Глоссарий и словарь персоналий по педагогике

Составители:

к.п.н., доцент Исаева Т.А., к.и.н., доцент Рутц М.Г., д.п.н., профессор, академик РАО Сенько Ю.В., к.и.н., ст. преп. Хмырова С.Р., д.п.н., профессор Фроловская М.Н.

Глоссарий включают перечень основных педагогических понятий и адресован студентам, магистрантам университета. Информационный материал является вспомогательным для подготовки к учебным занятиям и тестированию по курсу «Педагогика».

Материалы подготовлены при финансовой поддержке РГНФ

(грант №10-06-00163а)

Автореферат (греч. autosсам + лат. refferдокладывать, сообщать) –краткое изложение научного исследования самим автором.

Авторитарность педагогическая –характеристика стиля педагогического мышления, образ видения педагогического процесса, особенность педагогического руководства и поведения с учащимися, которые воспринимаются в качестве объектов и средств достижения целей и, прежде всего, адаптации учащихся к наличным условиям жизни. А.п. означает «деградацию авторитета во власть», ориентацию на подчинение учащихся жестко регламентированному набору требований и запретов, которые навязываются им в качестве единственно возможных. Учащиеся подвергаются унижению, их совестная инстанция, как правило, переходит на нелегальное положение перед лицом подавления человеческой индивидуальности (Г.С. Батищев). Авторитарный педагог – субъект, лишенный воображения: он даже помыслить не может себя на месте другого.

Авторитет педагогический– отношение непосредственных участников педагогического процесса друг к другу, основанное на доверии, принятии другого. Согласно Жуванси (средневековый писатель, дал яркую характеристику педагогики иезуитов), для завоевания авторитета в глазах своих учеников учитель должен выказывать себя таким, чтобы ученики были убеждены, что его стоит слушать; он не должен требовать от всех учеников того, что вправе требовать; если ему не представляется случая похвалить успехи, он должен похвалить, по крайней мере, доказанные усилия.

Адаптивная функция педагогической профессии – создание условий приспособления учащегося к конкретным требованиям современной социальной ситуации.

Академия – высшее учебное заведение, которое вносит большой вклад, направленный на развитие науки, культуры, образования путем научных исследований и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования преимущественно в одной области науки, техники, культуры.

Аккредитация– право образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа об образовании государственного образца, на включение в систему централизованного государственного финансирования и на пользование гербовой печатью.

Акмеология– 1) междисциплинарная наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин. Изучает закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости (период примерно от 30 до 50 лет) и при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. Важной задачей А. является выяснение того, что должно быть сформировано у человека на каждом возрастном этапе в детстве и юности, чтобы он смог успешно реализовывать свой потенциал на ступени зрелости; 2) раздел психопедагогики взрослых, изучающий проблемы оптимизации и использования интеллектуально-творческих возможностей людей зрелого возраста.

Аксиология –философское учение о материальных, культурных, нравственных, психологических ценностях личности, коллектива, общества, их соотношения с миром реальности, изменения ценностно-нормативной системы в процессе исторического развития. В современной педагогике выступает как её методологическая основа, определяющая систему педагогических взглядов, в основе которых лежит понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения.

Аксиологические основания профессионального образа мира педагога – ценности и смыслы, которые воплощаются в деятельности педагога.

Андрагогика – теория и практика образования взрослых. Понятие «андрагогика» было введено в научный обиход в 1833 г. Немецким историком и педагогики А. Капом. Выстроенное по аналогии со словом «педагогика», оно имеет греческое происхождение (андрос – мужчина, человек; агогейн – вести). Если переводить буквально, андрагогика – это «ведение взрослого человека» (человеко-ведение). Поскольку термин порожден педагогической действительностью, речь идет о ведении с помощью образования. Андрагогику можно рассматривать с разных позиций, как: область научного знания; сферу социальной практики; учебную дисциплину.

Аттестация образовательного учреждения – уста­новление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учрежде­ния требованиям государственных образовательных стандартов.

