Темы контрольных работ. 1. Мнемотехника – искусство запоминания

1. Мнемотехника – искусство запоминания.

2. Воображение и способы его развития.

3. Способы формирования творческого мышления.

Практические задания

1. Укажите, какая из приведенных ситуаций подходит в ка-

честве примеров сенсорной, кратковременной и долговременной

памяти. Обоснуйте свой выбор.

А. Женщина узнает человека, которого встретила накануне

на вечеринке.

Б. Ребенок ощущает на своем лице дуновение ветерка.

В. Пожилой человек вспоминает свое детство.

Г. Официант в «Макдональде» принимает заказ на три гам-

бургера, две порции картофеля-фри, пять молочных коктейлей.

2. На уроке правописания учитель дал своим ученикам спи-

сок слов: психиатрия, класс, ссора, лейтенант, псалом, шейка, пси-

хология, режиссер, рейсфедер, психотерапия.

Разделите слова на три части для лучшего запоминания их

правописания учениками. Обоснуйте свое решение.

3. Сгруппируйте приведенный ниже беспорядочный пере-

чень слов. Назовите и объясните критерии проведенной вами клас-

сификации.

Молекула воды. Медуза. Ткацкий станок. Экипаж самолета.

Робототехнический комплекс. Дождевой червь. Атом водорода.

Паскаль (язык программирования). Администрация факультета.

Спектакль. Исполнение симфонии. Горилла. Семья. Хоровой

кружок. План местности. Иллюстрация к книге. Чертеж. Слой

азона в атмосфере. Математическая формула.

Литература

Андреев О.А., Хромов Л.Н. Техника тренировки памяти. Про-

грамма «Сатори». Екатеринбург, 1992.

Вуждек Т. Как создать идею. СПб., 1997.

Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском воз-

расте // Хрестоматия по психологии. М., 1987.

Гончаров В.С. Типы мышления и учебная деятельность. Ека-

теринбург, 1988.

Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л.,

1988. С. 75–138.

Де Боно Э. Шесть шляп мышления. СПб., 1997.

Как развить память / под ред. И.Ю. Малюгина М., 1997.

Как сохранить и улучшить память. М., 1995.

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения.

М., 1983.

Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975.

Тема 5. Эмоции. Чувства. Стресс

Темы контрольных работ

1. Эмоциональный мир человека: любовь, гнев, зависть,

одиночество (выберите одно из эмоциональных проявлений).

2. Стресс: способы профилактики и преодоления.

Практические задания

1. Студентка два месяца интенсивно работала над курсовой

работой. Досадная случайность помешала ей сдать работу вовре-

мя. И вот теперь преподаватель отказывается выставить ей оцен-

ку, мотивируя это тем, что работа была сдана с опозданием на день.

Студентка, услышав об этом, почувствовала, что ее лицо багровеет

от гнева, а сердце начинает сильно колотиться.

А. Опишите 2–3 метода, которые помогут студентке спра-

виться с гневом. Обоснуйте свой ответ.

Б. Каким, на ваш взгляд, должно быть оптимальное поведе-

ние студентки в этой ситуации. Аргументируйте свой ответ.

2. Каждый из описанных ниже персонажей борется со

стрессом. Укажите, какой из трех стратегий он пользуется: реша-

ет проблему; изменяет свое отношение к ней или, смирившись

с проблемой, старается уменьшить влияние на свой организм

стресса, вызванного ею? Обоснуйте свой выбор.

А. Мужчина попал в автомобильную катастрофу и получил

травму шеи. Он утверждает, что в результате этого несчастного

случая стал лучше понимать людей, у которых постоянно что-то

болит.

Б. Начальник крайне низко оценил работу своего подчи-

ненного. Сотрудник думал о том, чтобы уволиться, перейти __________в

другой отдел или обжаловать решение начальника. Он выбрал

последний вариант.

Литература

Бурбо Л. Эмоции, чувства и прощение. М., 2001.

Вартанян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. СПб.,

1989.

Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте

//Собр. соч.: В 6т. М., 1982.

Гринберг Дж. Управление стрессом М., 2006.

Изард К. Психология эмоций: пер. с англ. СПб., 2000.

Китаев-Смык Л.А. Психология и концепция стресса // Хре-

стоматия по психологии. М., 1987.

Селье Г. Стресс без дистресса. Рига, 1992.

Тема 6. Понятие личности в психологии.

Темперамент. Характер

Темы контрольных работ

1. «Любите себя» – что это значит?

2. Взаимосвязь самопознания и самовоспитания.

3. Феномен социальной зрелости личности.

Практические задания

1. В гуманистической модели личности выделяют «реаль-

ное Я» и «идеальное Я». Уровень их совпадения или несовпаде-

ния свидетельствует о высокой или низкой самооценке. Исполь-

зуя данную информацию, выполните следующее задание.

Два студента получили низкую оценку на экзамене. Один

из них имел высокий уровень самооценки, другой – низкий.

Опишите и проанализируйте причины дальнейших дейст-

вий каждого из студентов. Предварительно дайте определение

понятиям «реальное Я» и «идеальное Я».

2. А. Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в ос-

нове развития личности: «дефицитарные» и «ростовые». А всего,

по А. Маслоу, существует пять уровней потребностей (мотива-

ции): 1) физиологические; 2) потребность в безопасности; 3) пот-

ребность в принадлежности; 4) потребность в признании; 5) пот-

ребность в самореализации.

А. Потребность каких уровней относится к дефицитарным

и почему? Дайте определение дефицитарных и ростовых потреб-

ностей.

Б. Какой уровень потребностей доминирует у человека,

создающего семью? Обоснуйте свой ответ.

3. Как ответили бы на вопрос: «Почему одни люди агрес-

сивнее, чем другие?», – представители психодинамической теории

личности (З. Фрейд) и когнитивной теории личности (Дж. Келли)?

Обоснуйте ответ.

4. Как вы думаете, можно ли назвать один тип темперамен-

та оптимальный для эффективной деятельности руководителя?

Обоснуйте ответ.

5. Назовите «сильные» и «слабые» стороны каждого типа

темперамента (холерик, меланхолик, сангвиник, флегматик) с точ-

ки зрения руководящей деятельности. Обоснуйте 7 е
свое мнение.

Литература

Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб.,

1997.

Личность: внутренний мир и самореализация. СПб., 1996.

Козлов Н. И. Истинная правда или учебник для психолога

по жизни. М., 1997.

Крегер О., Тьюсон Р.М. Типы людей и бизнес: как 16 лич-

ностей определяют ваши успехи на работе: пер с англ. М., 1995.

Леонгард К. Акцентуированные личности. М., 1999.

Психология и психоанализ характера: хрестоматия. Самара,

1997.

Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993.

Юнг К.-Г. Психологические типы. М., 1995.

Наши рекомендации