Результаты освоения дисциплины

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА

Пояснительная записка

Курс «Теоретическая педагогика» предназначен для студентов дневного и заочного отделений, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование».

В результате изучения курса студенты знакомятся с содержанием следующих тем основной образовательной программы высшего профессионального образования: педагогика как наука, методология педагогики, методы и технология организации научно-педагогического исследования, основные категории педагогической науки, закономерности и принципы обучения и воспитания, особенности построения целостного педагогического процесса, различные подходы к конструированию содержания образования, носители содержания целостного педагогического процесса.

Цели и задачи изучения дисциплины

Цель: формирование общепрофессиональной компетентности бакалавров педагогического образования посредством овладения базовыми элементами педагогического знания и формирования педагогической направленности мышления.

Задачи:

• ознакомить с наиболее значительными современными педагогическими идеями, концепциями и теориями;

• научить выявлять, объяснять, описывать и прогнозировать педагогические явления и процессы в реальной жизни;

• сформировать первичные навыки исследовательской работы и профессиональной рефлексии;

• сформировать навыки самостоятельной работы с педагогической литературой.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Теоретическая педагогика» включена в базовую часть профессиональных дисциплин. Её содержание продолжает введение студентов в педагогическую науку и практику и закладывает основу для формирования необходимых профессиональных компетенций в современных условиях.

Результаты освоения дисциплины

Дисциплина «Теоретическая педагогика» позволяет сформировать следующие общекультурные (ОК), обще-профессиональные (ОПК) и профессиональные (ПК) компетенции в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО:

ОК-16 - способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики;

ОПК-1- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

ОПК-4-способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;

ПК-4-способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

• основные формы и виды устной и письменной коммуникации на родном языке;

• ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования;

• специфику и нормы речевой профессиональной культуры;

• правовые нормы реализации педагогической деятельности и образования;

• специфику и функции образовательной среды;

• различные средства коммуникации в профессионально-педагогической деятельности, способы взаимодействия с родителями, коллегами, социальными партнерами;

• психологические и социальные особенности сотрудничества между субъектами педагогического процесса;

• отечественный и зарубежный опыт организации культурно-просветительской деятельности;

• особенности региональной культурной образовательной среды;

уметь:

• участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях;

• выявлять и характеризовать особенности социально-педагогической деятельности;

• участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях;

• использовать нормативно-правовые документы в профессионально-педагогической деятельности;

• использовать возможности образовательной среды для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

• осуществлять взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами;

• организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников;

• использовать в практической деятельности отечественный и зарубежный опыт в организации культурно-просветительской деятельности;

• выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности;

владеть:

• различными средствами коммуникации в профессионально-педагогической деятельности;

• навыками социального взаимодействия с окружающими;

• методами и способами подготовки и редактирования текста;

• правовыми нормами в профессионально-педагогической деятельности;

• способами ориентации в профессиональных источниках информации, способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса, способами проектно-инновационной деятельности в образовании;

• различными средствами коммуникации в профессионально-педагогической деятельности, способами установления контактов и поддержания взаимодействия с родителями, коллегами, социальными партнерами;

• способами организации взаимодействия с другими субъектами педагогического процесса

• навыками организации культурно-просветительской деятельности.

ФГОС.Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке. Методология педагогической науки. Структура педагогической науки. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики. Методы и технология организации педагогических исследований. Педагогический процесс как основная категория педагогики. Компетентностный подход к построению педагогического процесса. Педагогические теории и концепции обучения и воспитания как предмет теоретической педагогики. Образование как социокультурный феномен, педагогическая система и процесс. Различные подходы к конструированию содержания образования. Носители содержания целостного педагогического процесса. Педагогическое и методическое сопровождение целостного педагогического процесса.

Наши рекомендации