Аттестация образовательных программ – установ­ление соответствия содержания образовательных про­грамм требованиям нормативных документов, являю­щихся составной частью государственного стандарта в конкретной области образования.

Аттестация педагогических кадров образователь­ных учреждений – оценка квалификации педагогиче­ских кадров по заранее разработанным параметрам.

Барьер педагогический – характеристика взаимодействия «учитель-ученик», следствие не идентичности непосредственных участников педагогического процесса. В этом процессе Б.п. выступает как факт разрыва между содержанием образования, жизненным, в том числе и профессиональным опытом учителя и опытом учащихся. Содержательное противоречие, представленное барьером понимания исходного текста, должно быть зафиксировано, осознано и учащимся, и учителем. В этом случае наличие некоего «силового сопротивления» смысловых полей при понимании не только не исключает диалога, но увеличивает ценность взаимодействия «учитель-ученик», поскольку обмен информацией (значениями) в ситуации полного пересечения смысловых полей, их идентичности становится тривиальным, бессодержательным. Напротив, «напряжение», переживание интеллектуального или эмоционального дискомфорта, вызванные ситуацией непонимания, стремление к заполнению «информационного вакуума» превращают барьер в движущую силу процессов обучения и воспитания. Формой фиксации Б.п., делающей его видимым для обеих сторон в образовании, может стать вопрос. Путь преодоления Б.п. вербальных и невербальных текстов – погружение становящегося учебного текста в широкий диалогический контекст, включающий «частные» контексты непосредственных участников педагогического процесса.

Беседа –1)вопросно-ответный метод вовлечения учащихсяв процессе обсуждения, анализа поступков и выработки нравственных оценок; 2) метод психолого-педагогического исследования, организуемый с целью выяснения индивидуальных особенностей личности.

Валеология– комплексная дисциплина, сложившаяся на стыке естественных и социальных наук, изучающая влияние различных факторов на здоровье человека, основы здорового образа жизни, методы обучения и воспитания, сохраняющие и укрепляющие здоровье, проблемы реабилитации детей с ослабленным здоровьем и детей с ограниченными возможностями.

Валеология школьная– отрасль науки, ставящая своей целью исследование системы факторов и условий, способствующих укреплению здоровья детей, педагогов и родителей.

Виды образования – неполное среднее, среднее, неполное среднее профессиональное, профессиональное, среднее профессиональное, неполное высшее профессиональное, высшее профессиональное.

Вопрос педагогический –способ преобразования барьера понимания в его стимул. Показатель понимания ситуации, указание на то, что учитель (ученик) обнаружил в ней противоречие, и оно приобрело для него внутренний характер. В.п. – уточненная грань знания-незнания. Возникающий на пересечении своего и чужого опыта, иного представления, иного понимания, он способен превратить незнание в «особого рода реальность», «позитивную силу» (М.К. Мамардашвили), движущую творческое понимание потенциально бесконечного смысла текста, которым представлена образовательная ситуация. В.п. детерминирует всю дальнейшую деятельность, связанную с поиском ответа на него, то есть с решением заданной задачи. Задача для учителя (ученика) может состояться лишь после того, как у него появится свой вопрос. Появление своего вопроса совпадает во времени с появлением, рождением «решателя» задачи: по Б. Брехту, я возникаю и исчезаю, спрашивая и отвечая, из вопроса и ответа.

Воспитание– совместная деятельность, специально организованная и направленная на изменение внутреннего мира непосредственных участников образовательного процесса; обращение, прежде всего, к аффективной (эмоциональной) подструктуре личности. Движущие силы воспитательного процесса – противоречия воспитания.

Воспитание и обучение –средства, орудия образования. В. и О. – способы обращения друг к другу непосредственных участников за сочувствием, сомыслием и содействием. Их взаимодополнительность в образовании не означает тождества: если воспитание осуществляется как обращение, в первую очередь, к аффективной, эмоциональной подструктуре учащегося, то в обучении акцент смещается на когнитивную, интеллектуальную составляющую. В основе этих обращений лежит доверие учителя и учащихся друг другу.

