Концептуальные положения. V Природосообразность: развитие происходит по заранее заданной

v Природосообразность: развитие происходит по заранее заданной, генетичес­ки детерминированной программе, идет впереди обучения и определяет его; спон­танность свободного развития природных задатков.

v Обучение «исходя из ребенка», созда­ние максимально благоприятных условий для выявления природных способнос­тей ребенка.

v Свободное воспитание и обучение. Все без принуждения, без насилия: духов­ного и телесного.

v Свобода как средство воспитания.

v Обучаемое развитие (воспитание и обучение приспосабливаются к ребенку, а не он к ним).

v Ребенок в процессе обучения сам проходит, постигает все этапы развития человечества. Поэтому не надо усекать «детство», интеллектуализировать разви­тие раньше времени.

v Приоритет воспитания перед обучением. Обучение неотделимо от воспитания: всякое обучение есть одновременно и воспитание определенных качеств личности.

v Экология здоровья, культ здоровья.

v Культ творчества, творческой личности, развитие индивидуальности сред­ствами искусства.

v Подражание как средство обучения.

v Соединение европейской и восточной культур: учение Христа и представле­ние о личности как совокупности физического тела и эфирного, астрального.

v Единство развития ума, сердца и руки.

v Опора на авторитет педагога, школа одного учителя на 8-9 лет (во избежание стрессов).

v Школа для всех.

v Единая жизнь педагогов и учеников.

v Воспитание – искусство, педагог – художник.

Рис. 73. «Древо» вальдорфской педагогики.

Особенности содержания

Воспитание, по Р. Штейнеру, - средство привести духовное в человеке к духовному началу Вселенной, средство раскрытия заложенных в человеке тайных духовных сил. Антропософское воспитание исходит из природы ребенка, как оно ее понимает. Развитие человека проходит три семилетних цикла: 7, 14, 21 год. Каждой фазе свойственны особенности. Во время первой фазы ребенок учится с помощью подражания, во второй - с помощью предметно-образной деятельности, в третьей - формируется абстрактное мышление. Главная задача школы - развитие физических, душевных и духовных сил ребенка. Эта цель находит реализацию во всех элементах школьной системы. Особенное значение придается экспрессивным методам обучения и воспитания, имеются в виду занятия искусством, художественным ремеслом, особой вальдорфской гимнастикой - эвритмией, сочетающей музыку, медитацию, слово, физические упражнения.

• Широкое дополнительное просвещение (музеи, театр и др.).

• Межпредметные связи.

• Большая роль отводится трудовому воспитанию (переплетное, столярное дело, прикладное искусство, бытовой труд).

Особенности содержания по классам - обучение «по эпохам» (рис. 73):

Дошкольный период: ходить, говорить, мыслить;

I класс: прообразы и сказки; от образа к букве; пение, эвритмия; вязание на спицах;

II класс: чудеса и легенды; письмо; арифметика; флейта, рисование, ручной труд;

III класс: сотворение мира и Ветхий Завет; ноты, рисование форм, вязание крючком;

IV класс: разрыв общего и частного; дроби; европейские мифы; орнамент, канон, вышивка;

V класс: гармония и античность, Греция; десятичные дроби, оркестр, работа по дереву;

VI класс: средние века, борьба добра и зла; Рим; физика, проценты, геометрия, строгание;

VII класс: пространство и Ренессанс; алгебра, стихи, шитье;

VIII класс: революции, XIX век; экономика, химия, композиторы, работа с металлом;

IX класс: экология, технический прогресс и нравственность, история искусств, столярное дело;

X класс: политика, история, общество, физика, драматургия, керамика;

XI класс: общество, литература, музыка, скульптура, переплетное дело;

XII класс: история культуры, импровизация во всех сферах.

Особенности методики

Организация учебно-воспитательного процесса.

• Классный учитель – один учитель с 1-го по 8-й класс (преподавание всех основных уроков в первой половине дня, забота об интеллектуальном и духовном развитии каждого ученика, а также установление прочных и дружеских связей с родителями).

• Педагогика отношений, а не требований.

• Метод погружения, «эпохальная» методика.

• Обучение без учебников, без жестких программ (дидактические материалы, дополнительная литература).

• Использование цвета, красок, изобразительного искусства.

• Индивидуализация (учет продвижения личности в развитии).

• Отсутствие деления на классную и внеклассную работу.

• Ученик подводится к открытию личностной значимости ЗУН и на этой мотивационной основе осваивает содержание предметов (областей).

• Коллективное познавательное творчество на уроке.

• Обучение самостоятельности, самоконтролю.

• Много игры (учеба должна приносить радость).

• Отрицание отметки.

• Ученическое самоуправление и коллегиальность внутришкольного управления.

• Участие родителей в жизни школы.

Позиция ученика.

