Понятие педагогической инновации

Инновационные процессы характерны для любой профессиональной деятельности человека. Педагогические инновации связаны с обновлением педагогической системы. В отечественной педагогической системе за последнее десятилетие произошло много изменений. Появились новые парадигмы, концепции, технологии, новые государственные стандарты, новые учебники... Проблема обновления системы образования России является чрезвычайно важной. Вот почему над сущностью инновационных идей, процессов задумываются ученые. Требует осмысления и само понятие «инновация».

В рассмотрении сущности и определении понятия педагогической инновации в настоящее время нет однозначности. Придерживаясь точки зрения И. П. Подласого, под педагогическими инновациями будем понимать изменения внутри педагогической системы, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса.

8.2. Основные направления педагогических инноваций
в деятельности педагогической системы. Объекты
инноваций в образовательном пространстве

При обсуждении основных направлений инноваций будем опираться на модель педагогической системы, представленную на рис. 1.

Рассмотрим отдельные компоненты системы и сущность соответствующих им направлений инноваций.

 
  Понятие педагогической инновации - student2.ru

Компонент педагогической системы «Педагог». Среди множества функций педагога (информационная, целеполагания, оценочная, проектировочная, аналитическая, коррекционная и т. д.) сегодня выделяется как основополагающая функция управления процессами обучения, воспитания и развития. Управление в деятельности учителя выражается в том, что он не сообщает информацию, а создает условия для ее поиска, не объявляет учащемуся цель познания, а организует поиск познавательной цели, формируя тем самым субъект-субъектные отношения во взаимодействии с воспитанниками. Это инновационное направление в содержании деятельности педагога.

Рис. 1. Модель педагогической системы

Компонент педагогической системы «Обучаемые». В традиционном представлении обучаемый, воспитанник – всегда объект педагогического воздействия. Объектность обучаемого составляет основу субъект-объектных отношений. Современная точка зрения на педагогическую систему, в том числе и на педагогический процесс, предполагает активное включение обучаемого в познавательную деятельность, поиск им познавательных целей, достижение этих целей. Такое понимание участия обучаемого в педагогическом процессе характеризует его как субъекта познавательного взаимодействия. Субъектный статус обучаемого в педагогическом взаимодействии – это инновационное направление в содержании деятельности обучаемого.

Компонент педагогической системы «Цель». В качестве примера инновационного поиска, связанного с проблемой цели в педагогическом процессе, можно рассмотреть цель обучения и воспитания, соответствующую образовательной парадигме, направлявшей деятельность системы образования в течение многих десятилетий XX в.: «всестороннее, гармоничное развитие личности», и цель обучения и воспитания, соответствующую современной образовательной парадигме. Цель обучения и воспитания в соответствии с современной гуманистической парадигмой имеет следующую формулировку: «разностороннее, гармоничное развитие личности, актуализирующейся как член общества в соответствии со своими потребностями и возможностями». Обеспечение возможности разностороннего гармоничного развития и самореализации личности в педагогическом процессе – это инновационное направление, связанное с целеполаганием
в деятельности педагогической системы.

Компонент педагогической системы «Результат». Результат обучения традиционно рассматривался как формирование знаний, умений, навыков. Согласно проектам модернизации российского образования результатом обучения является формирование ключевых компетентностей. Можно рассматривать иерархию результатов. образования (по Б. С. Гершунскому): грамотность, образованность, профессиональная компетентность, культура, менталитет. Современные подходы к представлению результата обучения, воспитания, образования составляют одно из направлений педагогических инноваций.

Компонент педагогической системы «Управление». Управление в системе образования находится в поиске новых, современных подходов, новых принципов организации педагогического процесса, а также организации жизнедеятельности образовательного учреждения. Например, реализация принципа гуманизации и демократизации в управлении образовательным учреждением позволяет рассматривать вопросы управления как одно из важнейших направлений инноваций.

Компонент педагогической системы «Содержание». Важное направление инноваций составляет минимизация содержания образования, которая обусловлена перегруженностью учебного процесса.

Компоненты педагогической системы «Методы, формы, средства». Важнейшие направления инноваций связаны с проектированием новых методов, форм организации обучения и воспитания, с разработкой средств, повышающих эффективность педагогического процесса.

Активные формы обучения, новые технологии обучения и воспитания – все это чрезвычайно интересные объекты инноваций.

Отдельные объекты инноваций могут затрагивать несколько инновационных направлений одновременно (например, инновации, связанные с разрешением проблемы мотивации; проблемы увеличения объема материала, изучаемого на уроке; проблемы повышения темпа обучения; проблемы потери времени в процессе урока).

Важнейшим направлением инноваций является сама педагогическая система. Актуальная проблема любого периода развития системы образования – создание воспитательной системы образовательного учреждения.

Наши рекомендации