Воспитание нравственное– 1) одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. В понимании Н.в. в истории культуры сложились четыре основных традиции: патерналистская (Н.в. как обязательное почитание старших); религиозно-церковная (Н.в. как поддержание авторитета веры); просветительская (Н.в. как результат освоения научных знаний, подверженных суду разума); коммунитарная (Н.в. как процесс формирования чувства коллективизма); 2) целенаправленное формирование системы нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учётом общественных моральных требований и норм, прочной системы привычного повседневного морального поведения.

Воспитание патриотическое –целенаправленный процесс формирования у детей и молодёжи чувства национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовности к его защите.

Воспитание политическое – систематическое и целенаправленное воздействие на сознание и поведение личности с целью формирования самосознания, груп­пового, общественного политического сознания для практической передачи и становления общественно-политического опыта государственного управления.

Воспитание половое – часть нравственного воспита­ния, направленное на активную, социально-ориентиро­ванную помощь личности в ее психосексуальном раз­витии. Предполагает формирование целостной личности мальчика (мужчины) и девочки (женщины), спо­собных понимать психологические и физиологические особенности полов в связи с социальными и нравст­венными нормами, устанавливать, партнерские отно­шения, готовиться к ответственному супружеству и родительству.

Воспитание правовое – целенаправленный процесс формирования правового сознания и поведения, осоз­нанное восприятие юридических законов, правовых норм и обязанностей.

Воспитание религиозное (конфессиональное) – це­ленаправленный процесс воспитания образа мыслей и поведения, строго соответствующего установленному учению той или другой церкви или вероисповедания, сопровождающийся соблюдением их уставов и обрядов.

Воспитание семейное – воспитание детей родителями ими лицами, их заменяющими (родственниками, опе­кунами), направленное на формирование представле­ний о жизненных целях и ценностях, правилах, нормах и привычках поведения, критериях оценки добра и зла. Повседневное общение по воспитанию самостоятельности, дисциплинированности, передаче опыта семейной жизни.

Воспитание трудовое – составная часть воспитания, направленная на вовлечение детей в труд и ознакомление с производством; вооружение детей знаниями и навыками общественно полезного труда; развитие трудолюбия, психологии трудящегося человека, способ­ного добиваться успеха, проявлять предприимчивость и творческий подход. Идеологи трудового воспитания: О. Саломон, Г. Кершенштейнер, Дж. Дьюи, А.С. Ма­каренко.

Воспитание умственное – 1) составная часть воспи­тания, направленная на процесс обогащения интеллекта детей знаниями, интеллектуальными умениями, навыками, развитие умственных сил, психических процессов, дарований, познавательных интересов, формирование мировоззрения и интеллектуальной свободы; 2) целенаправленное, планомерное управ­ление процессом развития умственных сил и способ­ностей личности.

Воспитание физическое – составная часть воспитания, направленная на всестороннее развитие физиче­ских сил ребенка, анатомической, физиологической, нервной и других систем организации, формирование прочных привычек физической культуры, гигиениче­ских навыков и здорового образа жизни.

Воспитание экологическое – составная часть общественного воспитания, направленная на формирование у граждан экологического сознания, один из главных путей гармонизации взаимоотношений общества и природы; последовательное развитие у подрастающего поколения и у всего населения высокой экологической культуры, включающей в себя гуманное отношение к природе, чувство ответственности за её судьбу как наивысшую национальную и общечеловеческую ценность – естественную и единственную основу жизни на Земле.

составная часть воспи­тания, направленная на овладение учащимися эколо­гическими знаниями, формирование экологического мышления и умения грамотного экологического поведения в окружающей среде, нравственно-эстетических качеств по отношению к природе.

Воспитание этическое – целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, имеющее своей целью выработку у последних правил хорошего тона, формирование культуры поведения и отношений.

Воспитание эстетическое – составная часть воспита­ния, направленная на формирование художественно-эстетического сознания, способности воспринимать, чувствовать, оценивать эстетические явления в искусстве и действительности, активно участвовать в твор­честве и созидании по законам красоты.

Воспитанник (учащийся) –человек, ориентированный на помощь значащего Другого в своем вхождении в культуру. Носитель духовного опыта, центральная фигура образования, активный его участник, без которого невозможен педагогический процесс.