– Ребенок в центре педагогической системы.

– Право выбора всего: от формы урока до его плана.

– Право ребенка на ошибки.

– Свобода выбора.

– Право на свободный творческий поиск.

– Отношения ответственной зависимости с коллективом.

Позиция учителя.

– Деятельность учителя является приоритетом, учитель ведет детей в течение 8 лет по всем предметам.

– Учитель - старший товарищ.

– С детьми к предмету, а не с предметом к детям.

– Не знания давать, а давать детям жить на уроке; совместная духовная жизнь ученика и учителя.

– Ожидание созревания сил, заложенных природой.

– Не говорить ребенку «нет», «нельзя».

– Не делать замечаний (отсутствие выделения слабых и сильных).

– Не ставить плохих отметок.

– Не оставлять на второй год.

– Принимать ребенка таким, какой он есть (все дети талантливы).

Очень важными сторонами вальдорфской педагогики являются внимание к здоровью детей, учительско-родительское самоуправление. «Школа есть прежде всего коллегия преподавателей, направленных на понимание развития и потребностей каждого ребенка».

Предтечи, разновидности, последователи

& В России создан и действует «Центр вальдорфской педагогики».

& Московская свободная вальдорфская школа (В.Н. Загвоздкин, А.А. Пинский) ра­ботает без обычного директора, завуча, других привычных административных атрибутов массовой школы. Всеми делами распоряжается выборная коллегия из детей, учителей и родителей.

Работа не делится на классную и внеклассную. Эти виды очень тесно переплетаются. После главного урока обязательно преподаются живопись, музыка, рукоделие, английский и немецкий языки (с первого класса одновременно), а также специфические для вальдорфской школы дисцип­лины – эвритмия (искусство выразительных движений) и изображение форм – рисование сложных узоров, графика.

Эпоха – одна тема на три-четыре недели, в течение которых разными способами, с разных сторон, через образ, ритм, чувство и рассуждения осваивается фрагмент человеческой культуры.

Программой предусмотрен сельскохозяйственный цикл, строительство деревянного домика (на уровне большой модели). Это в начальных классах. А в старших – работа с металлом. Все дети также осваивают рукоделие - учатся шить, вышивать.

& Школа свободного воспитания З.М. Агишевой (Зоя Михайловна Агишева – учитель на­чальных классов, г. Йошкар-Ола). Приоритеты - забота о здоровье, свобода выбора для ребенка, проживание вместе с детьми их детства, дети - лучшие учителя.

& Семейные школы. Причина возникновения семейных школ – это желание дать детям настоящее обра­зование, делающее человека разносто­ронним, открытым миру, а не «сред­нее», нигде не приложимое образова­ние из учебников. Модели школ могут быть три:

1) школа-дом (обучение родителями собственного ребенка);

2) школа-клуб (неофици­альное образовательное сообщество нескольких семей и их друзей);

3) самая признанная школа (выдающая аттеста­ты государственного образца, притом по-прежнему свободная и по-прежнему семейная).

Рекомендуемая литература

1. Ахмаваора У. Обучение письму и чтению в штайнеровских школах // Частная школа. - 1995. - № 6.

2. Вентцель К. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. - М., 1995.

3. Гейдебранд К.Ф. Учебный план свободной вальдорфской школы // Частная школа. - 1997. - № 2.

4. Гуманистическая направленность штейнеровской педагогики: Методическое пособие. – М.: ВЛАДОС, 1999.

5. Иена-план профессора Петерсона // Частная школа. - 1994. - № 4; 1995. – № 1.

6. Карлгрен Фр. Воспитание к свободе: педагогика Рудольфа Штейнера. – М., 1993.

7. Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Очерки понимающей педагогики. – М.: Народное образование, 2003.

8. Черкасова О.В. Педагогические основы вальдорфской школы. - Самара: СГУ, 1995.

9. Штейнер Р. Вопрос воспитания как социальный вопрос: Спиритуальные, культурно-исторические и социальные основы педагогики вальдорфской школы: 6 докладов, прочитанных в Дорнахе с 9 по 17 августа 1919 г. – Калуга, 1992.

10. Штейнер Р. Духовно-душевные основы педагогики. – М., 1997.

11. Штейнер Р. Духовное обновление педагогики. – М., 1995.

12. Штейнер Р. Искусство воспитания. Методика и дидактика. – М., 1996.

13. Штейнер Р. Искусство воспитания: Семинарские обсуждения. – М., 1996.

14. Штейнер Р. Методика обучения и предпосылки воспитания. – М.: Парсифаль, 1994.

15. Штейнер Р. Познание человека и учебный процесс. – М., 1998.

16. Штейнер Р. Современная духовная жизнь и воспитание. – М., 1997.

17. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение? Книга для учителя. – М., 1986.

Наши рекомендации