" давал ответ только на один из лотов (не "торговал" за других).

5. Непременными атрибутами уроков-аукционов явля­ются гонг, деревянный молоток, секундомер.

Наши рекомендации