Воспитанность –уровень развития личности, проявляющийся в согласованности между знаниями, убеждениями, поведением и характеризующийся степенью сформированности общественно значимых качеств.

Воспитательная ситуация – состояние процесса воспитания в какой-то момент педагогического взаимодействия преподавателя и обучающегося, в определенный период, в конкретных объективных и субъективных условиях.

Воспитательная функция обучения – формирование ответственного отношения школьника к учению, его дисциплинированности и способности к взаимодействию с учителем и другими учащимися.

Воспитуемость – свойство личности, характеризующее актуальный уровень её развития, выражающееся в подготовленности человека к сравнительно быстрому формированию новых для него познавательных, эмоциональных или поведенческих умений и навыков.

Гармоничность урока – соответствие формы урока его содержанию, логическое единство элементов содержания, связанность противоречивых явлений в содержании и структуре урока.

Гениальность(от лат. genius - дух)– высший уровень развития способностей – как общих (интеллектуальных), так и специальных.

Герменевтический круг в образовании– структура каждого акта педагогического понимания; особенность, связанная с циклическим характером процесса педагогического понимания. Г.к.в о.означает возвращение к началу, исходному: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Евангелие от Матфея); «Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой. Но обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться» (Л.С. Выготский); «Для того, чтобы знания воспитывали, нужно воспитывать отношение к самим знаниям» (А.Н. Леонтьев). Для понимания социокультурной ситуации и вычерпывания из нее педагогической задачи педагогу необходимо понять ее составляющие, отдельности. Но для понимания этих отдельных частей уже необходимо иметь представление о смысле целого. ЭвристичностьГ.к.в п.проявляется в том, что вхождение в него открывает педагогу и ученику новое видение ситуации, создает предпосылки для построения гуманитарно ориентированной образовательной практики.

Геронтогогика – область андрагогики, в которой рас­сматриваются закономерности, методы обучения и воспитания, переквалификации и социализации в новых условиях пожилых людей (пенсионного возраста).

Гимназия– среднее учебное заведение, дающее в основном гуманитарное образование и готовящее учащегося главным образом к поступлению в университет. Известны классические и реальные гимназии. В некоторых странах их место занимают лицеи, колледжи. Гимназии призваны обеспечить вариативность образования в зависимости от направления образовательного учреждения, изучение общеобразовательных дисциплин и курсов основ науки по профилю, выбранному учащимся. Предусматривается организация факультативов и дополнительных курсов. В целях гуманизации образовательного процесса развиваются индивидуальные формы обучения.

Гносеологический подход в образовании – построение процессов обучения и воспитания как познавательного процесса с использованием форм и методов научного познания.

Гражданское воспитание – формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. К основным элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура. Его основная цель – воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, уважения её законов и подчинения им, потребности в деятельности на благо общества, расовой и национальной терпимости.

Гражданственность –нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны.

Грамотность– знание законов и правил родного языка в сочетании с твёрдыми навыками пользования ими в устной и письменной речи. По мнению Б.С. Гершунского, «грамотность – это уже не просто умение читать, писать и считать…В минимально необходимом по объёму, но в строго научном и вместе с тем в доступном для учащихся виде в ней должны найти свое воплощение важнейшие объективные характеристики и параметры природы, общества, человека, его духовные, нравственные, личностные устои и ориентиры, а также способы познания этих характеристик и параметров в естественном единстве с формулируемыми отношениями к ним».

Грамотный – знающий законы и правила родного языка с навыками использования ими в устной и письменной речи. Грамотный человек это прежде всего, человек, подготовленный к дальнейшему обогащению и развитию своего образовательного потенциала.

Гуманизация образования(от лат. humanus - человечный) философская и социально-политическая доктрина, провозглашающая благо человека в качестве высшей цели образовательной деятельности. Согласно ей, содержание образования должно обеспечить свободное и всестороннее развитие личности, деятельное участие индивида в жизни общества. Идея гуманизации образования распространяется также на формы и методы обучения, на всю совокупность условий, в которых оно протекает.

