Сотни спектаклей), то это требует твердой подстраховки исполнителей

Даже самые большие труппы не могут иметь в своем составе, например,

четырех басов равной квалификации или четырех сопрано одинаковой

ценности и т.п. И потому обычно на первом представлении у труппы

еще хватает сил выставить сильных певцов, а дальше, поскольку вся труп

па должна быть занята, ведь вся она оплачивается месячным жаловани

ем, поют очень слабые исполнители. И смею Вас уверить, что слышал

даже в театрах больших городов: в Берлине, Зальцбурге, Вене, Монако,

Дюссельдорфе спектакли, ужасные по качеству пения. В театре Ла Ска-

ла такого быть не может. В Ла Скала максимум — это восемь спектаклей

одной оперы, но в первокласснейшем исполнении. Экономически это

невыгодно, потому что все расходы, которые идут на новую постановку,

не окупаются, не возвращаются. После восьми спектаклей все кончает-

ся, все складывается, а вынимается из запасников редко. Но расходы-то

были чудовищны!! Должен Вам сказать откровенно, что для театров с

постоянной труппой, оплачиваемой государством, характерна некото-

рая самоуспокоенность, и уровень певческого мастерства, как правило,

не достигает высшего уровня. Я вижу, что в Вене, Берлине на первые

пять-шесть спектаклей приглашают гастролеров — Корелли, Коссотто

и другие большие имена. Но они стоят очень дорого. За один спектакль

получают вдвое больше, чем певец первого положения постоянной труп-

пы в месяц!! И получается, что после пяти-шести спектаклей с выдаю-

щимися гастролерами, когда все было на высшем уровне, начинают петь

артисты постоянной труппы, и качество спектакля сразу резко падает.

БЕСЕДА С ФРАНКО ТАЛЬЯВИНИ

— Как известно, вокальная техника, верное образование певческого

звука и его ведение в пении — очень сложная вещь?!

— Исключительно сложная. Иногда, можно сказать, целой карь

еры не хватает, чтобы понять все сложности вокальной техники.

— Да, но без техники долго петь нельзя. Возьмем хотя бы пример —

Ди Стефано с его исключительной природой, но отсутствием техники!

— Вернее сказать, он был слишком одарен от природы, чтобы за

ниматься техникой. Она ему, казалось, была не нужна. Все получалось

как бы непроизвольно. Когда организм молод — он справляется со всеми

Проблемами. Неприятности с голосом начинаются несколько позднее, и вот

тогда без техники уже не обойтись.Если ее нет — певец кончается, как

это и случилось с Ди Стефано.

— Несколько вопросов о Вашей музыкальной биографии. Когда Вы начали

учиться пению ? Был ли у Вас уже большой голос или он развернулся позднее ?

— Я начал заниматься в возрасте 19—20 лет и должен был учиться

много, так как от природы у меня был голос с горловым оттенком. Мне

надо было вывести его наружу, улучшить его звучание. До своего дебюта

я занимался около пяти лет очень серьезно. Мне повезло, я встретил пе

дагога-женщину, с которой мне сразу стало удобно петь и никогда не

возникало необходимости менять педагога. Вы знаете, что часто педа

гог не устраивает, а его смена всегда опасна, да и на перестройку голоса

уходит масса времени. Идут годы, и возможность начать карьеру затя

гивается. К счастью, у меня этого не было. Я с моим педагогом занимал

ся вокалом частно. Также частно я изучал теорию музыки и необходи

мые музыкальные предметы. Мой педагог — сопрано Фумагалли-Рива.

Она была большой певицей веристского направления, пела с Масканьи

и другими большими музыкантами, композиторами и дирижерами того

времени. У нее, между прочим, училась и Райна Кабаиванска. Она и сей

час преподает в Милане.

Дебютировал я в Милане в театре Нуово — экспериментальном

театре для молодежи. Было это 13 лет назад. Я, конечно, все время про-

должал заниматься с педагогом и постепенно начал делать карьеру пев-

ца, мало-помалу завоевывая свое место в искусстве пения. Сейчас я пою

во всех лучших театрах мира.

— Теперь у Вас уже есть и большой практический певческий опыт и,

вероятно, прочные представления о своей технике пения, своей школе. Что

Вы думаете о проблеме дыхания ?

— Конечно, у меня есть ясное представление о пении, о том, как надо

петь. С первого же дня занятий мне постоянно говорили: «Вот смотри, что

надо делать, как надо петь, вот какова система, которой и надо следовать».

Теоретически я все хорошо понял и усвоил. Однако практически это не очень

просто реализовать. Об этом Вы знаете так же хорошо, как и я.

Система, которой я пользуюсь, вернее, пытаюсь пользоваться —

та же, как и у Мариодель Монако, Корелли и других выдающихся пев-

цов. В основе всего лежит дыхание. То самое дыхание, которое в свое вре-

Мя мне объяснили и при котором я себя чувствую очень хорошо (его очень

Трудно постоянно практиковать) — это низкое дыхание. Во время пения

дышать необходимо всегда вниз и только вниз.Никогда не следует под-

нимать плечи и грудную клетку, так как это сжимает горло и дыхание.

Вдыхая возможно более низко, нельзя толкать дыхание. Стараясь по-

лучше освободиться, надо следить за свободой артикуляции, ротовой

и глоточной полостью, стремясь возможно полнее использовать звуч-

ность голоса. При этом, конечно, надо держать горло широким, гортань

Наши рекомендации