Гуманитаризация образования –одна из сильных тенденций развития современного образования, его онтологическое основание. Г.о. отражает построение образовательной практики на основе обращения духовного опыта педагога к духовному опыту учащегося и «чужому», общественно-историческому опыту, запечатленному в содержании образования. Важным результатом этого обращения выступает созданное «здесь и сейчас» этим педагогом с этими учащимися не тождественное содержанию образования содержание обучения и воспитания. Г.о.– следствие понимания того капитального факта, что ядром личности является ее гуманитарная составляющая, а педагогическое явление – гуманитарный феномен. Создаваемые ныне культуротворческие модели школы «свидетельствуют о становлении в России гуманитарной парадигмы образования».

Гуманитарное знание – субъективно переживаемая, аффективно окрашенная осмысленная информация.

Гуманитарный стиль педагогического мышления – система принципов (другодоминантность, понимание, диалогичность, рефлексивность, метафоричность), которой руководствуется педагог в своей профессиональной деятельности. Как норма-предписание он обнаруживается в высказываниях теоретиков и практиков образования: ребенок – солнце, вокруг которого должны вращаться все средства образования (Дж. Дьюи); оставляй степени свободы для понимания и непонимания. Ученик способен додумать, в том числе и за тебя (В.Зинченко); воспитание как умышленное формирование людей по известным образцам неплодотворно, незаконно и невозможно (Л. Толстой).

Гуманистическая педагогика– направление в современной теории и практике воспитания, возникшее в 60-х гг. ХХ в. в США как педагогическое воплощение идей гуманистической психологии.

Гуманность – обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты, которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и деятельности в актах содействия, помощи.

Дальтон-план – одна из форм организации учебного процесса, реализующая идею индивидуализированного обучения. Разработан в начале 20-х гг. ХХ в. Е. Паркхерст. При организации работы по Д.-п. учебные классы в школе заменяются предметными «лабораториями» во главе с учителем-консультантом. Урочная система отменяется. Учащиеся сами планируют свою учебную работу, проводя по одному или нескольку дней в каждой лаборатории. Помимо этого проводятся групповые занятия, на которых учащиеся делают сообщения о своей работе. Роль учителя сводится к роли консультанта.

Дезадаптация – психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребёнка требованиям новой социальной ситуации. Д. характеризуется нарушением приспособительного поведения индивида в силу действия тех или иных причин (непосильных и несправедливых требований, чрезмерных нагрузок, трудностей и возникающего в ответ несогласования, сопротивления, сопротивления, самозащиты и т.д.).

Демократизация управления – принцип управления образованием; выборность руководителя образовательного учреждения, введение механизма конкурсного избрания и контрактной системы.

Деятельность – специфическая активная форма взаимодействия человека с окружающей действительностью, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей, включает в себя цель, средство, результат и процесс познания.

Деятельность педагога –1) разновидность профессиональной деятельности, направленной на всестороннюю подготовку различных кадров; 2) это процесс выполнения задач, связанных с обучением и воспитанием учащихся.

Деятельностный подход в воспитании – теоретико-методологическая основа современной педагогики, ориентирующая на организацию процесса воспитания через конкретную, интересную деятельность детей. Вопросы структуры деятельности разработаны С.Л. Рубинпштейном, А.Н. Леонтьевым, А.Л. Лурия, Н.К. Платоновым. Процесс воспитания осуществляется через конкретные виды деятельности: познавательную, физкультурно-оздоровительную, ценностно-риентировочную, художественно-эстетическую, трудовую, досуговую и др. Каждый вид деятельности предполагает определенную картотеку организационных форм воспитательной работы.

Диалогичность– принцип стиля нового педагогического мышления. Следовать ему – значит быть тем, к кому обращаются учащиеся, надо лишь принять, услышать это обращение. Д. – это доверие к чужому слову, благоговейное приятие (авторитетное слово), ученичество, поиски и выуждение глубинного смысла, соголосие, его бесконечные градации и оттенки…, наслаивание смысла на смысл, голоса на голос, усиление путем слияния (но не отождествления), сочетание многих голосов, дополняющее понимание, выход за пределы понимаемого. Здесь встречаются целосные позиции, целостные личности (личность не требует экстенсивного раскрытия – она может сказаться в едином звуке, в едином слове), именно голоса (М.М.Бахтин).

Диверсификация- многообразие; под Д.образовательных учреждений понимается многообразие типов образовательных учреждений и форм получения образования.

Дидактика– 1) теория рассмотрения обучения как средства образования и воспитания, то есть взаимодействие преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее организованное учителем усвоение учащимися содержания образования; 2) составная часть педагогики, теория образования и обучения, раскрывающая закономерности процесса обучения, вопросы содержания обучения, принципы, цели, методы и организационные формы обучения, методологические проблемы урока, закономерности общего, политехнического или профессионального образования и т.п.

Дидактическая система– 1) совокупность документов и дидактических материалов, с помощью которых учитель обучает, развивает и воспитывает детей на уроках и внеклассных занятиях; 2) теоретическая система, характеризующая цели, содержание, методы, средства и формы обучения.

Дидактический материал – особый тип наглядного учебного пособия, раздаваемый учащимся для самостоятельной работы в классе или дома, или демонстрируемый учителем перед всем классом.

Дидактогения (греч. didaktikos – поучающий + genes - рождающий) – негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя, проявляющееся в фрустрации, страхах, подавленном состоянии и т.п. Д. отрицательно сказывается на деятельности учащегося, затрудняя межличностные отношения.

Дидактические средства– средства, с помощью которых реализуются цели обучения; подразделяются на средства материального и нематериального характера.

Дипломный проект – организационная форма контроля, применяемая для проверки уровня подготовленности выпускника учебного заведения к самостоятельной профессиональной деятельности.

Дискуссия– 1) способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе; 2) метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счёт активного включения обучаемых в коллективный поиск истины.

Диспут (лат. disputare –рассуждать, спорить) – коллективное обсуждение актуальных проблем, лежащих в сфере жизнедеятельности участников и их социального опыта.

Дифференциация (лат.differentia - разница) – форма организации учебной деятельности обучающихся, в ходе которой на основе отбора содержания, форм, методов, темпа, объема образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым.

Драмогерменевтика– направление в педагогике, объединяющее педагогическую, театральную и герменевтическую сферы; оригинальная профессиональная игра, построенная на раскрытии содержания в форме и формы в содержании, драмогерменевтический подход к обучению – это вариант обучающего и воспитывающего совместного проживания.

Другодоминантность – «доминанта на лицо другого» (А.А. Ухтомский); принцип стиля нового педагогического мышления. Следование ему ориентирует педагога на ученика, на предпочтение другого себе, не теряя при этом своего «Я». Д. означает установление взаимного приятия друг друга, внутри которого каждый ставит себя на место каждого другого. Это нечто больше, чем эмпатия и сопереживание. Это готовность педагога всегда учиться у своих воспитуемых. В этом случае у него нет монополии на роль учителя, наставника, советника, но есть взаимоучение жизни между всеми и каждым (Г.С. Батищев). Д. – понимание и признание педагогом за другим права быть другим, самим собой: «Ребенок имеет право быть таким, каков он есть» (Я. Корчак).

Духовность –1) выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: индивидуальной потребности познания и социальной потребности жить и действовать «для других»;2) высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными ориентирами её жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности; 3) идеальная способность к миро-самопониманию, ориентированность личности действовать «для других», поиск его нравственных абсолютов; 4) с христианской точки зрения сопряжённость человека в своих высших стремлениях с Богом.

Задатки –это анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей. Задатки обеспечивают предрасположенность к той или иной деятельности. Различают задатки двух видов: – общечеловеческие (строение мозга, центральной нервной системы, рецепторов); – индивидуальные (типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования временных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, умственная работоспособность; индивидуальные особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга, органов и др.).

Задача педагогическая –основная единица педагогического процесса;модель реальной социокультурной ситуации, реализация которой представляет для педагога профессиональную трудность и в которой он вместе с учащимися обнаруживает ценности и смыслы. З.п. – продукт сотворчества учителя и ученика, включенных в ее создание. Профессиональная деятельность педагога выступает для него как решение непрерывного ряда не только специальных (предметных), но и собственно педагогических задач. Один из парадоксов профессиональной педагогической деятельности в том и состоит, что З.п. педагогу не задана. Ему непосредственно дана конкретная образовательная ситуация, внутри которой находится и он сам. Собственно, и образовательной ситуации в педагогическом смысле тоже нет. Есть кусочек жизни, «жизни такой, какая она есть», так как место события (школа, лаборатория) однозначно не определяют это событие как педагогическое. Каждая реальная ситуация в образовании – это призыв к педагогу: сначала услышать, то есть понять Другого и себя в этой ситуации, а затем ответить, то есть поступить. Чтобы из (в) этой ситуации «вычерпать» З.п. как цель, данную в определенных условиях, педагог должен определить эти условия, оценить связи между ними, обнаружить смыслы, скрывающиеся за данной ситуацией и внутри ее, переиначить, перетолковать на свой – педагогический – манер, данный ему текст. Иными словами, поставить вместе с учащимисяЗ.п.

Задачи обучения –создание условий, направленных на воспитание, развитие, образование.

Закономерности воспитания – объективные существенные связи явлений в области воспитания.

Знание учебное –результат доопределения, переосмысления, перевода на собственный язык учащимся вместе с учителем учебной информации, содержащейся в проектах содержания образования (учебных планах, учебных программах, учебниках и др.). З.у. – это живое знание, потому что в нем слиты значение и ускоренный в бытии личностный, аффективно окрашенный смысл (В.П. Зинченко). На З.у. может быть распространено представление К. Поппера о знании как уточненном определении границ незнания. На этих границах возникают вопросы учащихся – показатели их «ученого» незнания. З.у. – это и у-знавание того, чем потенциально, то есть актуально не осознавая, владеет ученик или учитель. Плохой учитель преподносит знание; хороший учитель, - говорит А. Дистервег, - учит его находить (в том числе и себе самом, заметим мы). В последнем замечании заключено одно из основных правил основательности учения: «Все из собственных корней» (Я. А. Коменский).

Значение педагогическое– содержание, связываемое с тем или иным выражением отношения «учитель-ученик» (вопрос, ответ, реплика, молчание, взгляд, мимика, жест, поза). З.п. –отраженная на профессиональном языке информация о явлениях, событиях педагогической действительности.

Игра – 1) один из видов деятельности, характерный для животных и человека. И., значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе, способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений; 2) форма учебно-воспитательной деятельности, имитирующая те или иные практические ситуации. И. является одним из средств активизации учебного процесса, способствует умственному развитию. Характерной особенностью И. является её двуплановость: с одной стороны, играющий осуществляет реальную деятельность, выполнение которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач; с другой – ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий абстрагироваться от реальной ситуации, обремененной ответственностью и другими сопутствующими обстоятельствами. Функции И. в учебном процессе состоят в обеспечении мажорной, мобилизующей обстановки, облегчающей усвоение материала, оказывающей внушающее воздействие.

Игра деловая –форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования системы отношений, характерной для данного вида практики.

Игра детская – один из основных видов деятельности и важнейшее средство физического, умственного и нравственного воспитания детей, особенно младшего возраста; особая форма отношения ребёнка к окружающей действительности.

Игра дидактическая – 1) вид И., организуемой взрослым для решения обучающей задачи; 2) форма учебно-воспитательной деятельности, имитирующая те или иные практические ситуации, одно из средств активизации учебного процесса, способствующее умственному развитию, специально предназначенное для реализации целей обучения.

Игра сюжетно-ролевая – основная форма И. детей дошкольного возраста – деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой ситуации воссоздают их действия и взаимоотношения. Особенностью является игровое применение предметов, т.е. значение одного предмета переносится на другой предмет.

Имидж учителя (англ. Image - образ) –эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании.

Наши рекомендации